Мы часто говорим и негативно оцениваем то, что нам показывают по телевидению. Сетуем, возмущаемся, злимся, удивляемся. Но в этой односторонней оценке иногда забываем о том, что показывают нам именно то, что мы смотрим. Любая телепередача, шоу, фильм или сериал оценивается с точки зрения того, будет ли это интересно зрителю, будет ли он это смотреть, слушать и обсуждать.
Скучная жизнь и обыденность утомила, ежедневные заботы вызывают отвращение к жизни. Усталость провоцируют нас на поиск легких и недорогих способов себя развеселить и порадовать. В таком состоянии легко "подсесть" на модные нынче реалити-шоу с элементами гламура.
Незаменимое средство от скуки
На экране молодые-горячие строят дом, любовь, отношения. Но на самом деле заявленная цель не столь важна, - важно то, что у зрителя появляется возможность подглядывать за чужой жизнью. Никому не чужды такие низменные страсти, как подсмотреть-подслушать, а любопытство в таком случае вовсе не порок, ведь участники сознательно соглашаются на то, чтобы их жизнь была доступна для просмотра каждому. Старый добрый "Дом", жаркие "Каникулы в Мексике", "Большой брат", "Холостяк" или "Фермер шукає дружину" - все эти проекты в основном популярны за счет этой самой возможности "подсмотреть", увидеть чужую почти настоящую жизнь.
В сериалах игра актеров происходит по заранее заготовленному сценарию, чем отличается от картинки, созданной в реалити-шоу. Этот мир зазеркалья рассчитан на уставших от обыденности, соскучившихся по эмоциям зрителей, на тех, кто хотел бы жить по-другому, но по каким-либо причинам не в состоянии изменить свою жизнь. Жизнь живых людей на экране, за которой можно ежедневно или хотя бы один раз в неделю наблюдать, добавляет красок, эмоций, переживаний и как будто вносит некоторое разнообразие в привычный ритм ежедневных забот.
Форматы различных реалити-шоу отличаются по направлениям, но основная объединяющая особенность состоит в том, что на экране мы видим настоящих людей, не являющихся актерами, живущих обычной жизнью, такой же, как мы с вами. Их жизнь, их достоинства и недостатки выставляются напоказ, успехи и неудачи рассматриваются сквозь увеличительное стекло голубого экрана, конфликты, изменения, достижения - все это становится достоянием общественности. Телевидение не стоит на месте и обычной демонстрации чужой жизни становится недостаточно, чтобы заинтересовать зрителя. Реалити-шоу модифицируются, обновляются, более популярными становятся шоу талантов или проекты, в которых участники овладевают новыми навыками, соревнуются, и зритель в итоге получает уже не только возможность "подсмотреть". Уже есть ощущение "участия" - можно проголосовать за понравившегося героя, вместе с ним переживать, разочаровываться или радоваться победам.
Наблюдая за ходом событий в "Х-факторе", "Фабрике звезд", "Україна має таланти" или в "Танцюють всі", мы можем реализовать не только свое любопытство и страсть к подглядыванию, но и нечто большее. Спектр переживаемых эмоций расширяется, зритель оказывается более вовлеченным, поскольку жизнь, представленная благодаря таким реалити-проектам, уже не просто демонстрирует примитивный бытовой способ существования, а показывает нам людей, чему-то обучающихся, что-то получающих, ставящих перед собой цели, упорно к ним идущих.
Талант-шоу, безусловно, популярны по тем же причинам, что и шоу "подглядывания". Однако их аудитория гораздо шире - на жизнь молодых звездочек и талантов интересно смотреть, в том числе и тем, кто сам желает проявить свои таланты, стремится чего-то достичь в этой сфере, людям творческим, интересующимся творчеством, желающим заглянуть за кулисы. Зритель талант-шоу - это психологически более зрелый зритель.
Личное в реалити-шоу
Различные реалити-форматы рассчитаны на разную аудиторию. И кроме описанных выше шоу сегодня популярность и любовь зрителя также завоевывают не просто развивающие таланты проекты, а обращающие наше внимание на всевозможные проблемы общества, показывающие жизнь с разных сторон. Те проекты, которые актуализируют социальные ценности, отражают сложности, с которыми человек сталкивается в своей жизни, показывают возможности и пути решения этих проблем. Например, проект "Зважені і щасливі" стал яркой демонстрацией того, как люди "запускают" себя и свое тело, почему переедают, полнеют, забывают о своем здоровье и красоте. И, возможно, самое главное, проект показывает, что справиться с лишним весом - реально. Необходимо захотеть, поставить цель, иметь силу воли, думать не о быстрых и краткосрочных диетах, а о здоровом образе жизни, где есть место спорту, правильному питанию и здоровому мышлению, психологическому развитию.
Любое реалити-шоу - отражение проблем и актуальных тем нашего общества. Мы смотрим то, чем живем. Иногда ежедневные проблемы кажутся такими обыденными, постоянными, что мы просто перестаем замечать, как живем. Общечеловеческие ценности девальвируются, и возможно, именно с этим связана возрастающая популярность проектов, акцентирующих на этом внимание. Проекты "Кохана, ми вбиваємо наших дітей" или "Вагітна у 16" обращают внимание зрителя на то, как мы растим и воспитываем наших детей, будут ли они счастливыми, смогут ли в будущем чего-то достичь и что делать в случае, если сложности в воспитании ребенка стали реальными проблемами.
Психологические реалити-шоу привлекают внимание той аудитории, для которой темы, заявленные в проекте, актуальны, интересны, и, скорее всего, в той или иной степени присутствуют в жизни. Способности самостоятельно разрешить эти проблемы нет, и реалити-проект становится возможностью посмотреть на проблему со стороны, увидеть, как с этим можно справиться.
Человек устроен так, что самые острые комплексы и травмы "уходят" глубоко в бессознательное. Мы можем испытывать некоторый психологический дискомфорт, однако зачастую не знаем, как это исправить, не всегда способны заметить и оценить "масштаб трагедии".
И первое, что получает зритель, это возможность идентифицироваться с героем реалити-шоу. Мы смотрим на экран и видим обычного человека. Он такой же, как я. Эти обычные люди роднее и ближе эфемерных звезд шоу-бизнеса, с ними гораздо легче идентифицироваться. А когда ты видишь "как будто бы себя" и элементы своей жизни со стороны, появляется куда больше интереса и соблазна узнать "а что же дальше?".
Старая известная пословица "в своем глазу бревна не заметно, а в чужом - соринку видать" отчасти отражает тот процесс, который переживает зритель, осуждая или оценивая поступки и поведение участников реалити-шоу. Недостатки или ошибки участника шоу показаны на экране ярче и заметней. Поскольку у каждого из нас есть свои минусы и неудачи, которые не всегда хочется замечать и признавать, испытывать за них стыд или чувство вины, то наблюдение за героями реалити-шоу дает возможность осудить или пристыдить кого-то другого, тем самым позволяя внутреннему конфликту и неприятным переживаниям изливаться наружу, а не внутрь. Мы проецируем вовне то, что сложно заметить, переварить, признать или пережить в себе. Зритель получает возможность обвинять не себя за свои проступки, а другого человека, что организовывает некий временный психологический комфорт.
Третьим немаловажным фактором является и то, что реалити-шоу - живые, искренние эмоции. Зритель точно так же получает возможность испытывать эти эмоции, практически весь спектр переживаний становится доступным даже очень сдержанным и внешне не проявляющим эмоций людям. Когда события с героями реалити-шоу становятся "мостиком" для проявления и переживания сдержанных чувств - зрители сочувствуют, испытывают нежность, грусть или злость по отношению к участникам проектов, плачут вместе с ними, радуются их достижениям.
Важно и то, что участники реалити-шоу по-настоящему преодолевают что-то в себе, чему-то учатся, иными словами, приобретают некий опыт. И приобретение этого опыта "на виду", в условиях реалити-шоу, дает возможность зрителю видеть и перенимать этот опыт, подражать и тоже в какой-то мере учиться. Отчасти это учеба "на чужих ошибках", а отчасти - возможность самому "не тратиться" (эмоционально в том числе) на эксперименты и потенциальные неудачи, взять себе на заметку способ оказавшийся успешным.
"Плюс" со встроенным "минусом"
Ведутся бесконечные дискуссии о том, какое влияние оказывают реалити-шоу на общество в целом и психику людей в частности. Бесспорно одно - реалити-шоу привлекают внимание, их смотрят, оценивают, обсуждают, ругают. И, безусловно, влияние такого рода передач может быть как негативным, так и позитивным.
Скорость жизни увеличивается с каждым днем, и человек, особенно в мегаполисах, сталкивается с большим количеством стрессовых ситуаций, а как следствие и с напряжением, требующим разрядки. Реалити-шоу это возможность получить такую эмоциональную разрядку. В зависимости от актуального состояния зритель может увидеть две стороны, два возможных направления снятия напряжения - "у меня не все так плохо" или "он смог, значит, и я смогу". Кроме этого - возможность "слить" негативные переживания не на близкого человека, "попавшегося под горячую руку" после тяжелого рабочего дня, а на героев программы. Простая реакция без глубоких размышлений тоже необходима.
Но негативное влияние может быть связано и с тем, что, во-первых, полезно использовать не только этот инструмент снятия напряжения, а если он является единственно возможным, то рано или поздно перестанет быть таковым и будет только усугублять имеющееся напряжение. Во-вторых, иногда возникающее напряжение требует не безадресной разрядки, а например, решения конкретной проблемы в жизни человека, но такая безадресная возможность "сливать" негативные эмоции только оттягивает решение собственных проблем.
В какой-то мере возможность видеть "чужие бревна" может помочь обратить внимание человека и на свои ошибки, заметить собственные комплексы, страхи, недостатки.
Но опять же, чтобы заметить и осознать собственные проблемы необходимо иметь определенную смелость, честность и внимательность по отношению к себе, а "засыпая" перед телевизором под очередное реалити-шоу зритель не всегда задумывается, что из происходящего на экране "про него".
Возможность переживать чувства вместе с героями реалити-проектов - прекрасная возможность учиться замечать, переживать и предъявлять свои эмоции. Кроме того, она скрашивает жизнь зрителю - этакая эмоциональная пища.
Но если просмотр реалити-шоу - единственное, что вызывает насыщенные переживания, возможно, стоит задуматься о собственной жизни и о том, почему только чужие успехи, достижения или события вызывают эмоции. Возможно, в своей жизни давно пора что-то изменить, чтобы получать радость и удовольствие не только в момент просмотра телевизора, но и от самой жизни.
То, чему можно научиться (будь-то какие-либо полезные технические навыки типа приготовления блюд или физических упражнений либо опыт поведения участников реалити-шоу в конфликтной ситуации), увидев пример из реалити-шоу - тоже хороший бонус для зрителя. Однако личный опыт в любом случае остается более значимым. В случае опоры только на чужой опыт, есть соблазн так и не получить опыт собственный. Смотрите, болейте, голосуйте за героев реалити-проектов, получайте удовольствие от уютного семейного просмотра, главное, чтобы это не превратилось в единственное и самое яркое событие вашей жизни.