Правительство и нефтяники: параметры возможного компромисса

Поделиться
Обсудив меморандум с нефтяными компаниями, правительство Виктора Януковича на какое-то время получило передышку...

Обсудив меморандум с нефтяными компаниями, правительство Виктора Януковича на какое-то время получило передышку. Нефтяники пообещали не повышать цены на заправках до конца августа. Это очень важный результат для Партии регионов, шедшей на выборы с обещанием остановить рост цен в стране.

Вполне вероятно, нефтепродукты не будут расти в цене и после 31 августа. Уже в конце сентября в мире начнется снижение потребления нефтепродуктов, вслед за которым пойдет вниз и цена «черного золота». Так что неформальный потолок цены 95-го бензина в 4,70 грн. вполне может продержаться до весны 2007 года, а то и дольше.

Вместе с тем правительство В.Януковича сегодня имеет уникальный шанс перейти во взаимоотношениях с нефтяниками от тактики тушения пожаров к компромиссу — для взаимовыгодного развития отрасли.

Предпосылки для компромисса

Первым и главным мотивом нефтяников является необходимость преодоления последствий «урядування» Юлии Тимошенко. Спиралеобразный конфликт с владельцами НПЗ в мае-июне 2005 года сподвиг тогдашнее правительство провести через парламент закон, фактически отменивший налоги на ввоз топлива из-за рубежа.

Последствием этого решения стала остановка трех из шести нефтеперерабатывающих заводов страны. Один из них — Дрогобычский — с горем пополам запустился в феврале нынешнего года после получения доступа к украинской нефти. Два других — Одесский и Херсонский — простаивают с прошлого лета, и перспективы возобновления их работы весьма туманны.

Высвобожденную долю внутреннего рынка начал активно заполнять импорт. По итогам первого полугодия 2006 года, доля импортных бензинов в балансе Украины составила 266,23 тыс. тонн, или 16,2%, дизтоплива — 544,1 тыс. тонн, или 33,0%. При этом импортируется бензин наиболее дорогих высокооктановых (премиальных) марок, известный украинскому розничному потребителю как А-95/А-98.

Правительство Ю.Еханурова старательно усматривало в этом позитив, в частности, усиление конкуренции на украинском рынке. Однако недостатки сохранения такого статус-кво значительно превалируют над позитивными сторонами.

Во-первых, украинский производитель поставлен в неравные конкурентные условия с производителями Беларуси (бензины) и России (дизтопливо), которые закупают сырье по внутрироссийским ценам (в начале августа — около 8300 руб. за тонну, т.е. около 310 долл.), что на 30—40% дешевле ее стоимости для украинских предприятий (485 долл. за тонну в первой декаде августа). Украинская ввозная пошлина на нефтепродукты и сбор в Пенсионный фонд (в сумме составлявшие по бензиновой группе 25 евро за тонну) в некоторой степени выравнивала конкурентные позиции отечественных и иностранных производителей на нашем внутреннем рынке. После ее отмены украинские предприятия поставлены по отношению к иностранным в заведомо проигрышные условия.

Во-вторых, заполнение иностранными нефтепродуктами наиболее дорогих (премиальных) ниш рынка объективно тормозит начало производства аналогичной продукции отечественными предприятиями и модернизацию отрасли в целом. Таким образом, преодоление технологического разрыва между украинскими и иностранными производителями откладывается «на потом».

В-третьих, что наиболее существенно для Кабинета Януковича, безналоговый импорт нефтепродуктов в Украину невыгоден для государства. Он уже привел к переносу центра создания добавленной стоимости в нефтепереработке за пределы Украины. Начиная со второй половины 2005 года Украина стала превращаться из нетто-экспортера в нетто-импортера бензинов и дизтоплив. Это привело к снижению поступления в страну валютной выручки, негативным изменениям в экспортно-импортном балансе, усилению давления на национальную денежную единицу.

В стране остановились три из шести НПЗ, что не могло не привести к снижению темпов роста ВВП в 2005—2006 годах. Сотрудники предприятий (более 5 тыс. человек) были частично сокращены, а частично переведены на минимальные зарплаты. Налоговые поступления от остановившихся предприятий полностью прекратились, а заполнивший их нишу импорт освобожден от ряда налогов — ввозной пошлины и сбора в Пенсионный фонд. Прямые потери украинского бюджета только в первом полугодии текущего года и только по импортной пошлине и пенсионному сбору составили свыше 80 млн. грн.

Простои части НПЗ и низкая конкурентоспособность остальных толкает нефтяные компании на активный диалог с правительством. Новый топливно-энергетический, как, впрочем, и экономическо-фискальный, блок Кабмина тоже не заинтересован в потере национальной нефтепереработки. Это создает предпосылки к достижению компромисса для развития отрасли.

Параметры возможного компромисса

Целью компромисса между нефтяниками и правительством должна стать модернизация национальной нефтеперерабатывающей отрасли до уровня, отвечающего современным требованиям ЕС к качеству топлива и его экологическим параметрам.

Правительство должно предоставить нефтяным компаниям согласованный период времени для модернизации и технического переоснащения производств, в течение этого срока защитив отечественные заводы от конкуренции с иностранными производителями. По сути, речь идет о мобилизации ресурсов внутреннего рынка нефтепродуктов (и, называя вещи своими именами, денег потребителей) на модернизацию отрасли.

Со своей стороны, собственники НПЗ должны принять согласованную с правительством программу реконструкции предприятий и выполнить ее в оговоренные сроки. По истечении этого срока украинские производители должны достигнуть уровня конкурентоспособности на европейском рынке и превратить свои производства в высокотехнологичные экспортно ориентированные предприятия.

Для этого правительство:

устанавливает ввозные пошлины на нефтепродукты иностранного производства, привязывая их к разнице между себестоимостью сырья для украинских и российских/белорусских предприятий (на начало августа — около 170 долл./т) либо к размеру российской экспортной пошлины на нефть (с 1 августа — 216 долл./т);

— гарантирует неизменность системы налогообложения производства, импорта и реализации нефтепродуктов в Украине в течение периода, необходимого для реконструкции;

— оказывает содействие нефтяным компаниям в привлечении иностранных кредитов под модернизацию отрасли в экспортно-импортных банках государств-поставщиков оборудования и технологий (без предоставления госгарантий);

— вводит аналогичные российским льготы на мероприятия, необходимые для реконструкции и модернизации НПЗ, а именно:

- нулевую ставку НДС на ввоз импортного оборудования, комплектующих, материалов, технологий и услуг для реконструкции НПЗ;

- разрешает отнесение затрат на реконструкцию и модернизацию НПЗ на себестоимость;

— объявляет о введении в Украине новых национальных стандартов качества топлива Евро-4 или Евро-5 с момента окончания согласованного с нефтяниками периода, необходимого для модернизации производств;

— вводит запрет на эксплуатацию автотранспортных средств, не соответствующих стандартам Евро-4/Евро-5 в согласованные с нефтяниками сроки.

Владельцы нефтеперерабатывающих предприятий
со своей стороны:

подписывают согласованный с правительством график перехода на производство продукции, соответствующей стандартам Евро-4/Евро-5;

— принимают на себя обязательства по срокам строительства/модернизации технологического оборудования и технологических процессов, необходимых для перехода на производство продукции по стандартам Евро-4/Евро-5;

— обеспечивают регулярную и прозрачную отчетность выполнения согласованных графиков.

Возможные результаты

Если предлагаемая концепция будет воплощена в жизнь, то ее результатом станет переход украинской нефтепереработки на белорусский путь развития. Сегодня доля белорусского бензина в поставках в Украину относительно мала (до 20%), поскольку высокое качество белорусского топлива позволяет ему без проблем находить свое место на европейском и американском рынках.

В 1995—2004 годах в отрасли, которая до сих пор находится под контролем белорусского правительства, прошла масштабная реконструкция. На Мозырском и Новополоцком нефтеперерабатывающих заводах были построены установки гидрокрекинга, гидроочистки бензинов и дизтоплива, ведется строительство дорогостоящих установок алкилирования и многое другое, что позволило в прошлом году выйти на производство всего дизтоплива в соответствии с самыми жесткими евростандартами (до 10 ppm, действующий украинский ГОСТ допускает содержание серы в объеме до 6500 (!) ppm). Ожидается, что уже в этом году Беларусь даст первый евробензин.

Как и Украина, Беларусь не имеет собственной нефти, белорусские заводы самостоятельно закупают нефть в дополнение к давальческим поставкам и работают с загрузкой около 90%. Для сравнения: даже наиболее современные в Украине Лисичанский и Кременчугский НПЗ загружены не более чем на 50%.

Проведение масштабной реконструкции украинской нефтепереработки позволит на годы вперед превратить отрасль в стабильного экспортера и донора национального бюджета. Близость как к крупнейшим регионам добычи нефти в России и на Каспии, так и к европейским потребителям нефтепродуктов позволит Украине стать центром создания добавленной стоимости в процессе переработки импортных энергоресурсов и занять достойное место в системе глобального разделения труда.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме