За те три дня, которые президент России Владимир Путин провел в Китае, стратегические партнеры должны были обсудить немало тем. Судя по всему, именно столько они и обсудили. И теперь аналитикам предстоит гадать, что же именно это были за темы (кроме тех, естественно, по которым были подписаны официальные документы).
Один из самых интригующих вопросов — программа российско-китайского сотрудничества в энергетической сфере. Потребность Китая в энергоносителях растет не по дням, а по часам. А Россия давно уже стремится сбросить с себя смирительную рубашку, которую с таким трудом на нее удалось напялить руководителям ОРЕС, добивавшимся ограничения российских поставок нефти на мировой рынок во имя стабилизации ценовой политики. Казалось бы, в таком случае и обсуждать нечего. За исключением чисто технических деталей, как то: способа транспортировки нефти и газа из России в Китай.
Проект трубопровода от месторождений Восточной Сибири в китайский город Дацин прорабатывается специалистами уже давно. Однако команда подготовить всю документацию по этому вопросу к визиту Путина в Китай в соответствующие ведомства не поступала. Зато уже после визита в российской прессе стали обсуждаться преимущества другого трубопровода, то ли Ангарск — Владивосток, то ли Ангарск — Находка. Этот альтернативный вариант поставки позволит обеспечить энергоносителями как внутренних российских потребителей, так и проникнуть не только на китайский рынок, но и на японский, корейский и даже американский.
Стоимость «китайского» маршрута оценивается в 2,8 млрд. долл., и китайская сторона уже выразила готовность частично профинансировать прокладку трубопровода по российской территории и гарантировала заключение 25-летнего контракта на поставки энергоносителей. А главный «лоббист» этого маршрута с российской стороны — компания ЮКОС уже пообещала обеспечить поставки 20 млн. тонн нефти в год из тех 30 млн., которые необходимы для обеспечения рентабельности проекта.
Со вторым вариантом расклад менее благоприятный: стоимость трубопровода оценивается в 5 млрд. долл.; очереди из желающих взять участие в финансировании проекта пока не наблюдается, да и из расчетных 50 млн. тонн нефти пока не набирается и половины, несмотря на всю активность компании «Транснефть». Да и китайским интересам альтернативный маршрут отвечает гораздо в меньшей степени, чем основной. Вот только никакого шума они по этому поводу пока еще не подняли. Зато успели продемонстрировать свою горячую заинтересованность в приватизации российской нефтяной компании «Славнефть», одной из крупнейших госкомпаний, добывающей 320 тыс. баррелей нефти в день.
Продажу 74,95% акций «Славнефти» уже успели записать в самые крупные приватизационные проекты в новейшей российской истории. Несмотря на высокую стартовую цену проекта — 1,7 млрд. долл., о своем желании участвовать в конкурсе уже заявили 12 компаний. Из российских в числе первых «отметились» «Сибнефть», ТНК, «Лукойл», «Роснефть», «Сургутнефтегаз». И, хотя к данному аукциону определенный интерес проявила даже BP PLC, основным претендентом специалисты считают China National Petroleum Corporation (CNPC), или ее дочернее подразделение PetroChina.
Аукцион по продаже пакета акций состоится 18 декабря и обещает быть максимально прозрачным. Впервые в истории России он будет транслироваться по телевидению в прямом эфире, а имя ведущего будет оставаться неизвестным до самого последнего момента. Однако уже сейчас эксперты не сомневаются, что пакет акций достанется именно китайцам, так как для них заплатить за него цену, вдвое превышающую стартовую — вполне по силам. Ведь чистая прибыль CNPC в 2002 году ожидается в размере 5,5 млрд. долл. А до этой суммы российские компании с трудом дотягиваются не то что поодиночке, но даже и парами.
Так что вполне вероятно, что пакет акций «Славнефти» таки достанется китайцам. И если после этого трубопровод действительно направится к российскому порту (а принятие окончательного решения о маршруте трубопровода намечено на 25 декабря), то гипотезу о том, что во время своего визита российский президент в числе прочих обсуждал и механизмы компенсации за изменение маршрута, можно будет считать доказанной.