В конце января телеэфир взорвался новостями из швейцарского Давоса. Один из центральных сюжетов: встреча президента Виктора Януковича с азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым, улыбки и полная удовлетворенность по поводу подписанных меморандумов и соглашений. Речь идет о поставках сжиженного газа на будущий украинский LNG-терминал, который когда-то и где-то построят, и о транзите азербайджанской нефти по нефтепроводу Одесса-Броды. Этот проект уже реальность. Обратило на себя внимание другое: среди улыбчивых лиц и выверенных комментариев за кадром не было главного виновника торжества - Беларуси.
Именно Беларусь является заказчиком азербайджанской нефти и плательщиком по многочисленным и многомиллионным счетам «Укртранснафты», украинских портов и железной дороги по обслуживанию 4 млн. тонн «омріяної й оспіваної» каспийской нефти и 1 млн. тонн венесуэльских ресурсов, которые в текущем году поедут к сябрам в железнодорожных цистернах. Решение извечной проблемы многострадального украинского нефтепровода - наличия потребителя транспортируемого по нему сырья в лице Мозырского НПЗ - впервые наполнило реальным смыслом этот проект по его прямому назначению (вплоть до последнего времени российская нефть шла по нему в обратном направлении).
Впрочем, это не помешало некоторым украинским чиновникам записать это на счет своих нечеловеческих усилий. Но самое интересное в том, что эти же чиновники своими многовекторными интересами могут поставить крест на этом «своем» завоевании.
После беспрецедентного натиска нефтеперерабатывающих компаний Украины во главе с Минэнергоугольпромом, 29 января 2010 года было начато специальное расследование в отношении импорта нефтепродуктов в Украину. Украинские заводы добиваются введения пошлин на весь спектр импортных нефтепродуктов (независимо от доли их импорта на украинском рынке).
Владельцы НПЗ заявляют, что хотят выровнять конкурентную ситуацию со странами Таможенного союза, которые получают нефть из России без экспортных пошлин и тем самым имеют возможность демпинговать. (Правда, в своем обращении заводы требуют пошлин и в отношении поставок из стран Евросоюза.) Размер предложенных пошлин многие на рынке уже называют не «выравнивающим», а «ликвидационным» по отношению к импорту. В частности, на бензин - 130 евро/т, на ДТ - 80 евро/т (для бензина - около 20% таможенной стоимости, т.е. еще один НДС).
По версии украинских нефтепереработчиков, по части недобросовестной конкуренции главными являются белорусы, получающие нефть из России без пошлин и имеющие преимущество на разнице российских экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты порядка 130 долл./т, и поэтому безбожно демпингующие при поставках бензина и дизеля в Украину.
Белорусы в растерянности. Директор дочернего предприятия ЗАО «Белорусская нефтяная компания» в Украине Николай Василевич говорит, что уже несколько лет в республике действует уникальная система реализации нефтепродуктов на экспорт - открытые электронные торги, в которых принимают участие компании из стран СНГ и Европы. «Мы даже не знаем, кто покупает тот или иной лот, в Украину отправится этот нефтепродукт или в балтийские порты с дальнейшим экспортом в США, - говорит Николай Василевич. - У нас нет отдельного ценника для Украины или кого-либо еще, принцип один - кто больше предложил, тот и выиграл».
«Разговоры о дешевой нефти для белорусских НПЗ - миф», - заявил на пресс-конференции в Киеве Н.Василевич. Во-первых, как оказалось, разница за счет российских экспортных пошлин оказалась не 130 долл./т, а 90 долл. В этой связи российские нефтеэкспортеры решили переполовинить эту маржу и установили при поставках в Беларусь премию в размере 45 долл./т. Во-вторых, российская нефть занимает в сырьевой корзине белорусов лишь половину из 20 млн. тонн, а на 2011 год намечен импорт 10 млн. тонн азербайджанской и венесуэльской нефти. Ее дороговизна, в том числе и за счет транспортировки по Украине, обещает сделать полностью рыночной стоимость сырья для белорусских НПЗ.
Как ни старался Василевич подыскать обтекаемые формулировки и уйти от прямого ответа на вопросы журналистов, он был вынужден признать, что вопросы пошлин на белорусские нефтепродукты в Украине и транспортировка сырья по Украине связаны. «Безусловно, время покажет, но я думаю, что влияние (на загрузку Одесса-Броды. - С.К.) может быть», - констатировал он.
Понимая сближение интересов во многих сферах, белорусы не спешат накалять обстановку, все еще веря в рукопожатия и помня тосты украинских чиновников о вечной дружбе братских народов. Однако логика в вопросе нефтепоставок предельно ясна. Украинский транзит нужен для загрузки Мозырского НПЗ, весомая доля нефтепродуктов которого идет в Украину.
К слову, не в последнюю очередь из-за позиции украинских компаний в прошлом году белорусский завод начал выпуск бензина А-95 стандарта Евро-5 и получил на 2011 год крупные годовые контракты с сетями ОККО и WOG. Но если Украина введет пошлины на импорт, объем поставок нефтепродуктов снизится, значит, пропадет и потребность в дополнительном сырье. Несложно догадаться, за счет чего произойдет это сокращение. Конечно же, за счет украинского транзита, так как в сырьевой корзине Мозырского завода эта нефть - самая дорогая! А ведь чернила еще не высохли, как любят говорить в Минэнерго, под транзитным договором…
По имеющимся данным, сейчас в Минске подыскивают слова, с которых можно начать этот деликатный разговор на тему «как мы будем работать дальше».