О проблемах металлургии в нынешних условиях экономики Украины и ее сегментов,
о том, во что и почему это обходится правительству и налогоплательщикам, и как государство может заработать, минимизируя коррупционные риски
Экономика Украины находится в предынфарктном состоянии, в пропасть катится курс гривни. Одной из причин кризиса является спад производства в промышленности в целом и горно-металлургическом комплексе Украины, в частности. Как результат, уменьшение экспорта украинской металлопродукции, сокращение объемов поступающей в Украину валюты. Так, валютная выручка от экспорта черных металлов в январе-феврале 2015-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась почти на 40%. В феврале 2015 -го выплавка стали на металлургических предприятиях Украины сократилась на 33,2% по сравнению с показателями прошлого года.
Грустно сознавать, что на протяжении всех лет после обретения Украиной независимости производство стали в стране неуклонно снижалось. Чтобы не перегружать текст цифрами, назову лишь объемы выплавки стали в последние три года: в 2012 г. - 32,4 млн т, 2013-м - 32,7 млн, 2014 г. - 27,2 млн т. Списывать все проблемы в металлургии на войну, по меньшей мере, некорректно. Истоки развития украинской металлургии по негативному сценарию лежат гораздо глубже и кроются, прежде всего, в непродуманной промышленной политике государства.
Путь развития металлургии Украины на ближайшие годы в значительной, а может, и в решающей степени зависит от перспективы обеспечения отрасли сырьем и энергоносителями. Комбинаты полного металлургического цикла, которые составляют основу отечественной металлургии, до недавнего времени были обеспечены украинскими железной рудой, углем для производства кокса, электроэнергией. Украина обладает запасами каменного угля, равными почти 4% от его мировых ресурсов. Для производства кокса в основном использовали угли различных марок, добываемых в Донецкой и Луганской областях. В этом регионе добывалось примерно 70% углей от суммарного по Украине объема их добычи. Но поставки украинских углей на отечественные коксохимические заводы из года в год уменьшались. Так, если в 2010 г. доля украинских углей в шихте для производства кокса составляла 65,9%, а импортных - 34,1%, то по итогам 2011-го - 62,3 и 37,7% соответственно. Основной объем (около 90%) импортируемых коксующихся углей Украина до недавнего времени завозила из России, остальную часть - из Казахстана. В 2014 г. планировалось импортировать из России 10,2 млн т коксующихся углей.
Следует заметить, что украинские угли в основном имеют высокое содержание серы. Это ухудшает качество кокса и пылеугольного топлива, вдуваемого в доменные печи. Тем не менее металлургам нужно ориентироваться на отечественную угольную отрасль, а снижения содержания серы в чугуне и стали следует добиваться не за счет импорта низкосернистых углей, а способом обессеривания чугуна на специальных установках. Это основополагающий тезис в теме развития украинской металлургии.
Несмотря на то, что объемы производства стали в Украине из года в год уменьшаются, добыча железной руды, наоборот, увеличивается. Если в 2000 г. в Криворожском бассейне добыли 55 млн т железорудного сырья, то в последние годы объемы добычи возросли до 80 млн т. Причина - в прибыльности железорудного производства.
Особого внимания заслуживает проблема обеспечения металлургических предприятий металлоломом и экспорта этого сырья. Рассмотрим ее подробнее.
На украинские металлургические заводы в 2012–2014 гг. было поставлено 4,98; 4,45 и
3,37 млн т лома черных металлов (соответственно по годам). То есть для производства запланированного количества стали металлурги в 2012-м, 2013-м и 2014 г. использовали 15, 13 и 12% привозного лома черных металлов, соответственно. Структура сталеплавильных мощностей в Украине в 2015 г. не изменится. Останется прежней и технология выплавки стали. Согласно экспертным оценкам, производство стали ожидается на уровне около 26,2 млн т. Это оптимистичный прогноз, реально же объемы производства, похоже, будут меньшими. Следовательно, для выплавки такого количества стали украинским металлургам потребуется 26,2×0,12=3,14 млн т привозного металлолома (будем ориентироваться на показатель 2014 г.).
На протяжении десятилетий Украина являлась одним из крупнейших заготовителей и экспортеров металлолома. В конце 2000-х в Украине ежегодно заготавливали 8–11 млн т лома черных металлов, а экспорт составлял 4,5–5,2 млн т. Металлолома с излишком хватало и для отечественной металлургии, и для экспорта. В 2000 г., например, на внутренний рынок было поставлено 5,89 млн т лома черных металлов, а на экспорт - 5,188 млн т. То есть Украина экспортировала 46–54% собираемого металлолома. Ломозаготовительные предприятия (вторметы) создавали тысячи рабочих мест, регулярно платили зарплату и налоги, загружали своими заказами порты, железную дорогу и суда речфлота. Экспорт металлолома ежегодно обеспечивал поступление в Украину около 1 млрд долл.
Такой крупный финансовый поток валюты не остался без внимания "смотрящих" предыдущей власти. И криминальные "схемщики" в 2012–2013 гг. реализовали схему переориентации денежных потоков из бюджета в частные карманы. Во-первых, заблокировали свободный экспорт металлолома. Во-вторых, ввели порядок ручного регулирования объемов экспорта лома путем выдачи чиновниками Министерства экономического развития и торговли разрешений (квот) на экспорт этой продукции. Незаконную систему ограничения экспорта металлолома оплели паутиной подзаконных актов в виде распоряжений и постановлений Кабмина, приказов сначала Минпромполитики, а позже Минэкономразвития.
Такой "порядок" позволяет отказывать в выдаче квот реальным экспортерам лома и выдавать разрешения на вывоз за рубеж сотен тысяч тонн этой продукции посредническим фирмам. В большинстве такие фирмы не имеют ни заготовленного металлолома, ни договоров с портами на его перегрузку, ни зафрахтованных суден. Они просто перепродают полученные в министерстве разрешения (квоты) реальным экспортерам. Тариф доходит до 10 долл. за квоту на экспорт тонны металлолома. При минимальном объеме экспортированного лома, например, в 2013 г. около 255 тыс. т сумма "дивидендов" от перепродажи квот могла составлять ориентировочно 1,5–2,0 млн долл. Даже если предположить, что названная сумма завышена вдвое, все равно размах коррупции впечатляет.
Реализация замыслов по ограничению экспорта лома черных металлов автоматически сопровождалась уменьшением поступлений валюты в Украину. Объемы экспорта металлолома в последнее десятилетие неуклонно сокращались, хотя и составили в прошлом году 1,03 млн т (см. табл.).
Одним из лжеаргументов, с помощью которого пытаются обосновать ограничение экспорта металлолома, является тезис о том, что при снятии ограничений на экспорт этого сырья не хватит отечественным металлургам. Однако анализ состояния внутреннего и внешнего рынков свидетельствует как раз об обратном. Экспорт лома однозначно надо увеличивать. В ближайшие годы количество металлолома в стране будет расти в связи с моральным старением, завершением срока эксплуатации и приходом в негодность многих коммунальных сетей, заводского оборудования, техники. В итоге ресурс для сбора и экспорта металлолома будет увеличиваться.
Кроме того, количество металлолома в стране, увы, дополнительно увеличится в связи с трагедией на Востоке Украины. Поэтому для сбора 5,5–6,0 млн т лома черных металлов не требуются сверхусилия. Получается, что Украина в 2015 г. может и должна экспортировать 2,36–2,86 млн т металлолома. При доведении заготовки лома до 8–11 млн т в год, как было в конце 2000-х и что вполне реально, объемы его экспорта могут быть увеличены до 4 млн т в год.
Экспорт лома черных металлов может и должен быть таким же свободным, без каких-либо ограничений или квотирования, как экспорт чугуна, заготовки, катанки, другой металлопродукции. Ни в одном из промышленно развитых государств экспорт металлолома не ограничивается. Европейский Союз и США являются крупнейшими производителями стали, не считая Китай. Но при этом одновременно и крупнейшими экспортерами лома черных металлов, так как экспорт выгоден.
Согласно официальным статистическим данным, в 2014 г. Украина сократила экспорт металлопродукции в натуральном выражении на 7,6% по сравнению с 2013-м - до 24,3 млн т, в стоимостном выражении - на 11,3%, до 12,6 млрд долл. Импорт в 2014 г. составил 1,4 млн т металлопродукции на сумму 1,3 млрд долл., в 2013-м - 2,2 млн т на 2,2 млрд долл. Очевидно, что за счет увеличения экспорта металлолома Украина может частично компенсировать снижение поступлений валюты из-за падения экспорта продукции отечественных металлургов.
Один из основополагающих моментов ноу-хау в схеме ограничения экспорта лома черных металлов состоит в том, что Минэкономразвития приступает к деликатному вопросу выделения субъектам предпринимательства экспортных квот только после утверждения прогнозных балансов потребности украинских металлургов в металлоломе на текущий год. Так повелось еще со времен плановой экономики бывшего СССР. Нужны ли подобные балансы вообще? Наверное, нужны макроэкономистам для понимания ситуации в промышленности страны. И только. Но неутверждение фейковых балансов используется как повод отказывать предпринимателям в выдаче экспортных квот. Например, прогнозный баланс на 2014 г. был утвержден не в начале года, а только 15 октября, когда для реального производства он даже как справочный материал никому уже не был интересен.
При этом необходимо подчеркнуть, что в названных прогнозных балансах заготовки, потребления внутренним рынком и экспорта лома черных металлов цифры потребности металлургов в привозном металлоломе из года в год умышленно завышали и продолжают завышать на 20–25%. Делается это с целью обоснования решений по ограничению объемов экспорта металлолома. И никакой ответственности за завышение прогнозных показателей не предусмотрено.
Украинские металлурги поддерживают систему ограничения экспорта металлолома, поскольку в случаях его блокирования ломозаготовители вынуждены продавать лом черных металлов по бросовым ценам, заниженным по сравнению с мировыми почти на 100 долл./т. При этом металлурги задерживают оплату поставленного металлолома. Задолженность украинских металлургов за поставленный им металлолом постоянно находится на уровне 150 млн грн. Суммарно за счет более низкой закупочной цены лома черных металлов и отсрочки платежей металлурги получают… прибыль в размере 300–350 млн долл. в год.
Какие же конкретно убытки несет Украина от действия рассмотренной выше системы ограничения экспорта металлолома и "ручного" регулирования экспортных квот?
Из-за искусственного сдерживания экспорта в последние годы страна фактически затоварена металлоломом. Его некуда сбывать. В результате такой промышленной политики сбор и заготовка лома черных металлов уменьшились с 8–11 до 5,0–5,5 млн т в год.
В 2013 г., например, правительство разрешило экспортировать 900 тыс. т лома черных металлов. Этого объема было достаточно, чтобы удовлетворить минимальные запросы всех реальных экспортеров. Но объем экспорта лома в указанном 2013-м составил всего 254,2 тыс. т, что на 112 тыс. т меньше, чем даже в провальном 2012 г.
Одна из основных причин сокращения объемов экспорта лома в 2013 г. состоит в том, что посредники, получившие в министерстве экспортные квоты, не сумели их перепродать. В итоге пострадало государство, потеряв почти 200 млн долл. валютных поступлений. Бюджет недосчитался примерно 7 млн евро от экспортной пошлины. Кроме того, невозможность осуществления экспорта и, как следствие, потеря рентабельности и оборотных средств привели к упадку ломозаготовительных предприятий, сокращению тысяч рабочих мест. По итогам 2013 г. Днепропетровский втормет получил убытки в 4,37 млн грн, Одесский - 5,3 млн, Запорожский - 3,1 млн грн и т.д.
Законодательного "зонтика" для обоснования ограничений экспорта металлолома нет. Статьей 9 Закона Украины "О металлоломе" предусмотрено, что контракты на экспорт металлолома подлежат регистрации, но не "согласованию" и "утверждению", как трактуют это чиновники. Соответственно, все постановления и распоряжения Кабмина, приказы Минэкономразвития, базирующиеся на необходимости "согласования контрактов", являются сомнительными с правовой точки зрения. Квотирование экспорта лома черных металлов нарушает не только украинское законодательство, но и подписанные Украиной Договор о присоединении к Всемирной торговой организации и Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. А значит, нарушает и принципы свободы, в том числе торговли.
Обращаю особое внимание: нормы ВТО не позволяют вводить ограничения в торговле без согласования с партнерами по бизнесу. Об этом прямо говорит и ст. 12 Закона "О металлоломе". Украиной уже предусмотрена экспортная пошлина на лом черных металлов в размере
10 евро/т. Любые дополнительные ограничения экспорта нарушают международные обязательства Украины и права участников этого рынка.
Закон Украины "О металлоломе" был принят в 1999 г. Возвращаясь к истории его разработки, можно сказать, что необходимость такого узконаправленного документа изначально вызывала сомнения. Ведь нет же в Украине отдельных законов, например, о бумажной макулатуре, ломе стекла, коксе, катанке и др. Такого закона нет ни в одном государстве, кроме Украины. Но в конце 2000-х годов в Верховной Раде действовало сильное металлургическое лобби, которое "продавило" принятие нескольких законов, нанесших непоправимый ущерб экономике страны. Достаточно назвать хотя бы закон об особенностях приватизации горнодобывающих предприятий объединения "Укррудпром", из-за которого Украина не получила в бюджет около 100 млрд долл. Пролоббировали металлурги и закон о металлоломе. Однако сегодня, спустя 15 лет, необходимость принятия изменений к этому закону с целью дерегуляции хозяйственной деятельности и, прежде всего, исключения из него статьи 9, предусматривающей регистрацию экспортных контрактов, не вызывает сомнений.
Какой же вывод следует из рассмотрения изложенной выше негативной для экономики Украины ситуации? Что необходимо делать?
Ответ прост: необходимо, чтобы правительство Украины своим постановлением незамедлительно отменило надуманное квотирование и другие преграды для свободного экспорта металлолома. Такой шаг будет соответствовать подписанным Украиной Договору о присоединении к ВТО и Соглашению об ассоциации с ЕС. Благодаря этому уже в
2015 г. Украина сможет нарастить объемы экспорта лома черных металлов до
2,5 млн т и получить примерно 700 млн долл. от экспорта этой продукции. При устранении коррупционных барьеров Украина сможет выйти в 2016 г. на прежние объемы (до 4 млн т) экспорта лома черных металлов, что обеспечит 1,0–1,2 млрд долл. валютных поступлений и около 40 млн евро прямых вливаний в бюджет за счет экспортной пошлины. Существенную прибавку в доходную часть бюджета дадут дополнительные налоговые отчисления вследствие активизации работы предприятий по заготовке и экспорту металлолома, а также задействованные при экспортных операциях речные и морские порты Украины, судоходные компании.
В завершение замечу, что представители промышленности, украинских ассоциаций вторичных металлов (УАВтормет) и экспортеров металлолома (УАЭМ), объединяющих практически все ломозаготовительные предприятия, неоднократно обращались к А.Яценюку, Н.Яресько, В.Гонтаревой, А.Турчинову, А.Абромавичусу с конкретными предложениями по упрощению регуляторной базы и устранению из нее норм, препятствующих ведению бизнеса в сфере экспорта металлолома. Позитивной реакции от названных персон и, главное, решительных действий пока, к сожалению, нет. Уклоняются от необходимого вмешательства СБУ и МВД, хотя речь идет, по сути, об экономической безопасности государства.
На одном из совещаний по рассматриваемой теме с министром А.Абромавичусом общался и автор этих строк. На словах министр вроде бы полностью за дерегуляцию, упрощение ведения бизнеса и борьбу с коррупцией. Однако реальных шагов по дерегуляции рассматриваемой сферы экономики фактически не предпринимает.Поданный еще в декабре прошлого года УАВторметом проект изменений к одиозному постановлению КМУ №155 от 15 февраля 2002 г. уже третий месяц письменной почтой "передается" с этажа на этаж в Минэкономразвития для согласования департаментами и даже еще не размещен на сайте министерства. И это в то время, когда подобные проекты должны визироваться в течение суток во всех министерствахи безотлагательно приниматься Кабмином.
Несмотря на все вышесказанное, промышленная общественность продолжает надеяться, что у власти хватит разума и решительности для реализации эффективной промышленной политики в сфере металлургии. Экономика государства того требует. Иначе кто и как будет наполнять бюджет?