НЕФТЯНЫЕ РИСКИ УКРАИНЫ

Поделиться
В последнее время на украинском рынке нефти и нефтепродуктов обозначились тенденции, вызывающие серьезные опасения экспертов...

В последнее время на украинском рынке нефти и нефтепродуктов обозначились тенденции, вызывающие серьезные опасения экспертов. Политический кризис в Польше, ставящий под угрозу осуществление международного нефтетранспортного проекта, продолжается на фоне активизации российских компаний по реализации альтернативных маршрутов транспортировки нефти и может негативно сказаться на перспективах увеличения объемов прокачки нефти по территории Украины. Помимо этого, рост мировых цен на нефть, при сохраняющемся монополизме поставок российской нефти на отечественные НПЗ, вполне вероятно, станет причиной ухудшения ситуации в нефтяном сегменте внутри страны.

Отклонение вектора

На сегодня Украина является одним из основных транзитеров российской нефти, которой загружены практически все транспортные мощности. Единственной альтернативой для возможной диверсификации поставок является нефтепровод Одесса—Броды, который согласно планам правительства должен начать работу уже в начале мая этого года. Однако на пути успешной реализации данного проекта возник ряд проблем, которые могут либо отложить пуск нефтепровода на неопределенный срок, либо значительно уменьшить объемы предполагаемого транзита каспийской нефти.

Прежде всего речь идет о разгорающемся политическом кризисе в Республике Польша. Зависящая, как и Украина, от поставок российской нефти, Польша достаточно позитивно отнеслась к продолжению строительства нефтепровода на участке Броды—Плоцк—Гданьск. В результате чего в июле прошлого года в присутствии премьер-министров Украины и Республики Польша был подписан Протокол о намерениях между ОАО «Укртранснафта» и АО ПКН «Орлен» по использованию нефтетранспортной системы Одесса—Броды—Плоцк. Польский концерн, являющийся монополистом на польском рынке нефтепродуктов, таким образом задекларировал свою готовность к приобретению до 4 млн. тонн легкой нефти в год после продления нефтепровода до Плоцка.

Теперь же перспективы деятельности «Орлен» на польском рынке нефтепродуктов становятся довольно туманными. На сегодня в Польше разгорается скандал, суть которого в следующем: ждущего своей отставки польского премьер-министра Лешека Миллера обвиняют в давлении на компанию с целью подписания последней контракта с кипрским оффшором на поставку нефти на сумму 14 млн. долл. При этом, по данным информированных источников, нефть имеет российское происхождение, и заключение этого соглашения могло поставить предприятие в полную зависимость от единственного поставщика. Несмотря на продолжающиеся разбирательства, вполне вероятно снижение интереса польского концерна к украинскому проекту до выяснения всех обстоятельств дела.

Кроме того, российская НК «Лукойл» достаточно активно пытается выйти на польский рынок нефтепродуктов путем участия в приватизации Гданьского НПЗ (Rafineria Gdanska), контролирующего 27% польского топливного рынка. Поскольку процесс продажи завода затягивается уже четвертый год, российская компания вышла с предложением арендовать предприятие. Однако особых успехов «Лукойл» пока так и не достиг. Проблема состоит в том, что главным противником прихода россиян является все тот же нефтяной концерн «Орлен». Но последний скандал, по оценкам экспертов, может серьезно сказаться на лоббистских позициях концерна, что может привести к приватизации Гданьского НПЗ российской компанией. Поскольку и «Орлен», расположенный в Плоцке, и Rafineria Gdanska рассматривались украинским правительством в числе потенциальных потребителей каспийской нефти, разворачивание событий по вышеописанному сценарию может значительно уменьшить шансы выхода Украины на западноевропейский рынок.

Помимо этого, российскими НК на сегодня реализуется ряд проектов по увеличению транзита нефти на европейский рынок. В частности, компания «Татнефть» намерена построить в Калининградской области крупный нефтяной терминал. Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов не уточнил объемы перевалки нефти, но заметил, что «они будут большими», поскольку Калининград располагает незамерзающими портами. По его словам, в настоящее время ведется проработка проекта строительства терминала для перевалки нефти на экспорт в европейские страны.

Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует потребление нефти в 2004 году в объеме 80,3 млн. баррелей в день, что на 1,86 млн. баррелей выше показателя 2003-го. По оценке специалистов «Транснефти», сегодняшние усилия российских нефтяников должны привести к росту экспортных возможностей России с нынешних 8,5 млн. до 10 млн. баррелей нефти в сутки уже в 2005 году.

Угрожающий тренд

Впрочем, несмотря на рост объемов добычи и экспорта нефти, цена на российскую нефть продолжает оставаться на довольно высоком уровне. По мнению аналитиков нефтяного рынка, недавнее снижение ОПЕК квот на добычу нефти мало отразится на ценовой ситуации. Согласно их прогнозам, средняя цена сырой нефти составит в ближайшие 12 месяцев 28,59 долл. за баррель в Лондоне и 30,85 долл. в Нью-Йорке. Помимо этого, с первого апреля вступила в действие экспортная пошлина на российскую нефть, которая увеличилась с 33,9 до 35,1 долл. за тонну. Также отметим, что на цену российской нефти достаточно сильное влияние оказывает введение в действие Балтийской трубопроводной системы, что способствует удорожанию нефти, поставляемой в Украину.

В результате, с начала апреля цены на светлые нефтепродукты в Украине начали неуклонно расти. По данным Минэкономики, стоимость ГСМ за первую неделю апреля увеличилась на 3—5%. В частности, на дизтопливо на 5% (8 коп. на литре) — с 1,66 до 1,74 грн. за литр, на бензин А-76 на 2,4% (на 4 коп.) — с 1,62 до 1,66 грн., бензин А-95 на 3% (6 коп.) — с 2,06 до 2,12 грн. за литр. Большинство экспертов отмечают, что это только первый и далеко не последний виток цен на светлые нефтепродукты. До конца текущего месяца ожидается, что стоимость ГСМ увеличится еще минимум на 5%.

Необходимо также отметить, что жесткая привязка отечественного рынка нефтепродуктов к российскому также может стать одной из причин роста цен на топливо. На сегодня в России разворачивается межотраслевая война между металлургами и нефтяными компаниями вследствие повышения более чем на 30% цен на металлопродукцию. Представители российских НК заявили, что в случае сохранения ситуации они вынуждены будут поднять цены на топливо на 30%. При этом цены на российских АЗС вполне сопоставимы с украинскими при учете, что в стоимость нефти для российских НПЗ, в отличие от отечественных, не входят расходы на транзит. В таком случае вполне ожидаемым будет увеличение розничной цены на АЗС Украины, как один из вариантов компенсации убытков российских НК.

Таким образом, не исключено, что правительству вновь придется прибегнуть к административному давлению на рынок, поскольку Украина не располагает достаточными резервами нефти и нефтепродуктов для удержания ситуации на рынке. Тем более что практика предыдущих ценовых колебаний на рынке свидетельствует, что условия подписанных между нефтяниками и Кабмином меморандумов выполняются до первого сезонного скачка цен на розничном рынке нефтепродуктов.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме