Незадолго до своей смерти президент Туркменистана Сапармурат Ниязов объявил об открытии «супергигантского» газового месторождения. Поначалу это сообщение особого ажиотажа в западной, как и российской прессе не вызвало. Несмотря на то, что предполагаемые запасы Южного Иолотаня оцениваются в 7 триллионов кубометров, то есть вдвое больше запасов самого крупного в мире Штокмановского месторождения. С одной стороны, эти запасы еще нужно подтвердить, причем сделать это самостоятельно Туркменистан не сможет как из-за финансовых, так и из-за технических проблем. С другой — даже в случае подтверждения этих запасов на первый план выходит извечная проблема транспортировки газа его потенциальным потребителям. И вот по мере «прорисовки» главных «клиентов» Туркменистана и начала раскручиваться в СМИ интрига.
Согласно последнему статистическому обзору мировой энергетики, опубликованному BP в июне этого года, Туркменистан обладает 2,9 триллиона кубометров газа. Даже с этим показателем страна выходит на второе (после России) место в Евразии. Однако конкуренции российскому газу туркменский составить не может, так как практически полностью зависит от российской трубопроводной системы и желания «Газпрома», а точнее — нежелания выпускать туркменский газ на европейский рынок газа. Из 60 млрд. кубометров газа в год, которые сейчас добывает Туркменистан, 14 млрд. используются потребителями в стране, а остальные практически полностью выкупает Россия, которая затем поставляет туркменский газ главным образом в Украину и частично в страны Западной Европы.
Имея долгосрочный контракт с Туркменистаном на закупку 50 млрд. кубометров газа в год, Россия ведет переговоры о поставках уже 100 млрд. При этом в воздухе зависает не только возможность Ашхабада обеспечить эти поставки, но и способность России доставить их потребителю. Трубопровод Средняя Азия — Центр, по которому сейчас транспортируется львиная доля туркменского газа (крайне незначительная часть экспортируется в Иран) был построен еще в 1974 году. В настоящее время, прокачивая около 40 млрд. кубометров в год, этот трубопровод работает на пределе. Существуют планы его поэтапной модернизации, которые позволят увеличить пропускную способность до 55 млрд. кубометров к 2010-му, а в дальнейшем, возможно, даже до 90—100. Естественно, при самом непосредственном участии «Газпрома» и в расчете не только на туркменский, но и на узбекский газовый ресурс.
Принять участие в реализации другого проекта — строительстве Прикаспийского газопровода — Туркменбаши приглашал Германию. Новый газопровод, проложенный по правобережью Каспия, сможет поставлять до 40—50 млрд. кубометров газа в Европу. Правда, и в этом проекте без «Газпрома» не обойтись, так что Туркменистан сразу предложил «сообразить на троих».
Зато, как оказалось, без «третьих лишних» вполне сможет обойтись Китай. Соглашение о строительстве магистрального трубопровода от Амударьи до китайского порта Гуанчжоу было подписано еще в апреле этого года. После завершения строительства в 2009 году в Китай планировалось перекачивать по 30 млрд. кубометров газа ежегодно. Причем цена газа сохранялась в тайне, однако предполагается, что она будет существенно ниже той, которую запрашивала с Пекина Москва, весьма умело разыгравшая «китайскую карту» в своем энергетическом диалоге с Брюсселем.
Сейчас, похоже, ситуация складывается диаметрально противоположная. После того как Пекин объявил об участии China National Petroleum Corp. в разведке и освоении Иолотанского месторождения (пообещав в ближайшие три года пробурить 12 пятикилометровых скважин общей стоимостью 152 млн. долл.), перспективы нового месторождения стали гораздо активнее обсуждаться в Европе. В частности, российская монополия на транспортировку туркменского газа стала одним из пунктов повестки дня рижского саммита НАТО.
Впрочем, как показывает практика, переходить от слов к делу европейские страны спешат медленно. Хотя и достаточно уверенно — строительство газопровода Nabucco, позволяющего транспортировать центральноазиатский газ через Турцию, Болгарию, Румынию и Венгрию в Австрию, объявлен Еврокомиссией уже не только экономическим, но и политическим приоритетом. Завершение строительства 3400-километровой магистрали стоимостью 4,6 млрд. евро ожидается не ранее 2012 года.
Возможно, к этому времени и в Украине вызреет необходимость предпринять конкретные шаги, чтобы не остаться совсем без туркменского газа. Ведь параллельно со всеми перечисленными газопроводами Туркменистан напряженно работает над прокладкой еще одного, Трансафганского, позволяющего выйти на все более увеличивающие аппетит рынки Пакистана и Индии. Как будут разворачиваться события после смерти Туркменбаши, пока сказать трудно. Ясно одно, что для любой власти Туркменистана энергоносители будут основным источником наполнения бюджета и не только… Ясно и то, что все игроки мирового рынка энергоносителей, которые не смогли найти общий язык с Ниязовым, теперь попытаются взять реванш.