Чувство дежавю от лицезрения нынешнего состава правительства в последнее время стало усиливаться еще и с применением до боли знакомых подходов. Как и в предыдущий раз, в августе 2006 года, снова не повезло министру топлива и энергетики Юрию Бойко — цены на мировом нефтяном рынке идут вверх, увлекая за собой цены на автозаправочных станциях.
Первый разбор полетов в рамках экспертно-аналитической группы по вопросам рынка нефтепродуктов (ЭАГ) закончился более-менее мирно: участники рынка сделали шаг навстречу (читай — снизили цены на 10—15 коп.), а отраслевое министерство отделалось обещаниями начать работу по очищению рынка от схем оптимизации налогообложения и прочих мер по выравниванию конкуренции на рынке.
Однако складывается впечатление, что чиновники слегка недооценивают серьезность и «запущенность» ситуации на топливном рынке. Похоже, что расчет на проверенные методы ручного «решения вопросов» пока ближе, чем системная планомерная работа. Между тем рынок нефтепродуктов сильно изменился, и прежние подходы уже могут и не сработать.
В третьей декаде марта нефтепродукты на бензоколонках резко подорожали. Буквально за день цены за литр топлива прибавили 20—37 коп. Усиленный резонанс был вызван преодолением сразу двух психологических отметок — 8 грн. за литр бензина А-95 и 7 грн. за литр дизтоплива. Эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что предпосылки для этого были. В частности, за предыдущие два месяца мировые цены на нефть прибавили почти 11,5%; высокооктановый бензин и дизтопливо подорожали более чем на 13 и 14%, соответственно (96 и 93 долл./тонна, что в «розничном» эквиваленте составляет примерно 87 и 93 коп./л). При этом необходимо отметить, что розничные цены на протяжении февраля—марта не менялись.
Надо также признать, что шумиха во многом была раздута чиновниками и прочими политическими деятелями, которые не упускают ни единого случая отпиариться на проблемных вопросах, хотя, как правило, этим их участие в решении проблемы и ограничивается. Многое показало заседание экспертно-аналитической группы по вопросам рынка нефтепродуктов, которая 26 марта собралась в новом составе и должна была дать ответы на вопросы, накопившиеся не столько у чиновников, сколько у участников этого рынка.
Кривое зеркало
«Власть не будет терпеть такие методы трейдеров, не согласованные в рамках экспертно-аналитической группы, и будет соответствующим образом реагировать на них», — процитировала пресс-служба Минтопэнерго своего шефа по итогам заседания ЭАГ 26 марта. В целом протокол этого заседания представляет собой наставления «плохим ученикам». Невозможно удержаться от цитирования шедевра: «Обеспечить в дальнейшем стабильность, прозрачность и предсказуемость действий всех участников украинского рынка нефтепродуктов, что исключало бы необходимость применения административного ресурса по отношению к нарушителям стабильности». (Интересно, о каких мерах идет речь?) Из протокола также следует, что обиделись чиновники на то, что участники рынка нарушили приснопамятный меморандум, который правительство Виктора Януковича подписало с нефтетрейдерами в августе 2006 года. Речь идет о меморандуме, который начинается словами «Понимая важность создания условий для стабильного, прогнозируемого и конкурентного развития внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов…»
Дело в том, что если проанализировать этот меморандум, то из девяти обязательств, которые взяло на себя правительство, выполнено только одно — первое: создание и регулярная работа этой самой ЭАГ. Как можно понять, это далеко не самый важный момент в обоюдных договоренностях. На заседании 26 марта министру Ю.Бойко был вручен другой документ, под которым подписались крупнейшие участники рынка. «В Украине появилась неформальная структура: финансово-промышленная группа «Приват». Под контроль этой группы попали стратегические объекты нефтедобывающей, нефтетранспортной и нефтеперерабатывающей отраслей, доля государства в которых превышает 50%. В частности, руководящие должности в АО «Укрнафта», «Укртранснафта», «Укртатнафта» занимают лица, тесно связанные с ФПГ «Приват» и ее собственниками. Кроме этого, группа контролирует почти все морские пункты перевалки нефти и нефтепродуктов и более чем 25% автозаправочных станций… Тем самым можно констатировать, что на базе государственных предприятий создана вертикально интегрированная структура, которая преследует частные интересы и имеет все признаки монополизма сразу в нескольких отраслях экономики», — так видят главную проблему нынешнего рынка его участники, очертив ее в совместном письме министру.
Далее раскрывается и главная суть проблемы: мало того, что украинскую нефть крупнейший игрок скупает за копейки (на мартовском аукционе ресурс ушел по 50 долл. за баррель, тогда как в мире цены перешагнули отметку в 80 долл.), так впоследствии продукты из этой нефти еще и проходят через оптимизационную схему на «Укртатнафте» — с помощью выпуска безакцизных компонентов бензина КБ-92 и КБ-95 (20 евро/т вместо 110 евро/т).
Имея такое преимущество, «Приват» уже около года открыто демпингует, наращивая рыночную долю. Достаточно сказать, что одно приобретение сети «Альфа-Нафты» позволило «Привату» увеличить рыночную долю в полтора раза — почти до 1600 АЗС, что в действительности составляет 25% от общего числа заправок в стране (около 6200). Но по оценкам «Консалтинговой группы А-95», в 2009 году доля днепропетровской группы в розничных продажах превысила 30%. Все это происходит под носом у всевидящего Антимонопольного комитета Украины, который видит нарушения даже в Ульяновском районе Кировоградской области. По поводу же монополиста в национальном масштабе в комитете разводят руками: документальных доказательств существования консолидированной сети «Привата» нет. В качестве отправной точки борцам за конкуренцию можно порекомендовать сайт www.avias.com.ua, где в одном списке приводятся все станции группы с адресами. Можно упомянуть о том, что крупнейшие украинские так называемые брендовые сети (WOG, ОККО, «Лукойл», Shell, ТНК и прочие), которых часто подозревают в согласованных действиях, имеют суммарно меньше заправок, чем «Приват».
Наличие эксклюзивного доступа к украинским энергоресурсам и открытая оптимизация налогообложения путем выпуска КБ обусловили 30-копеечное «отставание» «Привата» от остальных вышеупомянутых брендов. Это привело к серьезному изменению структуры рынка, а точнее, к оттоку покупателей из сетей с дорогим импортным или отечественным продуктом в пользу оптимизаторов или торговцев низкокачественным топливом.
Получается интересная картина: оптимизаторы и поставщики «бодяги» сегодня в почете, так как они проводят «социально ответственную» ценовую политику, как нынче принято говорить, а сети с качественным продуктом в опале, поскольку смеют повышать цены в столь непростой для страны период (который никогда не заканчивается). Вывод простой — торгуй бодягой, не плати налоги и государство тебя не тронет. (Во всяком случае, отменить КБ и аукционы пока никто не может, а на заправках никто из госорганов качество не проверяет.) И наоборот, торгуешь дорогим и качественным продуктом, платишь налоги — будешь наказан на Экспертно-аналитической группе и выставлен на всеобщее обозрение как «нарушитель стабильности».
Отсчет пошел
При всем наличии предпосылок для роста цен в ситуации с мартовским повышением не все укладывается в голове. Во-первых, почему нужно было поднимать цены в один день на 30—37 коп./л, а не на 10—15 коп. в неделю? Во-вторых, понимая ранимость новой власти, почему бы не ускорить встречу с профильным министерством, описав объективную ситуацию, если внутри ведомства это сделать некому? Тем более что люди вроде бы и не чужие, уже работали.
Как бы там ни было, а после встречи 26 марта цены немного снизились, пускай и не до уровня 8,10 грн./л, как настаивало Минтопэнерго. Импортеры не нашли возможности, а сеть Shell, например, расценивает неоднозначные, как для других, сигналы из министерства не иначе как рекомендации. «Всякое давление, рекомендации мы воспринимаем только как рекомендации... Это не роль государства — регулировать цену», — заявил Вильям Козик, руководитель сети всемирно известной марки в Украине. В то же время он отметил, что госрегулирование цен на нефтепродукты имеет место в Европе. «В Европе, в частности в Люксембурге, есть практика государственного регулирования цен на нефтепродукты, но там это прописано в законодательстве», — акцентировал внимание топ-менеджер.
В целом фактор постепенного проникновения иностранного капитала в топливный ритейл Украины может оказать свое влияние на дальнейший разговор между чиновниками и участниками рынка. В частности, вице-президент по переработке и торговле ТНК-BP Дидье Бодранд на мартовской пресс-конференции в Киеве с пониманием отнесся к желанию властей контролировать нефтяной бизнес, но одновременно отметил, что инвестировать в Украину компания будет только при наличии благоприятного инвестиционного климата и понятных правил игры на рынке. А его коллега, президент «ТНК-ВР Коммерс» Сергей Лизунов в последнее время часто подчеркивает тот факт, что за десять лет работы в Украине прибыль компании, полученная в нашей стране, на несколько порядков меньше прибыли в целом.
В ближайшее время необходимо ожидать активизации общения между нефтяниками и Минтопэнерго, поскольку на повестке дня рекордный рост цен на мировом рынке, где цена нефти перешагнула отметку в 86 долл. за баррель и все больше говорят об очередной «круглой» цифре. Расчеты показывают, что если такое напряжение в мире продлится еще дней десять, то в Украине следует ожидать роста цен на бензин марки А-95 до уровня 8,50 грн. за литр уже в третьей декаде апреля.
В то же время, по имеющимся данным, работники из третьего дивизиона Минтопэнерго нынче колдуют над изобретением формулы розничной цены, которая бы показывала исключительно то, что хотят в украинском ведомстве. Попытки «узаконить» свои расчеты через владельцев АЗС успехом не увенчались, поэтому напряжение растет.
Скорее всего, участникам рынка придется самостоятельно решать свои проблемы и в части создания равных условий конкуренции: вместо лоббирования необходимых изменений на уровне законопроектов чиновники отписались проектами постановлений Кабмина, которые ранее были успешно заблокированы «Приватом» в судах. Как бы там ни было, а отсчет времени для демонстрации результата новым Минтопэнерго пошел. Чем меньше будет результатов, тем меньше оснований для различного рода рекомендаций будет у этого ведомства.