Бесконечное откладывание непопулярных решений давно уже стало визитной карточкой страны. К примеру, проблемы Пенсионного фонда Украины, точнее, его растущий дефицит, давно стали глобальными. Объемы бюджета Пенсионного фонда из года в год стремительно и непрерывно растут. С 2004 года его расходы увеличились почти в пять раз — с 36 млрд. грн. до планируемых в этом году почти 178 миллиардов!
Правда, статистику сильно портит рост цен за эти годы: Госкомстат подсчитал, что за этот период они повысились в 2,2 раза. Но все же, по его версии, пенсионеры стали жить чуть ли не вдвое лучше. Вот только убедить их в этом будет крайне сложно: очевидное несоответствие бодрых официальных цифр летящим вверх ценам в магазинах и на рынках давно стало грустным анекдотом. Что еще хуже — прирост расходов ПФ плохо коррелируется с доходами экономики.
Согласно проекту бюджета Пенсионного фонда, в текущем году ему ежемесячно будет не хватать 1,5 млрд. грн., или 18 млрд. за год. Причем это предварительные и крайне оптимистичные прикидки. Между тем в 2008 году пенсионщики выжили исключительно благодаря непрерывному получению займов из госбюджета. До ноября они получили из него ссуды в размере 32,6 млрд. грн., погасив чуть более половины — 16,6 млрд.
По расчетам аналитиков из секретариата президента, ситуация на грани срыва. Первый замглавы секретариата Александр Шлапак четко прокомментировал массированное дотирование Пенсионного фонда: «...Это впервые за много лет… Также впервые за многие годы мы вынуждены были в 2009 году списать 6 млрд. грн. задолженности Пенсионного фонда по результатам 2008 года… Это должно было насторожить: Пенсионный фонд не балансируется! Но не насторожило. И получили ответ: помимо 13 млрд. грн., которые были запланированы в бюджете-2009, в Пенсионный фонд пришлось влить еще около 15 млрд. грн., которые опять-таки (законом о бюджете-2010) придется списать. То есть общий дефицит Пенсионного фонда достигнет 28 млрд. грн.».
При этом в текущем году дефицит вырастет еще в полтора раза. Учитывая фактически сложившуюся динамику поступлений бюджетных доходов и провал с приватизацией, возможности дальнейшего кредитования Пенсионного фонда за счет средств единого казначейского счета не имеют особой перспективы.
Объемы ПФ уже составляют более 60% доходов государственного бюджета. Причем пенсии обеспечивает почти исключительно государство.
Следует признать, что результаты многолетних попыток реформирования системы пенсионного обеспечения и появление негосударственных пенсионных фондов (а точнее, больше разговоров о них) малоэффективны. Более того, их перспективы при сохранении существующей практики государственного управления, мягко говоря, не блестящие. Правительство явно живет по принципу: «Нам бы еще месяц удержаться». Переходящие остатки средств ПФ угрожающе малы: при ежемесячной потребности в 13,5 млрд. грн. их менее миллиарда. То есть резерв для обеспечения бесперебойности выплаты пенсий отсутствует, все происходит в авральном режиме. Такая система рано или поздно лопается.
В итоге, по данным аналитиков на Банковой, «…фактически мы на пороге коллапса системы государственных финансов… Самый сложный период будет… в первом квартале 2010 года».
Если добавить, что в прошлом году происходило лавинообразное наращивание государственного долга, массовое выдавливание налогов с их уплатой наперед и одновременно задержка выплаты правительством своих платежей, то ситуация становится совсем невеселой. Не говоря уж о том, что правительство не смогло или не захотело создать более-менее единые для всех правила игры.
Де-факто политика Кабмина срывает реформирование угольной отрасли, хотя официально бодро утверждается прямо противоположное. А нынешний год вообще объявили годом технического перевооружения. Собственно, недостатка в чиновничьих прожектах у нас никогда не было. От папок с ними буквально столы прогибаются. Нет только сущей мелочи — ресурсов. И даже те крохи, что есть, используются крайне нерационально. Прошлогоднее заливание отрасли обещаниями, льготами и послаблениями «для своих» в очередной раз показало, что это путь в никуда. В частности, господдержка временами доходит до маразма — на гривню товарной продукции добытого угля нередко приходится две гривни господдержки. В ряде угольных холдингов товарной продукции не хватает даже на выплату трети зарплаты, а разницу покрывает государство. Эти предприятия остро нуждаются в реорганизации, но у государства нет средств. На местах это четко видят, и, к примеру, луганский губернатор призвал отказаться от «рекламирования отдельных госпредприятий», а «направлять средства на те шахты или очистные забои, которые могут реально дать результат».
Но экономисты правительства явно заигрались в ручное управление.
К примеру, ряду государственных предприятий де-факто разрешили не платить взносы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Это даже оформили постановлением Кабинета министров Украины №281 от 18 марта 2009 года. Согласно этому документу, государственным угледобывающим шахтам разрешили не платить обязательные платежи. Правда, при этом «благодетели» позабыли, что тем самым сотням тысяч шахтеров урезают в будущем трудовой стаж, так как пенсионное законодательство у нас регулируется все-таки не постановлениями.
Между тем сейчас почти 59% подземных работников шахт — это люди пенсионного возраста. И при неуплате шахтами пенсионных отчислений возникают трудности с оформлением трудовой пенсии. О чем уже сообщал Пенсионный фонд, заявив, что в Донбассе «большое количество работников имеет право на льготные пенсии. Их начисление тоже зависит от взносов в Пенсионный фонд. Из-за задолженностей люди, имеющие право на льготную пенсию, не могут ее получить. В управления Пенсионного фонда приходит много людей с подобными проблемами».
За 2009 год в Донецкой области задолженность по перечислению взносов в Пенсионный фонд Украины увеличилась на миллиард гривен, достигнув 2,6 млрд. Причем практически все «призовые» места плотно забиты государственными угольными предприятиями. Аналогичная ситуация в Луганской области. При этом право не платить предоставлено именно госпредприятиям. Зато частников, напротив, вполне плотно «прессуют». И те почти сто миллиардов гривен от «предприятий и организаций», которые Пенсионный фонд собирается получить в 2010 году, — в основном именно от негосударственных структур. Взамен… им максимально мешают работать. Так, государственным электростанциям практически запретили покупать у частных компаний уголь, даже если он дешевле и качественнее. Правительство уже заставляло энергетиков брать кредиты и расплачиваться за отгруженный им уголь, при этом запрещало скупать его у частных шахт. Согласно постановлению Кабмина №285 от 2 апреля 2009 года, «предприятия, входящие в сферу управления центральных органов исполнительной власти, осуществляют закупку каменного угля, который добывается предприятиями, входящим в сферу управления Минуглепрома, по процедуре закупки у одного участника — госпредприятия «Уголь Украины» без согласования с Министерством экономики». Другими словами: «Купите у того, кого укажут».
Вообще-то это грубейшее нарушение Закона Украины «О защите экономической конкуренции», но Кабмину явно не до законов. Экономикой тут и не пахнет. Более того, ее старательно убивают. В угольной отрасли даже за электроэнергию для добычи угля частники платят примерно на четверть больше, что выливается в десятки миллионов гривен дополнительных затрат. Впрочем, на фоне многомиллиардных дотаций и списаний для госшахт это мелочи.
Ирония ситуации состоит в том, что с утверждением о порочности проводимой политики в принципе согласны все.
Недавно Сергей Тигипко заявил следующее: «Популизм правительства и парламента дорого обойдется угольщикам. Государство уже неспособно содержать все шахты, но продолжает откладывать реформы. Главным показателем для отрасли остается уровень господдержки, который в следующем году, по прогнозам правительства, увеличится на 80% и достигнет 18 млрд. грн. Эффективность падает — себестоимость угля растет. Если срочно не начать реформу угольной отрасли, если не пустить скудные государственные финансы на программы трудоустройства шахтеров закрываемых предприятий, угольную промышленность постигнет коллапс».
Заявление можно списать, но примерно то же говорит и один из ведущих «угольных экспертов» БЮТ, глава парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталия Королевская: «Отрасль недореформирована, неорганизована. Из-за этого физическое поддержание и развитие добычи «съедает» слишком много бюджетных денег, а денег этих стало меньше у государства в целом. Страна могла бы получать больше отдачи от тех средств, которые вкладывает в угольную промышленность. Дотации «размазываются» тонким слоем и по рентабельным шахтам, и по очень убыточным. В результате одни не выходят на нормальную рыночную работу, а другие вообще не могут наладить добычу физически… Я против принципа «умрем вместе, но достойно».
Она также «в целом» поддерживает «выделение рентабельных шахт в отдельные госкомпании. Это здоровый управленческий ход, позволяющий ограничить бюрократизм и нерациональное использование бюджетных средств». И ратует за создание электроугольных компаний, которые смогут привлечь «не дотации от государства, а инвестиции — государственные и частные. Эти деньги будут потрачены на новые лавы и комбайны, на безопасность шахтерского труда, на фильтры для тепловых электростанций».
Правда, кто вложит деньги при условии дискриминации инвестора, остается загадкой. Предложение продавать только нерентабельные шахты трудно назвать очень привлекательным. Впрочем, программа продажи шахт в последние годы благополучнейшим образом сорвана. Наверное, ждем, когда ситуация дойдет до ручки.
Хотя известно, что непрерывная дотация слабых не сделает их лидерами, зато существенно сократит ресурсные возможности государства, вымывая те средства, которые можно было бы использовать на развитие инфраструктурных проектов.
Иного пути, кроме как создание равных условий для предприятий всех форм собственности, просто не существует. Рынок сам определит наиболее эффективных. И чем раньше страна этим займется, тем лучше для нее. Слишком много времени уже и так потеряно.