Зима все ближе. И она снова застала врасплох Кабмин. Спешно создающиеся штабы, широкий поток бумаг и тонкий ручеек денег пока не внушают особого оптимизма.
Относительно светлым пятном на этом фоне является ситуация с атомными электростанциями.
Согласно проектному балансу НАЭК "Энергоатом", с октября по апрель украинские атомщики обеспечат 49,0 млрд кВт·ч, то есть более половины общего производства электроэнергии за этот период. Это вполне реально: топливо на АЭС есть, и к прохождению зимы они в целом готовы.
Правда, это не значит, что удастся избежать проблем. Основной угрозой для работы АЭС зимой будет нехватка генерации тепловых электростанций, что может привести к снижению частоты в Единой энергосистеме страны. При ее падении ниже 48,9 Гц происходит автоматическая остановка ядерных энергоблоков. И тогда может быть обесточена большая часть территории Украины. Сценарий, что и говорить, не очень оптимистичный, но, увы, вполне реальный.
Во избежание такого развития событий НАЭК внес свою лепту, хотя создать запасы угля на теплоэлектростанциях он не может.
Из серьезных проколов можно отметить разве что затянувшуюся эпопею с достройкой линии электропередачи напряжением 750 кВ от Ривненской АЭС в Центральную Украину. Линию должны были сдать в эксплуатацию в первой половине этого года. Сейчас определен очередной (уже, наверное, десятый за ее историю) "крайний" срок - не позже 22 декабря. Проектом занимаются две структуры - "Укрэнерго" и атомщики. В задержке виноваты и одни и другие (и еще немало лиц, банально пытавшихся "нагреться" на стройке в разгар войны), но отступать реально уже некуда.
А вот с топливом для АЭС все неплохо. Есть даже небольшой страховой запас на случай полного прекращения поставок из РФ. На складах АЭС есть шесть резервных загрузок (в том числе одна шведская) свежего топлива для реакторов ВВЭР-1000 и одна для ВВЭР-440 на Ривненской АЭС. По расчетам специалистов, этого хватит для обеспечения станций ядерным топливом до июня 2016-го.
К слову, именно наличие такой страховки во многом объясняет сохраняющиеся корректные отношения между "Энергоатомом" и российской стороной. Шантаж в такой ситуации малоэффективен, поставки свежего топлива осуществляются регулярно. Из
12 запланированных поставок топлива для блоков-миллионников большая часть уже доставлена (пять уже загрузили в реакторы). До конца года из РФ привезут остальные.
Однако особое значение уделяется поставкам топлива из альтернативных источников. Это партия ТВС со шведского завода Westinghouse. Понятно, что единственная загрузка (и одна резервная) особой роли предстоящей зимой не сыграют. Сейчас по всей Украине западным топливом наполовину загружен только один блок Южно-Украинской АЭС. Тем не менее, это можно рассматривать как начало тенденции.
Если раньше, в 2008–2013 гг., предполагалось, что топливо Westinghouse будет поставляться только на три ядерных блока (два на Южно-Украинской и один на Запорожской АЭС), то с началом российской агрессии в Украине планы были существенно скорректированы.
30 декабря 2014 г. было подписано дополнение №13 к контракту от 2008 г. со шведским производителем ядерного топлива, предусматривающее резкое расширение географии поставок. Впервые не шепотом стали говорить и о возможности (в критической ситуации) обеспечения нероссийским ядерным топливом всех 13 украинских блоков ВВЭР-1000.
Пока модернизированное шведское топливо вполне успешно проходит предусмотренное контрактом тестирование на третьем блоке Южно-Украинской АЭС. В 2016-м его начнут внедрять на втором блоке этой станции и на пятом блоке Запорожской АЭС.
Другим словами, уже три блока будут иметь смешанные зоны, состоящие из тепловыделяющих стержней как российского, так и шведского производства (полностью топливо в зоне реактора обновляется за четыре года). Согласно доработанному контракту, в 2016 г. с завода в шведском городе Вестеросе в Украину поставят уже пять партий ядерного топлива. Это подтвердил и министр В.Демчишин: "Надеюсь, что с 2016 г. у нас будет 5 из 18 поставок со стороны Westinghouse".
Планируется, что в случае успешной эксплуатации топлива на Южно-Украинской АЭС и пятом блоке в Запорожье на эту АЭС в 2016 г. переведут еще три блока. Ориентировочно это будут блоки №1, 3, 4. Если эти планы будут реализованы, то с 2016 по 2020 гг. Украина будет ежегодно покупать по шесть загрузок топлива Westinghouse. Тогда доля РФ в объемах поставок для ВВЭР-1000 сократится с нынешних 92 до 54%. Примерно так же доход РФ сократится в денежном выражении. В 2014 г. для украинских АЭС у россиян купили топлива на 588,8 млн долл., у американо-шведской Westinghouse - на 39,4 млн. Но ситуация меняется. Естественно, перспектива сужения ключевого рынка восторга у россиян не вызвала.
К уже многолетней кампании в прессе и Интернете по обвинению Украины в том, что она хочет "организовать" новый Чернобыль, подключили даже российский МИД, заявивший, что "тепловыделяющие сборки, производимые этой компанией, неоднократно демонстрировали несоответствие требованиям к качеству топлива для реактора ВВЭР-1000". В принципе, проблемы реально имели место, но заявление о несоответствии сильно преувеличено. С российским топливом тоже не обходится без проблем.
По данным департамента по вопросам безопасности ядерных установок Госатомрегулирования Украины, "у нас не было ни одного отказа по герметичности ТВС компании Westinghouse". Чего, к сожалению, нельзя сказать о топливе российского поставщика. Но эксплуатация зон, состоящих из российских и шведских топливных кассет, действительно потребует пристального внимания регулирующих органов. И не только украинских, но и МАГАТЭ.
Хотя это сценарий "эволюционного" замещения. Существует и вариант "Б".
В случае, если в Кремле все же решат остановить поставки, придется принимать гораздо более резкие меры. Тогда шведское топливо пойдет не на две, а на все четыре АЭС (т.е. еще и на Хмельницкую и Ривненскую), и придется замещать не шесть, а 13 поставок.
По данным Westinghouse, завод в Швеции сейчас загружен примерно на половину. И резко увеличить производство ТВС будет достаточно сложно, в любом случае на это уйдет не один месяц.
В НАЭК уже изучали проблему "с целью минимизации возможных последствий прекращения поставок ядерного топлива и приводов стержней управления защитой реактора… необходимо немедленно начать работы по определению возможностей компании Westinghouse для обеспечения перегрузки энергоблоков АЭС Украины начиная со второго полугодия 2016 г.". Изучается возможность производства приводов стержней управления защитой реактора и в Украине. Хотя понятно, что сделать это за несколько месяцев не реально.
Теоретически для поставок дополнительного топлива можно использовать еще завод в Великобритании, но у его персонала нет опыта выпуска ТВС "советского" дизайна. А проблемы с поставками топлива могут вызвать простои АЭС, хотя и не нынешней зимой.
Нужно также быстро провести лицензирование усовершенствованных шведских ТВС-WR для использования на всех блоках. Это не считая мероприятий по модернизации систем внутриреакторного контроля на всех блоках. Потребуется также удвоить количество контейнеров для транспортировки топлива (сейчас их 21) и еще многое другое.
Для двух блоков ВВЭР-440 ситуация более печальная - топливо для них сейчас выпускается только в РФ. Хотя опыт его производства в Испании для финской АЭС "Ловииза" в нулевых годах есть. Но восстанавливать производство ради двух блоков вряд ли будут, хотя такой сценарий тоже просчитывается. Тем более что в случае форс-мажора с поставками в Украину это автоматически означает и угрозу поставок на 14 ВВЭС-440, расположенных в странах ЕС.
Поэтому надеемся, что до сценария "полная переориентация" все-таки не дойдет. Но готовиться к нему (имея таких "замечательных" во всех смыслах соседей) стоит. Лишним не будет.