НЕФТЕПРОВОД СДЕРЖИВАНИЯ

29 апреля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 17, 29 апреля-15 мая 2004г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Азиатский трубопровод, о вариантах строительства которого в последнее время так много говорилось (в том числе и на страницах «ЗН»), начнет строиться уже в ближайшее время...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Азиатский трубопровод, о вариантах строительства которого в последнее время так много говорилось (в том числе и на страницах «ЗН»), начнет строиться уже в ближайшее время. Причем почти по тому маршруту, который стремительно пролоббировала Япония. По крайней мере, именно эта новость активно обсуждается в западной прессе с подачи японских представителей. По их словам, Москва сделает официальное заявление по этому поводу «сразу же после окончания послевыборного периода».

Маршрут нефтепровода Ангарск—Находка, выдвинутый Японией в качестве альтернативы нефтепроводу Ангарск—Дацин, уже много лет «проталкиваемого» Китаем и поддержанного нефтяной компанией «Юкос», был, кроме всего прочего, забракован российскими экологами. Это было вызвано непосредственной близостью предполагаемого прохождения нефтяной трубы к озеру Байкал, имеющего статус особо охраняемого природного объекта. Однако недавно в администрации Иркутской области состоялась презентация нового нефтепровода, уже по маршруту Тайшет—Находка.

Новый маршрут проходит в 150 километрах от Байкала, а свое начало берет в городе, расположенном на 500 километров севернее Ангарска. Конечным пунктом назначения является порт на побережье Японского моря, откуда нефть, как предполагается, будет доставляться не только в Японию, но и в другие азиатские страны, и даже в Америку. Стоимость проекта при этом возросла с 5-7 миллиардов долларов до 10. В сутки через трубу будет транспортироваться до одного миллиона баррелей нефти, тогда как китайский вариант при стоимости в 3,5 миллиарда долларов обеспечивал экспорт двух миллионов баррелей. Правда, от «японского» трубопровода предполагается все же построить ответвление в Дацин, что увеличит нагрузку на трубу еще на 600 тысяч баррелей. Прокладывать нефтепровод будет компания «Транснефть».

Это решение, пусть еще и не объявленное официально, в очередной раз подтвердило тот факт, что политические мотивы в нефтяном бизнесе доминируют над экономической целесообразностью. С одной стороны, таким образом Кремль может попытаться сдержать стремительный экономический рост Китая, пусть и потеряв на этом часть потенциальной выручки от продажи нефти. Поль Коллисон, аналитик московского представительства компании UBS Brunswick, говорит, что, возможно, Россия просто не хочет, чтобы Китай, рассматриваемый Кремлем в качестве экономического конкурента, получил эту нефть, и с политической точки зрения это решение понять можно.

С другой стороны, не менее знаковым оказался тот жирный крест, который поставил российский премьер-министр Михаил Фрадков на планах частных нефтяных компаний. Строительством нефтепроводов будут заниматься исключительно государственные компании, заявил он, и планы «Юкоса» и «Лукойла» на прокладку собственных нефтепроводов перешли в область мечтаний. Более того, предполагается, что осенью российские парламентарии внесут поправки в закон о естественных монополиях и примут новый закон об основных трубопроводах. А это, в свою очередь, позволит повысить контроль государства над тарифами на энергоносители.

Не менее важно для Кремля оставить за собой контроль над объемом экспорта нефти. Аналитики, которые еще не так давно прогнозировали снижение цен на «черное золото» во втором квартале до 25 и даже до 20 долларов за баррель, теперь меньше 30 долларов в среднесрочной перспективе не называют. Ситуация, при которой наблюдается одновременный рост спроса на нефть и рост цен на нее, с экономической точки зрения опять же выглядит абсурдно. Тем не менее, по данным Международного энергетического агентства, потребление нефти в 2004 году составит 80,3 миллиона баррелей в день, что на 1,86 миллиона больше, чем в прошлом году. Основные «двигатели» этого роста — США и Китай, причем в последнем случае потребление нефти в первом квартале 2004 года увеличилось на 18 процентов по сравнению с 2003 годом, а ее импорт в страну — лишь на 9 процентов. Так что именно Китай, оставшийся без долгожданной российской нефти, и будет, скорее всего, принимать наиболее активные шаги по решению проблемы своей энергетической зависимости. Хотя большого количества средств в его арсенале пока что не просматривается.

Зато одной из важнейших задач российского правительства в этой ситуации является стремление с максимальной пользой использовать ту сверхприбыль, которая обеспечивается за счет такого высокого спроса на нефть при таких высоких ценах на нее. А точнее — перенаправить поток этих сверхприбылей от банковских счетов «ойлигархов», как прозвали российских нефтяных олигархов журналисты The Economist, в закрома родины. И помочь в этом должна грядущая налоговая реформа, которая может вступить в силу уже с августа нынешнего года. Ну и, конечно, те методы убеждения, которые заставили Михаила Ходорковского, еще не совсем утратившего статус «ойлигарха», прийти к мысли о необходимости «поделиться» не вполне честно нажитым богатством.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК