ZN.UA публикациями статей «Terra incognita для энергоинвесторов» и «Как из Галичины лепят украинскую Пенсильванию» начало дискуссию о перспективах добычи сланцевого газа в Украине. Целью предлагаемой вниманию читателей статьи является анализ условий для привлечения инвестиций в «сланцевые» проекты, а также реальных и надуманных проблем добычи сланцевого газа.
Добыча природного газа в Украине в 2010 году составила 21 млрд. кубометров, что втрое меньше максимального уровня добычи, достигнутого в 1975-м. Таким образом, более 60% от общего объема потребления природного газа покрывается за счет импорта из России. События в Северной Африке и на Ближнем Востоке в очередной раз показали, что увеличение собственной добычи газа является наиболее надежным источником обеспечения энергетической безопасности государства.
Действительно, для проведения всего комплекса работ на одной скважине требуется в среднем от 8 до 16 тыс. кубометров воды. По данным американского Совета по охране грунтовых вод (www.gwpc.org), даже в самых засушливых районах США для интенсивной добычи сланцевого газа использование местных водных ресурсов не превышает 0,8% от их общего поверхностного баланса. Если же анализировать возможные пиковые проектные показатели водопользования, то и на крупнейшем по масштабам месторождении «Мерселлус» в штате Пенсильвания (на который чаще всего ссылаются противники разработки сланцевого газа) они не превысят 32 тыс. кубометров в день. Для сравнения: для целей электроснабжения только в бассейне реки Саскуэханна, расположенной в том же районе, используется около 600 тыс. кубометров воды в день. При этом для бурения и гидроразрывов при добыче сланцевого газа во все больших объемах используется не вода из поверхностных источников (рек и озер), а грунтовые воды, непригодные для питья и использования в коммунальной сфере, и пластовые воды повторного использования. На действующих месторождениях сланцевого газа объем пластовой воды уже достиг не менее 30% от объема жидкости, используемой для гидроразрывов, а на ряде месторождений этот показатель превышает 70%.
Очевидно, что участники дискуссии вокруг проблемы сланцевого газа в Украине в наименьшей степени осведомлены о составе жидкости, используемой для гидроразрыва пласта. На 98-99,5% она состоит из воды и песка и от 0,5% до 2% приходится на химические добавки (см. рис., более подробно о типах и функциях добавок можно прочитать на сайте ZN.UA).
Следует отметить, что буровые компании при проведении работ в Украине, так же, как и в США, будут обязаны раскрывать полный состав химических веществ, используемых при гидроразрывах. Без подобного раскрытия, включающего также наличие паспортов безопасности материалов для этих химических веществ, они просто не получат у нас разрешения на ведение работ.
С целью обеспечения непопадания растворов, используемых для гидроразрыва пласта, в источники воды и экосистемы, каждая скважина оснащается стальными обсадными колонами, которые спускаются ниже и водоносных зон, и соответствующего водонепроницаемого слоя. Зазор между стенками обсадных колон и породой наполняется цементом, что создает дополнительный защитный слой.
Сам гидроразрыв сланцевого пласта производится в горизонтальной части скважины путем закачивания под высоким давлением вязкой жидкости, содержащей песок в качестве расклинивающего наполнителя для создания дополнительных трещин, расходящихся от ствола скважины в толщу разрабатываемого сланцевого пласта, благодаря чему значительно увеличивается приток газа. Затем давление сбрасывается, что дает возможность жидкости перетекать обратно в скважину, а песок остается в трещинах, не давая им закрыться. Давление при гидроразрывах определяется индивидуально в зависимости от характеристик конкретного пласта с таким расчетом, чтобы трещины в толще сланцев, а соответственно, и впрыскиваемая жидкость распространялись вверх и вниз от ствола скважины на расстояние 30-100 метров. Делать мощные разрывы просто экономически невыгодно, т.к. резко увеличиваются затраты энергии, расход жидкости без существенного увеличения притока газа.
Исходя из того, что на территории Олеской площади резервуары питьевой воды находятся на глубинах менее 400 метров, а газоносные сланцы - на глубине два и более километров, очевидно, что, часть жидкости, попавшая в сланцевую породу в результате гидроразрыва, просто не сможет просочиться через более чем полуторакилометровую толщу пород вверх в источники воды. Другая часть жидкости, поднимающейся по вертикальной скважине на поверхность вместе с природным газом и пластовыми водами, в обязательном порядке утилизируется и используется для последующих гидроразрывов. Технологии сбора и утилизации жидкости на поверхности достаточно просты и детально отработаны, и на этом этапе работ угроза загрязнения окружающей среды ничтожна. Более вероятна опасность загрязнения химическими веществами, используемыми в жидкостях для гидроразрыва, не при проведении буровых работ, а во время перевозки и хранения этих веществ. Поэтому украинский регулятор, исходя из опыта США, разработает жесткие нормативы в этой области, будет проводить необходимые инспекционные проверки, в том числе на предмет герметичности контейнеров, в которых перевозятся и хранятся химические вещества.
Министерство экологии внимательно изучит и другие возможные аспекты неблагоприятного воздействия на окружающую среду при поиске и добыче газа из сланцев, а именно - уровень шума при проведении работ, смягчение вредных последствий для флоры и фауны, контроль за выбросами в атмосферу.
Следует отметить, что по сравнению с другими механизмами недропользования в Украине законодательство о СРП предусматривает дополнительные регуляторы в сфере охраны окружающей природной среды. Так, одним из пяти критериев при определении правительством победителя конкурса на право заключения СРП является наилучшая из предложенных программ по защите окружающей среды. Согласно закону о СРП ключевыми условиями заключаемого соглашения должны быть: а) требования к рациональному и комплексному использованию и охране недр и окружающей среды; б) проведение экологического аудита до начала поисковых работ; в) наличие проекта рекультивации земель, используемых во время поиска и добычи полезных ископаемых.
Органы местного самоуправления в процессе заключения и выполнения СРП имеют дополнительные полномочия. Так, до момента заключения соглашения с победителем открытого конкурса и начала работ по поиску сланцевого газа областной совет на своих сессиях должен принять три последовательных решения: а) о согласии на включение той или иной площади в перечень участков недр, которые могут разрабатываться на основе СРП; б) о согласовании начальных условий конкурса на основе разработанного технико-экономического обоснования; в) о согласовании проекта СРП перед его подписанием. В процессе выполнения СРП областной совет через участие его представителя в упомянутой Межведомственной комиссии будет принимать участие в утверждении ежегодных программ работ, производимых инвестором, а также проводить постоянный мониторинг за их выполнением.
Таким образом, на наш взгляд, действующее законодательство Украины о СРП предоставляет инвесторам задекларированные ими условия успешной реализации масштабных проектов поиска и добычи газа из сланцев и плотных пород, а органам местного самоуправления и общественности - четкие механизмы участия в принятии решений о целесообразности реализации таких проектов, определения их экономических, социальных и экологических условий, а также контроля за выполнением инвестиционных обязательств и программы работ.