Варшава больше не хочет зависеть от российского газа. Концепция усиления энергетической независимости Польши в газовой сфере, подготовленная еще предыдущим правительством Казимежа Марцинкевича, приобретает сейчас конкретные очертания. И наиболее важным проектом в этом смысле является построение газопорта, который будет обеспечивать прием трети польского импорта газа в сжатом виде. В ближайшее время Министерство финансов должно представить проект компании, которая будет управлять морским газоперевалочным терминалом. Правда, еще окончательно не решено, где будет расположен газопорт. За эту стратегическую инвестицию, которая, кроме экономической безопасности, обещает также много рабочих мест и активизацию региона, соревнуются Гданьск и Свиноуйсце, расположенное вблизи Щецина. Правительственный проект предполагает также интенсификацию добычи газа из собственных источников и заключение контрактов с другими, кроме российских, мировыми поставщиками. Важным элементом концепции является также развитие государственных хранилищ газа. Это сделает невозможным использование Россией газового шантажа по отношению к непокорной соседке Украине.
Идея построения газопорта появилась в начале года. Таким образом Варшава ответила на российско-украинскую «газовую войну», угрожающую энергетической безопасности Украины. Наиболее важным элементом проекта является терминал, который будет принимать так называемый жидкий газ (Liquid Natural Gas — LNG) из специальных газотранспортных танкеров. Рядом с терминалом будет находиться станция регазификации, в которой голубое топливо будут возвращать в газообразное состояние. Оттуда его будут транспортировать по трубопроводам внутри Польши.
Сейчас Польша потребляет 13 млрд. кубометров газа. Только 32% от потребности обеспечивают собственные источники, 8% газа стабильно поступает с западного направления — из Норвегии, Германии и Чехии. Россия поставляет целых 41% голубого топлива, а страны Средней Азии — 20%. Газопорт позволит изменить эти пропорции. Морские поставки будут обеспечивать от 2 до 2,5 млрд. кубометров газа. Через четыре года терминал планируют построить и увеличить импорт газа еще на 2,5 млрд. кубометров. Этого достаточно, чтобы можно было говорить о настоящей диверсификации поставок газа, считают эксперты Министерства экономики Польши. Завершить строительство газового терминала планируют в 2010—2011 годах.
Газопорт имеет несколько преимуществ по сравнению с транспортировкой топлива по трубопроводам. Терминал позволяет заключать контракты со многими поставщиками из отдаленных районов мира, с которыми невозможно (или невыгодно) соединиться газопроводами. Речь идет прежде всего о Северной Африке (Египет, Ливия, Алжир), поскольку тамошний газ будет наиболее дешевым. Рассматривают также более дорогие поставки из Норвегии и Дании. Несомненным преимуществом морского терминала является возможность приобретения газа на свободном рынке, вместо заключения с поставщиками долгосрочных контрактов. Благодаря газопорту можно часто менять поставщиков и в любой момент заказать дополнительное количество сырья, когда этого будет требовать ситуация. Конечно, все в пределах пропускной способности газопорта и с учетом времени на транспортировку. Использование же газопроводов не такое гибкое. Все это не означает, что Украина утратит свою роль транзитной страны. Варшава трактует морские поставки только как дополнение к поставкам газа трубопроводным транспортом из Украины и Беларуси. Это понятно, поскольку импорт газа через морской терминал значительно более дорогой.
Сначала планировали, что строительством и эксплуатацией терминала будет заниматься компания PGNiG — полугосударственный монополист, наподобие украинской НАК «Нафтогаз України». Но против такого варианта выступает премьер Ярослав Качиньский и Министерство финансов, ведь в этом случае государство не сможет полностью контролировать этот стратегический объект. Правительство предложило вместо этого создать новую компанию с участием государственного и частного капитала. Она будет иметь форму командитно-акционерного общества. Это позволит Варшаве, так сказать, убить двух зайцев — сохранить полный контроль над проектом и вместе с тем привлечь внешние источники финансирования. А это важно, поскольку речь идет об очень крупных инвестициях, которые одному лишь госбюджету не под силу.
По подсчетам Министерства финансов, газопорт обойдется в 0,3—1 млрд. долл. А еще нужно найти инвестора с большим портфелем, не исключено, что PGNiG все-таки примет участие в проекте как один из многих акционеров. Тем не менее даже в этом случае «Польский газовый концерн» (так окрестили будущее предприятие) будет конкурентным с PGNiG игроком на газовом рынке. А это имеет большое значение в контексте требований Европейского Союза, членом которого является Польша, но демонополизации энергетического рынка.
Планируется, что «Польский газовый концерн» будет владельцем территории, на которой разместят газовый терминал, а также будет непосредственно строить этот объект. Но окончательно не решено, будет ли концерн самостоятельно управлять газопортом, или поручит это независимым операторам, с которыми заключали бы контракты на ограниченный срок. (Именно такую модель управления применили в ведущих морских портах Польши.) Концерн займется также продажей газа на внутреннем рынке, на котором он будет конкурировать с PGNiG и западными операторами.
Окончательно неизвестно, будет ли компания владельцем танкеров, с помощью которых будут транспортировать топливо, или же она будет только арендовать их. Дело в том, что такой транспорт очень дорогой (один танкер стоит около 400 млн. евро), а построить его достаточно сложно, поэтому не каждый судостроительный завод может это сделать. Однако руководство заводов в Гдыни и Щецине не исключает, что их предприятия справятся с этой задачей. Для этих заводов, которые находятся не в лучшей финансовой ситуации, контракты на сооружение газовых танкеров означали бы большие прибыли и сохранение многих рабочих мест. Эксплуатацию газотранспортных танкеров намерены поручить независимым операторам.
Сейчас правительство еще не решило, в каком порту построят терминал. За этот проект активно соревнуются два города: Гданьск и Свиноуйсце—Щецин. По словам экспертов, каждый из проектов этих двух городов одинаково хорошо подготовлен. Решающими будут только внешние факторы, такие, как длина пути, вопросы экологии и экономической безопасности, объем рынка вблизи газопорта и т.п.
Местные власти Гданьска и Щецина (и, соответственно, воеводств Поморья и Западного Поморья) расценивают проект строительства терминала как шанс для ускорения развития их региона. Больше всего средств поступит во время строительства, которое будет длиться три года. Именно тогда будет создано больше всего рабочих мест, а это важный аргумент для регионов с одним из самых высоких в Польше уровней безработицы (около 20% трудоспособного населения), особенно в разгар кампании перед местными выборами. Сам газопорт будет полностью автоматизирован, поэтому его будут обслуживать только 40—50 человек. К тому же он будет источником постоянной и довольно значительной прибыли для порта, а следовательно, и для города.
Строительство газотерминала, интенсификация собственной добычи газа и увеличение государственных резервов газа, развитие нефтегазовой инфраструктуры и диверсификация поставок — это не единственные механизмы, с помощью которых правительство Качиньского пытается укрепить энергетическую независимость. В этих вопросах Кабмин руководствуется противоположными принципами, чем его социал-демократический предшественник. Правительство Лешека Миллера считало, что энергетической безопасности не стоит достигать любой ценой. Поэтому одним из первых решений Л.Миллера был отказ от контракта на закупку дорогого газа из Норвегии, для транспортировки которого в Польшу нужно было построить нефтепровод по дну моря. Если бы этот проект реализовали, то сооружение российско-немецкого Северо-Европейского газопровода намного бы усложнилось.