Официально судьба нефтепровода из Восточной Сибири на Дальний Восток, за который боролись Китай и Япония, остается нерешенной. Тем не менее японская сторона уже активно обсуждает практические детали воплощения в жизнь проекта Тайшет—Находка, а представители российской госкомпании «Транснефть» обещают в случае положительного решения пустить нефть по этому маршруту уже в середине 2006 года.
Китай же тем временем продолжает развивать деловые контакты с «Юкосом», несмотря на арест его главы Михаила Ходорковского, а также предполагаемый «крест» на проекте Ангарск—Дацин. Основная ставка при этом делается на железнодорожные поставки российской нефти в Китай. В прошлом году их объем составил 3 млн. тонн нефти, а в нынешнем этот показатель должен удвоиться. Кроме того, предполагается подписание семилетнего контракта на поставку в Китай, обещающего экспорт 15 млн. тонн российской нефти в год уже к 2007-му.
Сейчас стоимость транспортировки нефти из Сибири до Забайкальска обходится в 7 долл. за баррель, что в три раза дороже, чем по трубопроводу. Однако этот показатель можно существенно уменьшить, модернизировав российские железные дороги. На эти цели «Юкос» готов выделить 1,2 млрд. долл., что в полтора раза превышает сумму, потраченную на эти цели в прошлом году. Впрочем, при нынешних ценах на нефть железнодорожные поставки останутся рентабельными и при более высоких расходах.
Примечательно, что в данном случае никакого сопротивления со стороны Кремля этот проект уже не встречает. Как отмечает западная пресса, план «Юкоса» расценивается в качестве своеобразной компенсации Китаю за предпочтение японского варианта сибирского нефтепровода. Таким образом, российскому руководству удалось показать кто в доме хозяин, при этом не испортив окончательно отношения с Китаем — ведущим торговым партнером России.