Состоявшееся 4 февраля заседание Кабинета министров принесло благую весть руководителям целого ряда различных бюджетных предприятий и организаций, а также отраслевых ведомств. Суть новости состоит в том, что отныне представителям немалой части бюджетной сферы за электроэнергию можно… не платить. Потому что премьер-министр сказала, что «отключать больше не будут».
Энергетическая отрасль Украины продолжает оставаться заложницей правительственного популизма, который местами начинает приобретать черты абсурда.
Как заявила в среду на пресс-конференции премьер-министр Юлия Тимошенко, правительство утвердило законопроект, запрещающий отключать от электроэнергии и газа родильные дома, бюджетные учреждения (больницы и детские сады), объекты Министерства по чрезвычайным ситуациям и Министерства обороны, а также те объекты, остановка которых может привести к техногенной катастрофе.
Юлия Владимировна также сообщила журналистам о том, что недавнее отключение от энергообеспечения военных объектов было элементом политического давления приватизированных облэнерго на правительство и на Министерство обороны. «Это было спланированное специальное действие», — заявила премьер.
Если это действительно так, то остается только удивляться возможностям приватизированных облэнерго или масштабу «заговора врагов» против правительства.
Дело в том, что военные объекты отключались на территории многих областей страны, в том числе в Крыму, Харьковской, Днепропетровской, Донецкой, Луганской, Сумской, Черниговской областях. Облэнерго, расположенные в этих регионах, принадлежат бизнес-группам Игоря Суркиса, Игоря Коломойского, Константина Григоришина, а также государственному энергохолдингу НАК «Энергетическая компания Украины», который напрямую подчинен Министерству топлива и энергетики Украины. Значит, перебои с энергообеспечением произошли и в подконтрольных правительству секторах.
Впрочем, причины проблемы могут быть и сугубо экономическими. Так, по словам министра обороны Юрия Еханурова, его ведомство по состоянию на начало февраля задолжало за электричество 147 млн. грн., из которых оплатило только 38 млн. «Деньги не перечислим, потому что их нет», — констатировал министр.
Стоит ли на фоне подобной организации оплаты энергоносителей в государстве удивляться поведению энергопоставщиков, нервно дергающих рубильник? Тем более что в бюджете, согласно заявлению премьера, деньги есть. Есть ли?
К слову, стоимость потребляемой объектами Минобороны электроэнергии безусловно мала на фоне миллиардных долгов, которые существуют между субъектами энергорынка и в настоящее время реструктуризированы. В этом премьер права.
Однако если принимать во внимание объемы текущего энергопотребления, долю военных объектов совсем уж мизерной не назовешь. К примеру, в компании «Черниговоблэнерго», где в январе было отключено их наибольшее количество (18 из 72 по стране), месячная стоимость потребленного армией электричества составила 843 тыс. грн. при общем товарном отпуске электроэнергии в области порядка 44 млн. грн. Кроме того, в январе на Черниговщине резко упал уровень оплаты тока населением, область не получила льготы и субсидии, а долги перед облэнерго начали возникать и у других бюджетных потребителей.
Остается добавить, что эти 44 млн. грн. самому облэнерго не принадлежат, так как энергопоставляющая компания реализует не свою электроэнергию, а произведенную на электростанциях. При этом доля услуг облэнерго в розничном тарифе на киловатт-час в среднем по стране составляет около 20%.
Сами энергетики называют энергопоставляющие компании огромным супермаркетом, который занимает территорию целой области и в котором присутствует множество покупателей в лице потребителей тока. К ним относятся все без исключения предприятия и физические лица.
Понятное дело, что купить в супермаркете товар и не рассчитаться за него невозможно. Согласно существующей нормативной базе, включая соответствующее постановление правительства, облэнерго должны безоговорочно отключать всех должников за электроэнергию, независимо от вида их деятельности. Существует только две категории потребителей, для которых предусмотрено исключение. Первая — это так называемые предприятия на аварийной броне; ниже уровня аварийной брони такого потребителя отключить нельзя ввиду угрозы техногенной катастрофы. Согласно законодательству, в бюджете предусмотрены соответствующие компенсации энергопоставщикам на случай, если предприятия на экологической броне не смогут самостоятельно платить за электроэнергию. И вторая категория потребителей, которых, в соответствии с закрытым распоряжением Кабмина, нельзя отключать — это части и подразделения Вооруженных сил, несущие боевые дежурства. Возможно, принятые правительством закрытые распоряжения энергетики в областях и не видели?
Жесткие правила по отключению должников были в свое время приняты правительством не случайно. Ведь от качества работы супермаркета-облэнерго, реализующего чужой товар, зависит качество работы энергетического комплекса страны, а также его хозяйственное и финансовое состояние. То есть если кто-то из потребителей не рассчитается за электроэнергию-товар, супермаркет-облэнерго, в свою очередь, не рассчитается с кем-то из производителей этого товара, а тот, по цепочке, с кем-то из своих поставщиков. Например, не рассчитается с шахтами за отгруженный энергетический уголь, и у директоров угольных компаний возникнут проблемы по выплате зарплаты шахтерам.
Таким образом, требование 100-процентной оплаты электроэнергии является необходимым условием обеспечения энергетического баланса страны в целом.
Именно по этой причине Юлия Тимошенко в свое время вместе с другими представителями правительственной команды прилагала неимоверные усилия для борьбы с неплатежами в энергетической отрасли и для обеспечения 100-процентных расчетов за электроэнергию. Для достижения такого уровня расчетов на энергорынке государству понадобилось много лет интенсивной, напряженной и во многом конфликтной работы.
В результате цель была достигнута. Последние несколько лет электроэнергетика являлась наиболее стабильной и сбалансированной отраслью отечественного ТЭКа. Энергопредприятия медленно, но планомерно реструктуризировали долги, снижали потери в сетях, готовились к реформе энергорынка. Правительство Тимошенко разрабатывало план приватизации тепловых энергогенерирующих компаний. Отрасль готовилась вступить в инвестиционный этап своего развития.
Однако кризис внес свои коррективы. Первое, с чем столкнулись энергетики, — это резкое падение энергопотребления в стране. Достаточно сказать, что в наиболее энергоемкой в Украине Днепропетровской области в ноябре спрос на электроэнергию снизился на 40%.
Спрос-то снизился, однако затраты — не очень, причем при сокращении товарной выручки и платы за собственные услуги по передаче и поставке тока.
Энергетики сэкономили на топливе и мазуте, их на ТЭС стали сжигать меньше, но остальные статьи расходов — на прежнем уровне. Остались ремонты, выплата зарплаты персоналу, инвестиционные программы, которые пришлось либо сократить, либо вообще приостановить.
Следующий удар по энергетической отрасли нанес президент Виктор Ющенко, по инициативе которого до 1 апреля был введен мораторий на повышение цены электроэнергии. В условиях кризиса государство прибегло к испытанному способу перекладывания потерь на плечи инфраструктурных секторов экономики, в очередной раз отложив решение проблемы продолжающейся технической деградации энергетической отрасли «на потом».
И, наконец, третьим негативным фактором для энергопредприятий в условиях кризиса стало исчезновение доступа к кредитным ресурсам, за счет которых энергетики рассчитывались как за уголь, так и за электроэнергию с «Энергорынком», обеспечивая 100-процентные платежи.
В условиях урезанных и ограниченных финансовых возможностей единственным направлением, в котором энергетики пытались сохранить стабильность, остались платежи потребителей. Тем не менее уровень расчетов за электричество на розничном рынке тоже просел.
Как сообщили «ЗН» в одной из украинских консалтинговых компаний, долги потребителей за электроэнергию начали возникать уже в сентябре 2008 года, а в январе ситуация с платежами стала критической. Первым должником, кто отказался платить, оказалось государство. В январе недоплата бюджетных организаций за электроэнергию по энергопоставляющим компаниям составляла от 60 до 100%.
В принципе в январе и начались проблемы облэнерго с платежами, хотя еще в декабре они сумели вытянуть расчеты с «Энергорынком» на 100%. Однако сделано это было во многом за счет того, что поставщики взяли на себя оплату льгот и субсидий, а также недоплату бюджетных организаций.
Однако что будет в феврале — спрогнозировать сложно, так как финансовый небаланс по каждому облэнерго уже исчисляется миллионами.
По мнению экспертов, инициатива Кабмина по запрету отключения бюджетников-должников в сложившейся ситуации может привести к дальнейшему обвалу платежей на рынке.
«Если бы я сидел в Министерстве обороны, то первое, что бы сделал, получив подобную индульгенцию, это перестал бы платить за электроэнергию. Сама философия решения кризиса путем перекладывания проблемы на плечи энергетиков в корне неверна. Мы запускаем маховик неплатежей после того, как невероятными усилиями добились 100-процентных расчетов», — считает президент Энергетической ассоциации Украины Василий Котко. По его мнению, государство в первоочередном порядке должно обеспечить финансирование тех объектов, которые нельзя отключать от электроэнергии и газа.
Наверное, прав был глава парламентского комитета по национальной безопасности и обороне Анатолий Гриценко, заявив, что возникающие проблемы нужно решать, а не устраивать перед камерами публичное обсуждение вопросов электроснабжения воинских частей. И если у армии в силу бюджетных проблем начали возникать перебои с оплатой электроэнергии, найти выход из ситуации действительно можно было в формате встречи министров финансов и обороны с председателем НКРЭ.
Как заявил «ЗН» представитель одной из энергопоставляющих компаний, «мы согласны будем подождать оплату, пока у тех же воинских частей появятся деньги, однако при условии, что нас точно так же подождет «Энергорынок», а правительство не будет инициировать тему банкротств энергокомпаний. Мы согласны будем подождать в том случае, если увидим попытку со стороны государства комплексно урегулировать проблему, увидим реальный предложенный механизм выхода из ситуации».
На самом деле облэнерго в случаях с отключениями военных объектов действовали формально правильно. Энергопоставщики поставляют электроэнергию объектам Минобороны на основании стандартных типовых договоров, утвержденных НКРЭ. Никаких отдельных исключений для армии, как утверждают энергетики, этот договор не предусматривает. Более того, договора не содержат диверсификации военных объектов по типам и не выделяют те подразделения, которые находятся на боевом дежурстве. Поэтому проблема энергообеспечения объектов ПВО безусловно существует, вопрос в другом — почему энергетики не знают о существовании решении правительства, пусть и закрытого, которым запрещено отключение этих объектов?
Проблема эта не нова, так как военные объекты отключались в Украине еще в 90-е бартерные годы, когда объекты ПВО попадали под банальные веерные отключения — технических возможностей для обеспечения их отдельного энергопитания у облэнерго просто не было. И, наверное, с тех пор проблему каким-то образом можно было уже решить. Представляется несомненным, что те воинские части, которые находятся на боевом дежурстве, должны иметь автономные резервные источники питания в виде дизельных электростанций. Тем более что в случае боевых действий вряд ли энергосистема страны будет работать на все 100%.