Во всем мире уже десятилетиями атомная энергетика приходит в упадок. Об этом свидетельствуют как статистика открытия новых атомных станций, так и количество строящихся. Крупные компании отказываются вкладывать средства в строительство новых энергоблоков, а старые преждевременно закрываются и начинают выводиться из эксплуатации.
В то же время в Украине власть и атомный оператор пытаются не считаться с мировыми трендами. Так, в августе этого года и.о. президента НАЭК «Энергоатом» Петр Котин в своем блоге назвал достройку третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой атомной электростанции (ХАЭС) «проектом десятилетия». А затем и президент Украины Владимир Зеленский заявил о целесообразности достройки Хмельницкой АЭС. Но действительно ли этот проект необходим Украине? Разбираемся.
Возведение третьего и четвертого энергоблоков ХАЭС началось еще в далеких 1985-м и 1986 годах. После катастрофы на Чернобыльской АЭС и введения моратория на сооружение атомных станций строительство хмельницких блоков остановилось. Но поскольку строительные конструкции не были законсервированы, в течение последующих 35 лет ничто не защищало их от погодного воздействия. Это привело к частичному затоплению и коррозии.
В 2005 году государство впервые попыталось возобновить строительство указанных блоков ХАЭС, а в 2006-м была проведена инспекция существующих конструкций. По ее результатам, Государственная инспекция ядерного регулирования Украины (ГИЯРУ) не смогла предоставить заключение о долговечности и безопасности обследованных конструкций.
Но на этом все не закончилось. В 2011 году Верховная Рада приняла закон Украины о сотрудничестве между Кабмином и Россией по строительству энергоблоков №3 и 4 Хмельницкой АЭС. Для достройки планировали использовать существующие конструкции, а Россия должна была выделить кредит на сооружение. По результатам тендера, проведенного в 2008 году, реакторную установку также должна была поставить российская компания.
После начала вооруженной агрессии РФ против Украины Верховная Рада приняла закон о прекращении действия соглашения о сотрудничестве и, таким образом, отказалась от российских денег и реакторной установки. Правительство приняло решение об использовании «модифицированной реакторной установки ВВЭР-1000 альтернативного европейского поставщика». Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта переписали под использование реактора чешской компании Skoda JS a.s., конечным собственником которой тоже является российская компания. Коррекция ТЭО под «чешскую» компанию произошла с нарушением. Вместо проведения тендера изменение в ТЭО было внесено на основании «переговоров с потенциальными поставщиками».
Стоимость проекта, по оценке оператора, несколько раз менялась. В 2010 году достройку энергоблоков оценивали в 1,4 млрд евро по тогдашнему курсу, а в 2012-м — уже в 3,8 млрд евро. В 2018 году стоимость внезапно снизилась — теперь проект оценили в 2,4 млрд евро. Но цена была рассчитана по состоянию на 1 марта 2016-го, и это ставит под сомнение реальность сметы достройки ХАЭС, ведь с того времени изменились экономические реалии, в которых мы живем. Сегодня средняя стоимость сооружения энергоблоков превышает расчетную стоимость сооружения ХАЭС в 3–10 раз.
Но какой бы ни была конечная стоимость проекта, неизвестно, откуда именно «Энергоатом» будет брать средства на строительство. Первоначальный план по привлечению средств от продажи электроэнергии в ЕС с треском провалился после того, как Польша отказалась принимать участие в проекте «Энергетический мост Украина—ЕС». Теперь даже если инвесторы появятся, плата за строительство этих энергоблоков может на долгие годы лечь на плечи плательщиков за электроэнергию — наши с вами.
Кроме стандартных проблем, связанных с атомной энергетикой, таких как риски аварий и образование радиоактивных отходов и высокорадиоактивного отработанного ядерного топлива, проект достройки ХАЭС вызывает и следующие:
- Усиление зависимости от России.
Казалось бы, договоренности с Россией отменены, новый европейский поставщик (хоть и с нарушениями) выбран. Так где же здесь «российский след», спросите вы. На самом деле «чешская» Skoda JS a.s является дочерним предприятием компании «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) — российского холдинга, внесенного в украинский санкционный список. Еще интереснее, но собственником ОМЗ является небезызвестный «Газпромбанк», о происхождении которого ни у кого сомнений не возникает.
- Стабильность конструкций.
В последний раз полное обследование конструкций третьего и четвертого энергоблоков ХАЭС проводили еще в 2006–2007 годах. Уже тогда в ГИЯРУ были вопросы об их надежности. В 2016 году Министерство энергетики и угольной промышленности требовало у «Энергоатома» провести дополнительное обследование конструкций. Но его так и не сделали. Вопросы к конструкциям остаются открытыми.
- Безопасность АЭС.
Конструкции третьего и четвертого энергоблоков начали сооружать в 1985–1986 годах под определенную модель реактора. За более чем 30 лет требования к проектированию АЭС существенно изменились. Возможно ли интегрировать в старый проект новые способы повышения безопасности? Вряд ли.
- Изменение климата.
Климат беспрерывно меняется, и мы все страдаем от последствий этого процесса. Атомные станции — не исключение. Хмельницкая АЭС расположена в одном из самых бедных водными ресурсами регионов. Последние несколько лет в самые жаркие периоды для охлаждения энергоблоков ХАЭС насосные станции забирают дополнительную воду из реки Горынь. Учитывая, что с каждым годом становится все жарче, существует вероятность того, что воды для охлаждения даже двух энергоблоков ХАЭС не хватит, и их надо будет полностью отключать.
Зачем вкладывать средства в ХАЭС — заведомо невыгодный и потенциально опасный проект? Значительно лучше вложить их в развитие энергоэффективности, безопасных и чистых возобновляемых источников энергии.