Нагреть на деньги. Что делало население в Польше после роста цен на газ

Поделиться
Существенное препятствие на пути энергомодернизации жилого фонда в Украине - несформированность института ОСМД. Ведь энергетическая модернизация многоквартирных домов невозможна без существования отдельного юридического субъекта, который будет заниматься менеджментом мер по улучшению энергоэффективности и будет привлекать средства от лица жителей.

Украина, в отличие от западных соседей, имела возможность продолжительное время импортировать из России дешевый газ. И даже когда он начал дорожать с 2006 г., ни одно правительство не могло решиться начать масштабное повышение коммунальных тарифов для населения: государство субсидировало как обогрев домов, так и потребление электроэнергии и газа. Но финансовых возможностей для этого у него становится все меньше, а расход энергии домохозяйствами и финансовые затраты государства только растут.

В 1990-е страны бывшего соцлагеря Центральной и Восточной Европы оказались в подобной ситуации: необходимо было либерализовать энергетические рынки при переходе к рыночной экономике на фоне неэффективного энергопотребления. Вот каким образом решали эту сложную задачу в Польше.

Тепло в кредит

Значительную часть расходов на энергию составляли именно затраты на отопление (свыше 70%), ведь большинство жилых метров было построено в 1960–1970 гг., когда скорость строительства была приоритетнее качества. Из 12 миллионов жилых помещений в Польше 1,5 млн возведено еще до 1918 г., 3,7 млн - до 1939-го. Более половины жилого фонда - до 1975 г.

Когда цены на энергоносители начали расти, с ними увеличивались и расходы на содержание жилых домов: домохозяйства являются крупнейшей группой потребителей энергии в Польше - на них приходится 32% потребленной в стране энергии. И наибольшая ее доля направляется на обогрев домов.

Сначала расходы взяло на себя государство, субсидируя теплоснабжение. О модернизации жилья всерьез не говорили: у населения не было денег на ремонт домов, даже если привлечь коммерческий кредит в банке. Но в 1998 г. дотировать энергопотребление прекратили. Вместе с тем государство взяло курс на финансирование модернизации домов. Был создан Фонд термомодернизации и ремонтов (FTiR), который до сегодняшнего дня является основной опорой государства в проведении политики улучшения энергоэффективности в Польше.

Главные задачи FTiR - финансирование модернизации домов, обновление систем отопления и переход на возобновляемые источники энергии.

Схема финансирования следующая: средства госбюджета фонд передает государственному банку BGK (Bank gospdarki krajowej), а уже тот распределяет их между коммерческими банками. Именно в последних население берет кредиты на обновление своего жилья. Размер займа не должен превышать 80% общей суммы затрат на термомодернизацию, т.е. пятую часть затрат на ремонт жители должны профинансировать самостоятельно. Ставка кредита колеблется от
6,5 до 8,5% годовых, срок погашения займа - десять лет. Помощь же государства заключается в том, что FTiR субсидирует до 25% суммы кредита: соответствующие средства фонд выплачивает банку вместо граждан. Выплата осуществляется только в том случае, если энергоаудит (после модернизации) подтвердил, что в результате санации дома ежегодная экономия энергии составляет не менее 10%. Чем больше экономия, тем больше размер помощи.

По данным аналитиков Информационной кампании "Сильнее вместе!", по такой схеме на протяжении 1999–2010 гг. в Польше профинансировано 20 тыс. проектов на общую сумму свыше 1,6 млрд евро. Из этой суммы более 300 млн евро - государственные (см. рис. 1).

По оценкам правительства Польши, объем сэкономленных вследствие модернизации средств в течение 1999–2013 гг. составил 700 млн злотых
(170 млн евро по сегодняшнему курсу; средний курс на межбанке за период 1999–2013 гг. составил 4,04 евро за злотый, итого 173 млн евро по историческому курсу), которые могли пойти на оплату счетов.

Важным залогом успеха проектов модернизации жилья в странах Восточной Европы стало то, что с самого начала у домов был определенный владелец. В Польше создание ОСМД (или кооператива, или же другого юридического лица, являющегося владельцем всего дома) было необходимым условием приватизации здания.

В Украине в 1990-х годах были приватизированы только квартиры, в то время как остальные элементы многоквартирного дома (чердаки, подвалы, придомовая территория, коммуникации, лифты и т.п.) остались в подвешенном состоянии. Фактически функции владельца до сих пор выполняет государство или территориальная община там, где не создано ОСМД. Это означает, что у нас нет субъекта, который выступил бы контрагентом государства, получил грант, дофинансировал за собственные средства и, наконец, выполнил сам ремонт.

Платим сейчас, экономим потом

Один из главных инструментов государственной политики в сфере повышения энергоэффективности жилья - новые нормативные требования к домам, действующие с 2008 г. во исполнение Директивы ЕС 2002/91/ЕC, которая, собственно, и установила общеобязательные для всех стран Евросоюза ориентиры в этой отрасли. Даже самая лучшая санация старых домов будет менее эффективной, чем возведение по этим стандартам новых - разница в потреблении первичной энергии (произведенной из природных ресурсов) может достигать 15%. При строительстве "с нуля" можно сразу заложить более эффективную современную систему отопления, подогрева воды, вентиляции.

Но на практике на новые дома приходится небольшая доля общего жилого фонда. Поэтому важно внедрить систему энергетической сертификации и инспекции существующих домов. Сегодня получение сертификата энергоэффективности, в котором содержится характеристика дома с точки зрения потребления энергии, в Польше обязательно для владельцев не только новых домов, но и тех, которые продаются или сдаются в аренду. Согласно замыслу, такой сертификат должен стать дополнительным рыночным рычагом в пользу термомодернизации: потенциальный покупатель или арендатор задумается над тем, не стоит ли сделать выбор в пользу немного более дорогого, но экономного дома. Впрочем, пока сертификаты энергоэффективности не играют весомой роли, поэтому правительство планирует и в дальнейшем их популяризировать во исполнение новой Директивы Евросоюза 2010/31/ЕC, которой введены более строгие нормативы для жилья вместо предыдущих.

Отличный результат
без переплат

Важный результат правительственной политики - реальное повышение энергоэффективности экономики: ВВП Польши в прошлом десятилетии рос быстрее, чем потребление энергии. В первой половине 2000-х энергоемкость ВВП (уровень затрат топливно-энергетических ресурсов на единицу ВВП) ежегодно снижалась на 2%, в течение 2007–2009 гг. - на 5%.

Домохозяйства как наибольшая группа потребителей энергии играли в процессе роста энергоэффективности ключевую роль: их энергоемкость значительно снизилась на протяжении 2000–2003 гг., т.е. в первую пятилетку работы FTiR.

Потребление энергии в зданиях в течение последних десяти лет увеличивается прежде всего за счет коммерческих зданий - на них приходится две трети такого повышения. Остальное обусловлено ростом количества бытовых электроприборов.

По расчетам аналитической команды Информационной кампании "Сильнее вместе!", бездетная трудоустроенная польская семья тратят на тепло 134 злотых ежемесячно, или 2,3% своей совокупной зарплаты (по официальным статистическим данным 2012 г.).

Для сравнения: в Украине аналогичный показатель за соответствующий период составлял 1,8%. Но с учетом значительного подорожания коммунальных услуг в 2014 г. и одновременного снижения реальной заработной платы расходы украинских домохозяйств на тепло (отопление и водонагрев), по прогнозным оценкам аналитиков "Сильнее вместе!", на начало 2015 г. достигнут, по меньшей мере, 3,6% от расходов домохозяйства.

Польские результаты

Конкретным примером комплексной модернизации старых домов является кейс Щецина (седьмой по количеству жителей город Польши). Объединение совладельцев старого жилья в этом городе установило терморегуляторы на отопительных приборах, автоматические балансирующие клапаны на стояках отопления, индивидуальные счетчики тепла, терморегуляторы на системах горячего водоснабжения, модернизировали теплопункты, провели внешнее утепление стен, теплоизоляцию крыш, замену окон. Вследствие этого в течение 1998–2004 гг. потребление тепловой энергии снизилось на 43%, системами горячего водоснабжения - на 32%.

За это время цена тепловой энергии выросла на 50% вследствие отмены субсидий и подорожания энергоносителей. Но затраты владельцев модернизованных домов не выросли, а даже снизились на 16% по сравнению с показателем в новых домах, возведенных после 1992 г. (там затраты выросли на 18%).

Другой пример - Варшава, где результатом утепления стен и чердаков, установления терморегуляторов на радиаторах, счетчиков тепла и новых котлов стало снижение потребления энергии на 52% и уменьшение финансовых расходов на 45%.

Количество модернизованных домов в Польше превышает показатель других восточноевропейских стран, хотя в масштабах всей страны их доля все же невысока. Для многих домов проблемами являются плохая термоизоляция, низкая эффективность систем отопления и отсутствие счетчиков тепла в квартирах. А потребление энергии жилым сектором в Польше все еще выше, чем в странах Западной Европы с аналогичными климатическими условиями.

Одна из причин - небольшой объем финансирования программы. Даже в нынешних условиях количество заявок от владельцев жилья превышает возможности Фонда термомодернизации и ремонта. Оплатить 80% общей суммы затрат на ремонт (при этом 20% суммы - размер первого взноса) - непосильная задача для многих владельцев. Именно поэтому участниками программы являются в основном ОСМД (wspЧłnoty mieszkaniowe) в дорогих домах и кооперативы владельцев жилья (spЧłdzielnie mieszkaniowe) - крупные объединения, которые могут объединять целые микрорайоны с десятками или сотнями домов. У таких юридических лиц объем доступных средств больше, и они могут направлять деньги на ремонт наиболее запущенных домов, собирая взносы со всех участников кооператива (см. рис. 2).

Уроки соседей

Итак, первоочередным шагом к энергетической модернизации в Польше было повышение цен. Это не только помогает снизить нагрузку на государственный бюджет, но и стимулирует жителей многоквартирных домов задуматься над модернизацией жилья и экономным использованием энергоносителей: этого не будут делать, пока потери энергии не бьют непосредственно по карману. Правительство должно четко сформулировать и обнародовать свое намерение повышать цены на энергию. Должен быть презентован четкий план повышения хотя бы на несколько лет; этот план также необходимо неуклонно соблюдать.

По данным МВФ, в 2011 г. украинское правительство потратило 3,6% ВВП на субсидирование потребителей природного газа, в 2012 г. - 7,5% ВВП! Поэтому субсидирование как явление должно остаться только в форме адресной помощи тем, кто действительно в этом нуждается. Правда, это, в свою очередь, будет требовать реформирования систем предоставления подобной помощи. Правительство провозглашает такое намерение, но каким будет механизм адресной помощи, на сегодняшний день доподлинно неизвестно.

Практика стран Центральной и Восточной Европы свидетельствует, что самостоятельная модернизация жилья жителями неэффективна по нескольким причинам. Во-первых, у населения часто нет соответствующих финансовых ресурсов. Во-вторых, ограниченное финансирование нередко обусловливает некомплексное осуществление мер по модернизации, что также малоэффективно. В-третьих, возникают проблемы с компетентностью и профессиональным проведением таких мер.

Существуют минимум два источника возможного финансирования программ модернизации жилых домов. Первый - это средства международных агентств.По нашей информации, уже сегодня ряд международных финансовых организаций готовы финансировать такие программы при условии, что правительство разработает четкий и прозрачный план мер. Преимущество этого источника в том, что иностранные донорские деньги, как правило, дешевле отечественных (низкий процент по кредиту). К тому же условия их предоставления почти всегда содержат грантовый компонент (часть денег в пределах таких программ можно получить на безвозвратной основе).

Второй источник финансирования - это средства, сэкономленные в госбюджете в результате отмены субсидий для необоснованно широкого круга потребителей энергии. Государство могло бы также финансировать программы по повышению энергоэффективности, руководствуясь принципом: чем больше процент сэкономленной энергии, тем выше доля грантового компонента в финансировании мер по утеплению жилья. Такой принцип действует в Польше, Чехии, Германии.

Существенное препятствие на пути энергомодернизации жилого фонда в Украине - несформированность института ОСМД. Ведь энергетическая модернизация многоквартирных домов невозможна без существования отдельного юридического субъекта, который будет заниматься менеджментом мер по улучшению энергоэффективности и будет привлекать средства от лица жителей.

Главными стимулами для населения к энергетической модернизации может стать повышение цен и одновременная установка общих (на дом) и индивидуальных счетчиков тепла. Без такого комплексного подхода и создания эффективных стимулов энергетическая модернизация жилого фонда рискует остаться на уровне разговоров.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме