Еще в конце ноября руководство НАК «Нафтогаз України» заявило о намерении увеличить предельную цену на газ для промышленных потребителей в 2004 году до уровня 342 грн. за 1000 кубометров (без учета НДС). Исходя из действующего курса доллара можно подсчитать, что в таком случае 1000 кубометров газа будeт стоить примерно 63 долл., что на 23,8% выше, чем в среднем в 2003 году. Увеличение коммерческой цены на газ, поставляемый по нерегулируемому тарифу (похоже, что для увеличения этой цены НАК в общем-то не нуждается в разрешении НКРЭ) для промышленных потребителей, составит в среднем около 12 долл. за 1000 кубометров.
На заседании Национальной комиссии регулирования электроэнергии (НКРЭ) 19 ноября первый заместитель председателя правления «Нафтогазу України» Владимир Триколич мотивировал это решение ростом цены на туркменский газ. «Нафтогаз України» продавать газ в убыток себе не может», — заявил он. И отныне все договора на поставку газа промышленным потребителям дочерняя компания НАКа — «Газ України» намерена заключать по новым ценам.
Это было не первое обращение руководства НАКа к НКРЭ с подобным предложением. Инициатива повышения цен на газ для промышленных потребителей была озвучена руководством НАКа еще летом 2003 года, но тогда не получила развития. Кроме того, ранее речь шла о меньшем увеличении цены — до 334 грн. за 1000 кубометров (т.е. на 21% по отношению к сегодняшней предельной цене в 276,5 грн.).
Тем не менее намерения руководства компании вызывают удивление экспертов. Согласно нормам бюджета-04 для НАКа по операциям с импортом туркменского газа сохраняется нулевая ставка НДС. Соответственно, при увеличении внутренних цен до 63 долл. стоимость туркменского газа для потребителей составит 75,6 долл. за 1000 кубометров (или более 400 грн.). Анализируя газовый баланс предыдущих лет и среднесрочные договоренности с Туркменистаном, можно сделать вывод об отсутствии объективных предпосылок для столь резкого увеличения цены на туркменский газ.
Объемы импорта газа из Туркменистана с лихвой покрывают необходимость в этом виде топлива украинских промышленных потребителей и создают тот самый «резерв», который позволяет экспортировать «украинский» природный газ в Европу. Руководство НАКа всегда заявляло о том, что весь объем потребления населением газа и в бюджетной сфере обеспечивается за счет газа собственной добычи и газа, получаемого от ОАО «Газпром» в качестве оплаты за транзитные услуги.
Цена транспортировки газа в Украину (через территорию Узбекистана, Казахстана и России) определяется исключительно схемой организации транзита и договорными отношениями между транзитером (в данном случае — венгерской компанией Еural TG) и ОАО «Газпром». Пока нет оснований полагать, что сменится оператор поставок туркменского газа в Украину, но судьба самой схемы может измениться самым неожиданным образом. Российская пресса и ряд политических лидеров уже осудили руководство ОАО «Газпром» за протекционизм в отношении венгерской оффшорной структуры, которая является своеобразным инструментом ухода от налогообложения в России.
Что же касается непосредственно схемы транзита, то в свое время и МЭК «Итера» использовала замещение объемов газа при транспортировке его в Украину. За счет применения такой схемы себестоимость транспортировки снижалась и оплачивалась посредством передачи части газа объемом менее 40% от всего закупленного в Туркменистане газа.
При этом для компании — оператора транзита и для покупателя в Украине цена газа увеличивалась всего на 16 долл. за 1000 кубометров. По оценкам экспертов, чистая оплата операционных услуг по доставке газа могла бы достигать 24 — 26 долл. за 1000 кубометров. При смене оператора схема в основном сохранилась, более того, ОАО «Газпром» оптимизировало ее до уровня транспортных затрат в объеме 38% от всего закупленного газа.
По прогнозным расчетам, в 2003 году будет получено около 31,5 млрд. кубометров туркменского газа. Потребности украинской промышленности в газе в 2002 году составили 24,7 млрд. кубометров (плановое потребление газа этим сектором не должно увеличиться в текущем году более чем на 1 млрд. кубометров, даже с учетом зависимости от температурного режима нынешней зимой).
Таким образом, разница между газопоставками из Туркменистана и потребностями промышленности составляет как раз 6—7 млрд. кубометров газа, который уходит на экспорт в Европу (по сути, это реэкспорт газа). Восполняется эта сумма в газовом балансе страны коммерческими закупками газа у транзитера — Еural TG и коммерческих партнеров в Узбекистане и Казахстане.
Расчеты за туркменский газ производятся по «льготной» схеме 50:50 (50% стоимости газа оплачивается валютой и 50% — товарами и участием в инвестиционных проектах Туркменистана). Такая схема, считают некоторые участники рынка газа, позволяет экономить НАКу на реальной стоимости газа еще до 15%, что практически нивелирует утверждение об убыточности газового бизнеса для структур НАКа. Кроме того, как сообщает агентство «Интерфакс-Украина», в соответствии с пятилетним контрактом на 2002—2006 годы, на украинский рынок ежегодно должно поставляться 34—36 млрд. кубометров туркменского природного газа по цене 44 долл. за 1000 кубометров. То есть рост цены возможен исключительно за счет увеличения стоимости транзита, чего в ближайшее время не предвидится ни в России, ни в Узбекистане.
При сохранении схемы транспортировки туркменского газа в Украину и незначительном повышении цен на газ туркменским партнером повышение стоимости газа на внутреннем рынке экономически не обосновано. Рост цен на газ на 23,8% (как и любое другое повышение цены выше инфляционных ожиданий в 10—12%) резко снизит конкурентоспособность ресурсоемких отраслей украинской промышленности. Следовательно, возрастет себестоимость продукции украинской металлургии, промышленности строительных материалов, химии и агрохимии примерно на 10—15 %; машиностроения и переработки сырья АПК — на 5—8%. Этого достаточно, чтобы увеличить общий объем инфляции примерно на 5—7% с учетом мультипликационного эффекта.
И тот факт, что НАК пытался поднять вопрос о цене еще в июне 2003 года, в определенном смысле свидетельствует о неуверенности его руководства в экономической эффективности деятельности компании и о попытках разрешить свои экономические и политические проблемы за счет промышленного потребителя.
Впрочем, «Нафтогаз України» уверяет, что продает газ населению, бюджетным организациям и предприятиям жилищно-коммунальной сферы намного ниже его реальной стоимости. А потому и вынужден компенсировать такую обязательную «благотворительность» путем повышения цены газа для другой категории потребителей — промышленных предприятий.
Кардинального сокращения газопотребления промышленными гигантами пока не предвидится, как и срочного переведения их производства на энергосберегающие технологии. Что может означать удорожание продукции промышленного сектора. Как это скажется на конкурентоспособности украинской промышленной продукции, догадаться не сложно.