В минувшее воскресенье в нефтегавань Одесского морского порта зашел танкер «Морская звезда» (Sea Star) с 80 тыс. тонн венесуэльской нефти. Сырье предназначено для Мозырского НПЗ в Беларуси, куда из Украины этот груз будет доставлен по железной дороге.
Появление танкера стало следствием нефтяной войны между Минском и Москвой. С 1 января 2010 года продукты переработки нефти, в том числе нефтехимическое сырье, поставляемые из Российской Федерации в Беларусь, облагаются вывозной таможенной пошлиной.
Сейчас Москва предлагает Беларуси сохранить объем беспошлинных поставок нефти для внутреннего потребления на уровне 6—6,3 млн. тонн. Но Минск такие объемы не устраивают, что обострило отношения между сторонами и способствовало интенсивному поиску альтернативного нефтяного сырья.
Собственно, Минск и ранее предполагал осуществлять вместе с Венесуэлой энергопроекты. Совместные предприятия уже добывают там до миллиона тонн нефти в год, но еще недавно прямые поставки в Беларусь не планировались. Добытую продукцию предполагали продавать в Западном полушарии.
Однако уже в марте во время визита белорусского президента Александра Лукашенко в Каракас было заявлено о прямых поставках южноамериканской нефти. В апреле по вопросу транзита венесуэльской нефти из Одессы была создана и совместная украинско-белорусская межправительственная рабочая группа.
Белорусы анонсировали, что будут поставлять из Венесуэлы около 4 млн. тонн нефти в год, что эквивалентно одному танкеру класса «Морской звезды» в неделю. Сырье будет поставляться на переработку, а затем нефтепродукты будут реализовываться в третьих странах (включая Украину). Минск даже заявил, что ЗАО «Белорусская нефтяная компания» уже создало в Киеве дочернее предприятие, которое будет заниматься вопросами доставки нефти из Венесуэлы в Беларусь и экспорта нефтепродуктов в Украину.
С технической точки зрения, неразрешимых проблем не должно быть. По словам начальника Одесского морского порта Николая Павлюка, сама перевалка транзитной нефти не является проблемной. Жизнеспособность маршрута больше зависит от синхронизации работы нефтебаз, предоставляющих емкости, и наличия достаточного количества железнодорожных цистерн. А также от транспортных тарифов.
И хотя венесуэльская нефть более качественная, ее доставка будет обходиться явно дороже, чем российской (цикл транспортировки от реки Ориноко до Беларуси предполагает три недели танкерной перевозки и две недели железнодорожной).
Так что для минимизации затрат от Киева попытаются выбить максимально возможные скидки. Однако говорить о них можно будет только в случае организации действительно регулярных поставок.
Пока Минтранссвязи Украины сдержанно заявило, что «в настоящий момент рентабельность варианта транспортировки нефти для Беларуси через Одесский порт и далее железной дорогой грузополучателю рассчитывается экономистами».
Интересно, что А.Лукашенко уже заявил, что российская «Славнефть», которой принадлежит 42,6% акций НПЗ, ни в коем случае не должна получать доходы от переработки этой нефти. Впрочем, в самом Мозыре пока не комментируют возможную рентабельность процесса.
В принципе, независимо от исхода эксперимента, для Украины он несомненно полезен. Как минимум, будет получен опыт организации альтернативных поставок нефти, а также данные его экономических затрат.
В будущем такой опыт может пригодиться.