Эксперт: Каждый второй литр бензина в Украине не отвечает госстандартам
В 2009 году около 50% бензинов на рынке Украины не отвечали государственным стандартам, об этом в статье для «Зеркала недели» заявил директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
По его словам, с октября 2009-го АО «Укртатнафта» запустило в промышленное производство компоненты автомобильных бензинов КБ-92 и КБ-95. Во многом отвечая параметрам обычных товарных топлив, эти нефтепродукты отгружаются по техническим условиям (ТУ), разработанным для полуфабрикатов, что позволяет платить акциз по ставке 20 евро/тонна вместо 110 евро/тонна для товарной продукции (в розничных ценах «выигрыш» около 1 грн./л), пояснил Куюн.
«Нехитрая схема позволила оператору завода положить в карман за октябрь—январь около 210 млн. грн. (было выпущено около 145 тыс. тонн КБ). Источники на рынке полагают, что, предчувствуя приближение конца налоговых «каникул», в ближайшее время завод будет оформлять под видом КБ максимальные объемы производимых бензинов», — отметил он.
Куюн констатировал, что в 2009 году Госпотребстандарт не провел ни одного лабораторного анализа пробы нефтепродуктов на АЗС. «Нет денег, говорят в ведомстве. Ситуация окончательно вышла из-под государственного контроля», — отметил эксперт.
«Доблестный АМКУ гордится десятками и сотнями открытых дел, четырьмя миллионами собранных в 2009 году штрафов с нефтетрейдеров. А на одних КБ как элементе недобросовестной конкуренции бюджет потерял в 50 раз больше… Так, может быть, надо было завести одно дело?», — подчеркнул эксперт.
Еще одной причиной катастрофической ситуации с качеством топлива, по его словам, являются недопустимо низкие темпы модернизации украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
«Очевидно, что нефтеперерабатывающие заводы в Кременчуге, Надворной, Дрогобыче и Шебелинке к запланированному с 1 января 2011 года ужесточению норм качества производимых нефтепродуктов готовы не будут, так как их владельцы (по отношению к первым трем можно сказать просто владелец) не находят эти вложения выгодными (а в Шебелинке вообще не находят вложений)», — пояснил он.
В то же время Куюн убежден, что проблему внедрения улучшенных «качественных» норм на топливо решать придется в любом случае.
«Этого требует новый автопарк и граждане, притом не только Украины, но и сопредельных государств, где уже давно используют стандарт Евро-5 (у нас по некоторым позициям еще допускается Евро-2)», — напомнил он.
Подробнее читайте в статье Сергея Куюна «Хуже не будет. Лучше — может» в свежем номере «ЗН».
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
