Ныне список "семейных" специалистов пополнили дефектологи и логопеды, заняв почетное место в первой пятерке, где-то между парикмахером и тренером по йоге. Такая эволюция социально-бытовых потребностей объясняется не данью моде, а массовым явлением, глобализация которого с каждым годом усиливается.
- Это кошмар! - сетует логопед с 30-летним стажем Валентина Собко. - Из десяти детей у восьми проблемы с речью! Уж кто-кто, а мы без работы не останемся… Также не потеряют востребованности и психологи, потому что большинство логопедических дефектов имеют глубокие психологические и социальные корни.
По мнению логопедов, сегодня можно заявлять о пандемии, "вирус" которой атрофирует одну из главных человеческих способностей - умение говорить. Говорить правильно.
"Битие" усугубляет
- Скажи "р-р-радуга!", - дополняя просьбу логопеда, орет на 6-летнего Сашу мама. - Ты тупой или баран? Вынь пальцы изо рта! Ну произнеси хоть что-нибудь!!! Я что, зря за тебя деньги плачу?
Сашу водят к логопеду уже второй год. Кроме того, с мальчиком занимаются в логопедической группе в саду, но это, похоже, не помогает ему справиться с главной проблемой - перестать "молчать" и начать говорить внятно, громко.
Да, Саша "молчун". Так называют детей с особенностями темперамента, которые проявляют огромное упрямство и в буквальном смысле… не разговаривают. Но почему?
На букву "р", с которой его пытается познакомить Валентина Ивановна, демонстрируя картинки рыбы, ракеты, ручейка, Саша давно и тщательно усвоил главное для него слово - "ремень". Вот и сегодня его традиционно отшлепают, поставят в угол, а дядя Толя - новый мамин муж - не разрешит до субботы смотреть мультики. Эх, ну почему ему нельзя жить с папой?
Воспитательница в садике говорит, что Саша весьма застенчив и в общении с детьми. Тихонько сидит в уголке, ни с кем не играет, а на занятиях предпочитает рисовать черным и коричневым карандашами. Иногда Саша "наказывает" за непослушание плюшевого мишку. Называя игрушку "тупым баланом", он грозится оставить его сегодня без ужина и… сдать в детдом.
Специалисты уверены, что "молчание ягнят" - не причина, а результат, следствие. Чаще всего ребенок замыкается в знак протеста, борьбы с окружающим миром. Миром для Саши является окружение, в котором он живет. Печально, что бороться приходится с любимой мамой и методами ее воспитания….
Язык доведет
12-летняя Марина очень стесняется своего заикания. Она не родилась с ним. Это произошло после того, как на нее неожиданно набросилась соседская собака. Девочка ужасно испугалась.
- У Марины легкая степень заикания, - говорит логопед. - Чаще всего это происходит в моменты повышенной эмоциональности и лишь в словах, начинающихся на твердые согласные ("п", "к", "д"). Эффективный метод ликвидации этих речевых блоков (и профилактики заикания в целом) - упражнения на дыхание. А еще - песни. Вы когда-нибудь слышали певца-заику? Нет! А все потому, что во время пения речевой аппарат идеально расслаблен, и звук появляется за счет дыхания и голоса.
Причин заикания несколько, утверждают специалисты: от тяжелых нарушений центральной нервной системы до банального подсознательного повторения речи заики (например, заикающейся бабушки, сестры, подружки в детсаду). Но чаще всего толчком для появления этого дефекта является испуг. Надеяться, что ребенок перерастет, не стоит. Бегом к специалисту! Ведь промедление подобно подогреву, и тогда к нарушениям темпа и ритма речи может присоединиться целый букет психологических комплексов: стеснение, замкнутость, заниженная самооценка, склонность к пагубным привычкам.
Главное, о чем следует помнить родителям заикающегося ребенка, - в семье должна быть спокойная обстановка. Это гораздо важнее специальных процедур и лекарств. Нельзя забывать, что большинство детей, страдающих заиканием, отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью и обидчивостью.
"Говорылы-балакалы…"
Еще один бич современной лексики - суржик (от стар. "сурож" - хлеб из смеси муки разных видов зерна, например, пшеницы и ржи). Язык, который является смесью нескольких языков и, следовательно, не может рассматриваться как чистая (литературная) речь. Образно говоря, это короед, проевший тоннель по всему древу филологии, и не просто отложивший яйца невежества в национальную самобытность языка, но и до неузнаваемости исказивший его. По данным Киевского международного института социологии, на суржике общается от 11 до 18% всего населения Украины (т. е. 5,1-
8,3 млн чел.).
Суржик - словесное проявление невежества. Скудости мысли, примитивности словарного запаса. Минуя традиции отдельно взятого языка, социум создает неформальное "эсперанто", называя вещи не своими, но удобными именами: "коняка", "лісапет", "скіко", "Маріюпіль".
Чаще всего в создании суржика "принимают участие" два похожих языка (русский и украинский). Первыми учителями "суржа" становятся родители. Далее идут сад и, как ни странно, школа. Подпитывает процесс неформальное общение на социально-бытовом уровне во дворе, на скамейке. Масла подливают и "креативные" СМИ, создающие корпоративный язык канала, издания, волны (не стесняющиеся использовать просторечия, вульгаризмы и "феню"). Ребенок смотрит любимый детский фильм, а его герои - не мальчики и девочки, а "клевые чуваки и чувихи" (как задумал и воплотил мысль сценарист). Злым силам в конце сказки приходит "капец", а то, что говорит капитан вражеской команды - вообще полная "фигня"…
Как можно бороться за чистоту речи ребенка, если так разговаривают "в телевизоре"?
Логопед в целях профилактики "суржика" советует проводить так называемые этнические дни. Например, сегодня все члены семьи разговаривают только на русском (литературном), завтра - на украинском.
- У меня один мальчик занимался, Мамука, - вспоминает Валентина Ивановна. - Мама у него киевлянка, а папа из Тбилиси. Так у них был еще и третий этнодень - грузинский.
Работа над ошибками
Работа логопеда с детьми дошкольного и младшего школьного возраста неразрывна с образовательной программой по языку. Например, чтобы получить от малыша отсутствующий звук "Л", нужно объяснить ему и значение буквы, которая его дает. Важно распознать причины отсутствия желаемого звука. То ли это "эффект" временного отсутствия передних зубов, то ли "виновата" уздечка, которую вместо операции подсечения можно попробовать растянуть определенными упражнениями.
Чтобы правильно говорить, нужно в полной мере слышать, слушать, запоминать, представлять и мыслить. Действительно, речь - это сложный процесс взаимодействий органов, участков и рецепторов. Но что делать, если один из механизмов отсутствует или весьма слаб?
Витя - долгожданный и единственный ребенок в семье Светланы и Юрия. Но в пять "с хвостиком" интеллектуальное развитие Вити соответствует возрасту двухлетнего малыша. Врачи разводят руками и в списке диагнозов нервной системы ставить точку не собираются. Причин подобных отклонений может быть множество. Света грешит на генетический сбой, связанный с возрастными факторами (родила она в 42), и на перенесенный во время беременности грипп. Юрий уверен, что проблемы сына - результат его бурной молодости. Более десяти лет он употреблял наркотики.
Вместе с тем, Витя по-своему социально активен, любит лепить из пластилина, с удовольствием слушает сказки, ориентируется в цветах, формах, игрушках, звуках.
- Витя разговаривает, - объясняет специалист. - Он выражает восклицаниями радость, гнев, восхищение, просьбы. Элементарные слова он заменяет их фрагментами: вместо "мама" - "ма", вместо "машина" - "ына", "ку" - значит "кушать". Перед нами стоит задача не просто адаптировать мальчика к социуму, но и обогатить его словарный запас, научить выражать мысли вербально, то есть словесно. Ведь речь в данном случае - чуть ли не единственная сигнальная система, способная помочь Вите выжить в столь сложном и непонятном для него мире.
Что наша жизнь? Игра!
В среднем, за один рабочий день к Валентине Ивановне приходит от пяти до пятнадцати маленьких пациентов. Каждый из них - не просто дислалия, дизартия, дислексия, афазия, а маленькая судьба, неугасающая надежда родителей на то, что ребенок заговорит правильно.
По мнению логопеда, речевую проблему ребенка, как и любой недуг, всегда легче предотвратить, нежели потом лечить.
- Бить тревогу раньше времени и кричать, что мой малыш не разговаривает в три месяца, не стоит, - уверена специалист. - Но и затягивать с сомнениями тоже нельзя. Существуют сроки, когда у ребенка анатомически, фонетически должны "созреть" те или иные звуки. Например, "р" и "л" должны появиться до пяти с половиной - шести лет. А изменять окончания в падежах и употреблять нужный род он должен уметь уже в четыре с половиной.
Элементарное обследование способности слышать мама может провести в домашних условиях в первые месяцы жизни ребенка. Для этого достаточно использовать погремушку. Не следует злоупотреблять пустышкой, потому как затяжной сосательный рефлекс может притормозить звукообразование.
Не следует отходить и от классических истин, уверены педагоги. Важно помнить, что преобладающий вид деятельности в младшем и дошкольном возрасте - игра. Именно в процессе игры можно и нужно учить ребенка азбуке, цифрам, цветам и фигурам, учить разговаривать. Все богатство представлений, понятий, получаемое малышом от нас, зиждется на его собственных действиях с предметами. Мало того, как только ограничивается деятельность ребенка, накопленные им речевые запасы утрачиваются: объем понятий сужается, словарь становится совсем скудным.
Речь ребенка развивается по механизму подражания. Ребенок начнет говорить хорошо, если будет слышать плавную, отчетливую и грамотную речь окружающих. Не забывайте общаться. Дома, на улице, в транспорте, по дороге в детский сад и домой. Именно живое общение станет залогом взаимопонимания между вами и вашим ребенком.