Украина занимает четвертое место в мире по объемам накопленных радиоактивных отходов. Эти опасные накопления начались с выполнения военных программ бывшего СССР. К тому же после трагедии на Чернобыльской АЭС в зоне загрязнения образовалось более 800 свалок радиоактивных отходов — миллионы тонн облученного металлолома (брошенные автомобили, краны, баржи и другая техника). Выгружаемое из реакторов АЭС отработанное ядерное топливо тоже может стать мощнейшим источником пополнения уже существующих свалок. Однако этого не произойдет, если политический истеблишмент даст зеленый свет строительству современного высокотехнологичного централизованного хранилища и таким образом докажет свою государственную зрелость.
Создавать целостную систему обращения с радиоактивными отходами всех типов и категорий предполагается в течение ближайших 50 лет. Этот срок определен «Стратегией обращения с радиоактивными отходами (РАО) в Украине», принятой Кабмином в августе 2009 года.
«Стратегия полностью отвечает требованиям европейского законодательства, а также рекомендациям международных организаций МАГАТЭ и Евроатома», — утверждает глава Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы Владимир Шандра. Это действительно так, ведь разработать этот документ украинскую власть побудили представители того же МАГАТЭ и других международных организаций, аккумулировавших богатый опыт ядерных стран в плане безопасного обращения с РАО. Вопрос в том, удастся ли изложенные на бумаге замыслы воплотить в жизнь. Ведь реализуемые в Украине проекты по переработке и захоронению РАО на десятки лет отстают от намеченных сроков их завершения. Поэтому огромные залежи опасных отходов продолжают оставаться угрозой среде обитания и поводом для серьезного беспокойства людей.
На решение изложенных в стратегии проблем потребуется порядка 36 млрд. грн. Финансовые инъекции планируется осуществлять за счет средств госбюджета, а также Государственного фонда обращения с РАО, механизм наполнения которого был создан в 2008 году с принятием государственной программы обращения с РАО.
Кроме того, наполнять фонд будут и производители этих отходов, а также поступления в виде международной технической помощи и добровольных взносов предприятий и физических лиц. Ответственное за реализацию этой проблемы МинЧС не поделилось с «ЗН» информацией о том, как обеспечено финансирование стратегии. Тем не менее из правительственных источников известно, что примерно 90% всех поступлений в Госфонд обращения с РАО обеспечит оператор атомных электростанций — НАЭК «Энергоатом».
Кстати, в сентябре эта компания перечислила в госбюджет первые 15 млн. грн. Всего же до конца года атомщики инвестируют в госбюджет почти 60 млн. грн. Эти деньги должны пойти на решение проблем, связанных с хранением отработанного ядерного топлива украинских АЭС. О других поступлениях на счета госфонда по экологии какая-либо информация отсутствует. Между тем масштабы проблемы радиоактивных отходов, способных отравить жизнь нашим детям, внукам и всем будущим поколениям на ближайшие десятки тысяч лет, требуют огромных финансовых инъекций.
Когда быть первыми непрестижно
В нашей стране существует пять хранилищ для радиоактивных отходов, накопившихся в результате выполнения военных программ бывшего СССР. К тому же с семидесятых годов прошлого века РАО промышленных предприятий, медицинских, научно-исследовательских и других учреждений без надлежащей переработки прятали в хранилищах, в которых до сих пор не создана надлежащая система защиты окружающей среды. В результате в хранилищах специализированных комбинатов госкорпорации «Радон» на площадках, расположенных в Киеве, Днепропетровске, Донецке, Харькове, Львове, без сортировки и переработки хранится 262 тысячи отработавших свой срок источников ионизирующего излучения и другие высокоактивные радиоизотопные источники. Хранилища не отвечают требованиям безопасности, радионуклиды попадают наружу, угрожая отравить жизнь людей в близлежащих населенных пунктах. Такие хранилища действуют на человека как бомба замедленного действия, говорят ученые.
Проблемы с РАО резко усугубились после Чернобыльской катастрофы — сейчас в зоне находится более двух миллионов кубических метров зараженных радиацией конструкций, хранящихся в могильнике «Буряковка» в условиях, далеких от норм и стандартов по радиационной безопасности. Эти опасные очаги радиоактивности расположены в верхней части Днепра, а потому создают реальную угрозу для других регионов Украины, ведь воду из Днепра пьет половина населения Украины.
Радиационные риски
Согласно Стратегии обращения с радиоактивными отходами, наиболее мощными производителями текущих ядерных отходов считаются атомные электростанции — 95% их текущего образования в стране. При производстве на атомных электростанциях каждого миллиарда киловатт-часа электроэнергии создается соответственно 27 и 35 кубометров твердых и жидких РАО. Хотя здесь уместно уточнить, что согласно Закону Украины «Об обращении с радиоактивными отходами» отработанное ядерное топливо (ОЯТ) не относится к отходам. Это ценное сырье для производства ядерного топлива для реакторов будущих поколений, так как в нем выработано всего лишь 3—5% изотопов. Поэтому топливо, извлеченное из реактора (и непригодное для дальнейшего использования в реакторе данного типа), россияне назвали облученным ядерным топливом. Объединенная Конвенция о безопасности обращения с отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами гласит: конечная ответственность за безопасное обращение с ними полностью возлагается на то государство, в котором они образуются в процессе работы реактора.
К существующим объемам ОЯТ присоединятся те высокоактивные отходы, которые создадутся после переработки в России топлива, вывезенного с украинских АЭС. Куда их девать, никто не знает, ведь в Украине отсутствует принципиальное решение о дальнейшем обращении с этими отходами, не создана соответствующая инфраструктура. Бюджетного финансирования едва ли хватает для поддержания достигнутого уровня безопасности объектов, хранящих РАО. Жизненно важная для страны сфера финансируется по остаточному принципу.
Переработка высокоактивного отработанного топлива с извлечением урана и плутония позволит в будущем повторно использовать их для изготовления ядерного топлива для реакторов на быстрых нейтронах, ну а образовавшиеся отходы подлежат захоронению. Масштабное строительство реакторов на быстрых нейтронах планируется начать в середине нынешнего столетия. Поэтому имеет смысл рассматривать долговременное хранение ОЯТ — сроком на 50, а лучше на 100 лет.
В последние годы многие страны отдают предпочтение сухому хранению ОЯТ в специальных контейнерах, так как в этих условиях снижается вероятность аварий. При условиях сухого хранения не нужны системы охлаждения, которые могут выйти из строя. Все больше стран склоняется к «отложенному решению» вопросов обращения с ОЯТ. Украина тоже реализует «отложенное решение», аналогичное практике большинства стран, использующих ядерные технологии. Действующая с 2006 года «Энергетическая стратегия Украины до 2030 года» предусматривает сооружение в Украине централизованного хранилища «сухого» типа (ЦХОЯТ) для отработанного топлива реакторов типа ВВЭР.
Но строительство не начнется без прохождения процедуры, определенной законами Украины «Об обращении с радиоактивными отходами» и «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности». Эти законы обязывают провести консультации с общественностью — они уже проведены в Славутиче, а также с жителями Иванковского и Полесского районов Киевской области. Строительство хранилища станет возможным после утверждения соответствующего решения парламентом. В августе правительство подало в Верховную Раду законопроект «О размещении, проектировании и строительстве ЦХОЯТ реакторов типа ВВЭР отечественных АЭС», регистр. №5050 от 13.08.2009 г. Подготовленное еще в сентябре заключение Главного научно-экспертного управления Верховной Рады гласит, что документ может быть принят за основу при первом же чтении. Законопроект стоит в повестке дня этой сессии, а 18 ноября 2009 года в парламенте зарегистрирован проект постановления (номер 5050/П) о принятии за основу данного законопроекта.
Важно, чтобы в ходе предвыборных баталий политические силы не «переместили» проект создания ЦХОЯТ в политическую плоскость.
На 100 лет «отложенное решение»
Украине нужно иметь собственное хранилище для отработанного ядерного топлива еще и потому, что Россия может — по технической или иной причине — прекратить ввозить ОЯТ на свою территорию из других стран. Такие сигналы уже поступают. И что тогда — наши ядерные реакторы придется остановить? Это уже вопрос национальной безопасности. Страна, планирующая развивать свою ядерную энергетику, должна содержать на своей территории ОЯТ, которое в дальнейшем будет использовано как ценное сырье. Ранее практически все страны, где используются реакторы типа ВВЭР, длительное время вывозили отработанное топливо в Россию, но сейчас это практикуют лишь Болгария и Украина. Большинство стран выбрали стратегию централизованного хранения ОЯТ.
В 2001 году на Запорожской АЭС было построено хранилище «сухого» типа по технологии американской компании DE&S. Тогда форсированному созданию хранилища способствовала возникшая угроза несвоевременного вывоза ОЯТ в Россию. Введенное в промышленную эксплуатацию хранилище доказало свою экологическую безопасность, позволяя Украине ежегодно экономить более 100 млн. долл.
Положительный опыт на ЗАЭС подвигнул НАЭК «Энергоатом» в 2003 году объявить международный тендер по выбору технологии хранения ОЯТ и для трех остальных АЭС. В последний день декабря 2004 года «Энергоатом» определил победителя — американскую компанию Holtek (в то время «Энергоатом» возглавлял Сергей Тулуб). Ровно через год — в конце декабря 2005 — был подписан контракт с американцами (президентом «Энергоатома» уже был Юрий Недашковский). Согласно контракту, американцы предоставляют Украине технологию «сухого» хранения ОЯТ, успешно опробованную в других странах — в США, Корее, Китае, Тайване. Проект строительства ЦХОЯТ по американской технологии оценивается в 127 млн. евро (с учетом НДС), а вложенные деньги вернут за счет экономии расходов на вывоз ОЯТ в Россию. Для справки: инвестиции привлечет Holtek.
Хранилище будет построено в зоне отчуждения ЧАЭС, оно рассчитано на 100 лет. В нем будут хранить ОЯТ трех украинских АЭС (Южно-Украинской, Хмельницкой и Ривненской), образующееся в период их промышленной эксплуатации. Из-за пределов Украины ОЯТ ввозить не будут! Строительство собственного ЦХОЯТ позволит Украине не только избавиться от дорогих зарубежных услуг, но и обеспечить себе право на развитие производства ядерного топлива в будущем.
Цена вопроса для Украины — 2 млрд. долл. Столько украинские атомщики должны будут заплатить россиянам за вывезенное ОЯТ до завершения проектного срока эксплуатации трех украинских АЭС, если не построят собственное хранилище (и это не считая запланированных к строительству порядка 20 новых ядерных энергоблоков).
Противоречивые стандарты
Строительство хранилища по технологии Holtek может начаться лишь после того, как парламент примет соответствующий закон. Законопроект «О размещении, проектировании и строительстве Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива реакторов типа ВВЭР отечественных АЭС» уже одобрен большинством парламентских комитетов, включая профильный. Одобрено также и технико-экономическое обоснование (ТЭО) инвестиций сооружения ЦХОЯТ. Кроме того, ТЭО успешно прошло комплексную государственную экспертизу, включая анализ экологической, ядерной и радиационной безопасности.
Но даже если парламент и проголосует за создание ЦХОЯТ, это еще не достаточное условие для начала его сооружения. Предстоит огромнейшая работа по адаптации действующих в Украине и США стандартов по безопасности. И если американские стандарты, заложенные в проекте Holtek, не будут адаптированы к нашим нормам, Госатомрегулирования Украины просто не выдаст лицензию «Энергоатому» на сооружение хранилища.
«В Украине действуют свои нормативы по ядерной безопасности, и компания Holtek должна их выполнять. Проект должен пройти экспертизу на соответствие нашим нормативным документам. Эксплуатирующая организация — компания «Энергоатом» — должна подготовить отчет по анализу ядерной безопасности ЦХОЯТ. Эксперты нашего комитета проанализируют его на соответствие нашим нормативным документам и сделают выводы, можно или нет сооружать это хранилище», — сообщила «ЗН» глава Госатомрегулирования Елена Мыколайчук.
Отведенный законодательством срок для выдачи лицензии — три-шесть месяцев, однако, по словам Е.Мыколайчук, опыт других стран свидетельствует, что процесс может затянуться на два-пять, а то и на семь-десять лет.
Украинские атомщики покупают у Holtek всю технологическую систему, то есть техническую документацию на ЦХОЯТ, разработанную по американским требованиям. В Украине же действует своя система — это практически оставшиеся нам в наследство советские нормативы и стандарты.
«Чтобы перевести заложенные в проекте стандарты на нашу нормативную базу, причем без ущерба для технологии, в Украине следует разрешить производство целого ряда металлов. Мы должны научиться сваривать эти металлы, не ухудшая их прочностные характеристики», — говорит Владимир Бронников, генеральный директор «Атомпроектинжиниринга» (входит в состав НАЭК «Энергоатом»). Решение этих проблем без участия научных институтов просто невозможно. Понятно, что научно-исследовательские работы потребуют немалых средств и времени.
Поэтому атомщики сразу после подписания контракта с американцами на сооружение ЦХОЯТ за счет собственных средств (но в счет будущей стоимости проекта) профинансировали работы компании Holtek, которая занялась адаптацией своей технологии к нашим требованиям. К сожалению, работа идет очень тяжело, и нет уверенности, что скоро завершится, хотя время не ждет. Аналогичная ситуация была и с введением в эксплуатацию хранилища на Запорожской АЭС. Тогда наши конструкторы перехватили инициативу у американцев и сами успешно перевели и адаптировали американскую документацию к украинской нормативной базе, после чего производство контейнеров начали на запорожском «Атомэнергомаше». Не исключено, что история повторится, ведь лицензию в Госатомрегулировании придется отстаивать не американцам, а «Энергоатому».
Между тем в правительстве считают, что адаптацией ядерного законодательства других стран к украинским нормативам должен заниматься главный регулятор страны — Госатомрегулирования. Госорган совместно с Национальной академией наук обязан создать свою нормативную базу и адаптировать ее с действующей в других странах. В правительственном документе — Плане мероприятий на 2006—2010 годы по реализации «Энергетической стратегии до 2030 года» — предусмотрено согласование нормативно-правовых актов по вопросам ядерной и радиационной безопасности с международными конвенциями, рекомендациями МАГАТЭ. И если не ускорить эту работу, в ближайшем будущем следует ожидать множества проблем с реализацией совместных с иностранными компаниями проектов.
Создание ЦХОЯТ — непосредственно сфера национальной безопасности Украины. В начале 90-х прошлого века Украина отказалась от ядерного оружия, а вместе с тем потеряла возможность иметь полный замкнутый цикл собственного производства ядерного топлива. Если же Украина будет хранить ОЯТ на своей территории, это обеспечит ей потенциальную возможность в будущем производить ядерное топливо для АЭС.