Общеизвестно, что Украина — крупнейший в Европе транзитер газа. Однако, к сожалению, она так и не научилась пользоваться всеми вытекающими из этого преимуществами. И причины этого не только объективные, но и субъективные.
Этому мешает несколько мифов, главный из которых — Россия не может оплатить деньгами услуги за транзит. А почему, собственно, несчастный «Газпром» не может платить Украине так же, как он это делает в Словакии, Чехии и дальше по всей транзитной цепочке? Основной ответ — в бюджете «Газпрома» не заложены на это средства. А почему?
И все это происходит накануне серьезных перемен в нефтегазовой отрасли. Уже идут переговоры о консорциуме, очевидно, что рано или поздно речь пойдет и о приватизации нефтегазового комплекса. И позиции Украины на любых переговорах по этому вопросу будут определяться по важнейшему параметру деятельности — прибыльности.
Как имущественный комплекс НАК «Нефтегаз Украины» сделать более прибыльным? Ответ тоже понятен — сделать более прибыльной главную статью доходов НАКа — отчисления за транзит российского газа. Если совсем просто, то необходимо повысить настоящий тариф с 1,094 долл. за 1000 кубометров газа по каждым 100 км дистанции транзита до, как минимум, 1,5 долл. В принципе, это возможно, но тут уже возникают вопросы у россиян: почему это они должны платить за транзит по мировым ценам, а в Украину поставлять газ почти по внутрироссийским?
Кроме того придется менять и отношение к потреблению энергоносителей. А цена газа на внутреннем рынке, как к этому перешли в Европе, должна вытекать из цены продукта его использования как энергоносителя — из цены одной калории, которая из него производится. Рыночная цена единицы энергии определяется ценой наиболее дорогого из рентабельных источников, учитывая реальную способность потребителей переходить с одного носителя на другой. А уже исходя из цены калории определяется спрос и расчетная цена газа на рынке.
По расчетам французских специалистов, уже использующих подобную модель, емкость рынка газа в Украине составляет 70—71 млрд. кубометров. Это очень близко к расчетным оценкам информационно-аналитического управления НАК «Нефтегаз Украины» — 64—65 млрд. кубометров. Сходятся они и по средней цене — 80 долл. за 1000 кубометров.
Обоснованность таких цен подтверждает тот факт, что на протяжении 1996—1997 годов в процессе развития взаимоотношений между Россией и Украиной цена 80 долл. за 1000 кубометров была установлена как нормальная рыночная.
Возвращаясь к существующим ценам на газ, единственной ценой, которая может восприниматься как рыночная, является цена для промышленных потребителей — 331 грн. За 1000 кубометров (т. е. 62 долл.). А вот все остальные цены, которые установлены для населения (132 грн. за 1000 кубометров) и бюджетных учреждений, фактически представляют собой прямое нарушение не только здравого смысла, а и закона — получается, что государство заставляет хозсубъект НАК «Нефтегаз Украины» брать на себя функцию социальной защиты населения.
Но так как население у нас, мягко говоря, не богатое, возникает вопрос: как же будут компенсированы его возросшие затраты при переходе на рыночные цены?
Постараюсь доказать, что если все расчеты за газ и его транзит вести деньгами, то средств полностью хватит, чтобы компенсировать населению потери от подъема цен путем адресных субсидий. Дальнейшие расчеты будут вестись в рамках 61,5—80 долл. за 1000 кубометров, где первой будет существующая цена, а вторая — максимально возможная для рынка. Дальше просчитаем формирование этой цены по производственной цепочке, но таким образом, чтобы в расчетах транспортные тарифы по территории России и Украины были равными.
Расчетная стоимость добычи газа на Ямале составляет около 22—24 долл. за 1000 кубометров (отчеты «Ямбурггазпром», «Уренгойгазпром», «Наддымгазпром» за 1999 и 2000 годы). Уточню, что затраты на роботы, предшествующие промышленной добыче газа, и некоторые другие программы развития финансируются в «Газпроме» не его местными газодобывающими подразделениями, а главной конторой за счет перераспределения финансовых потоков, поэтому в некоторых источниках приводится общая стоимость добычи в 32—36 долл. за 1000 кубометров.
И политика руководства «Газпрома» всегда состояла в том, чтобы заставить газотранспортные компании стран-транзитеров снизить ставки тарифов за транзит газа по своей территории (прежде всего — Украину). Для чего в своих отчетах «Газпром» большую часть затрат списывал на добычу, уменьшая долю транспорта в формировании цены. Ибо для самого «Газпрома» такие манипуляции не меняют реалий. Тогда как во время переговоров с транзитерами руководители «Газпрома» имели дополнительный аргумент давления на противоположную сторону низкими ставками тарифа на транспортирование газа по собственной территории.
Исходя из текущих затрат (по производственной цепочке) на транспортирование на 2700 км импортного газа до территории Украины (учитывая соотношение газа из разных источников, который поступает в Украину из-за границы) в составе цены остается примерно 30—45 долл.
При расчете потенциальной импортной цены для Украины с «другой стороны», то есть с Запада, возьмем цену российского газа на восточной границе Германии и высчитаем затраты по транспортировке этого газа от восточной границы Украины. Немецкие импортные цены выбраны в качестве иллюстрации потому, что там оптовые покупатели могут свободно выбирать между четырьмя источниками газоснабжения: отечественный газ, голландский газ, газ Северного моря и российский газ. Потенциальные украинские импортные цены рассчитываются на основе немецких импортных цен минус транзитные отчисления, минус переменные затраты на единицу транспортировки.
Немецкая импортная цена на российский газ составляет 85—88 долл. за 1000 кубометров, что ниже чем для газа из других источников из-за более низких калорийной ценности и безопасности поставок. «Контрольная цена», которую не могут превышать импортные цены на газ, составляет 95—97 долл., что равно цене на норвежский газ, расстояние транспортировки составляет 2000 км (1100 км по Украине и 900 км по Чехии и Словакии). Транзитный тариф принимаем самый низкий — 1,5 доллара за транспортировку каждой 1000 кубометров газа по 100 км газопровода, как в Словакии.
Из расчетов по нескольким сценариям получаем рамки колебаний импортной цены (без НДС) на украинско-российской границе 50—63 долл. за 1000 кубометров. Таким образом, в случае создания рыночных условий ценообразования на газ в Украине возможные рамки колебаний импортной цены на границе (без НДС) будут в пределах 50—66 долл. В дальнейшем можно строить процесс компромиссов и договоренностей, формировать и направлять финансовые потоки.
В чем же состоит выгода для НАКа? Во-первых, расчеты за транзит будут поступать денежными средствами. Если НАК «Нефтегаз Украины» станет нормальной коммерческой компанией и сам будет нести имущественную ответственность за экспедирование газа по собственному участку трубы, то качество и стабильность поставок в Европу возрастет.
Сам «Газпром» не в состоянии приватизировать «Нефтегаз Украины». Поэтому придется искать западных инвесторов. А они не придут работать в компанию, которая дотирует все население Украины в убыток себе. Поэтому с уверенностью можно утверждать следующее: «Газпром» может согласиться на плату за услуги по транзиту деньгами потому, что, во-первых, это позволит реформировать «Нефтегаз Украины» и подготовить его к приватизации, в которой «Газпром» примет достойное участие.
Во-вторых, приватизация НАКа сделает поставки газа в Европу более надежными, что даст «Газпром» надежду на повышение цены на собственный газ в Европе. В-третьих, те средства, которые «Газпром» уплатит Украине за транзит, вернутся к нему через продажу газа для внутренних потребителей Украины.
При правильной постановке расчетов поступлений в госбюджет от доходов компании хватит, чтобы покрыть расходы на адресные субсидии по возмещению населению потерь от увеличения цен на газ.
Во-вторых, благодаря согласованности действий между структурными подразделениями НАКа возможно достичь того, чтобы сама функция обеспечения газом украинского рынка и функция транзита газа в Европу были отделены одна от другой.
Следствием этого может быть требование НАКа, как собственника трубопроводной системы, принять на себя функцию экспедирования газа по своим участкам газопроводов. На этих условиях транзитер передает газ НАКу на одной стороне границы и получает на противоположной. Все затраты и риски берет на себя украинская сторона, за что получает дополнительные поступления в размере не меньшем, чем 0,4 долл. (1000 кубометров на 100 км). То есть в данном случае размер ставки тарифа будет зависеть от транспортной и экспедиторской составляющих.
Такая минимальная величина составляющей транзита от функции экспедирования газа даст дополнительно не меньше 600 млн. долл., что равно затратам на содержание постоянного резерва газа в подземных хранилищах и прочие затраты, связанные с обеспечением стабильного транзита с условием своевременного получения транзитером газа соответствующего качества на противоположной стороне границы. Или 6% общего объема транзита на выходе из ГТС Украины, что значительно меньше, чем аналогичные отчисления за такие услуги в Европе.
Учитывая размер транспортной составляющей транзитного тарифа 1,09 долл. и минимальную экспедиторскую составляющую 0,4 долл., получаем 1,5 долл. как минимально оправданную стоимость тарифа.
К слову, пусть формально, но некоторое время так и было в 1996—1997 годах, когда тариф составлял 1,75 долл. С коммерческой точки зрения, учитывая кроме технических еще и иные риски, более оправданной будет величина тарифа в рамках 1,5—2,05 долл. (Значения величины тарифа получено путем умножения минимального тарифа 1,5 долл. на коэффициенты риска, которые были получены при анализе коммерческого предложения компании Royal Dutch Shell о концессии украинской ГТС).
Учитывая транзитную дистанцию по украинской трубе — 1100 км при тарифе 1,5 долл., дополнительные доходы от транзита приблизятся к миллиарду, причем, подчеркну, денежными средствами. В-третьих, повышение цены транзита по украинской территории до 1,5 долл. будет, несмотря на неизбежную пропагандистскую кампанию, принято в России достаточно спокойно, так как эта величина близка к расчетной стоимости транзита по российскому участку магистральных трубопроводов и ниже большинства европейских.
Если даже только часть этих средств ежегодно дополнительно расходовать на реконструкцию газопроводной системы, то с учетом возможности повышения качества использования нынешних расходов будут удовлетворены потребности по ремонту ГТС. В-четвертых, возрастет прибыльность добычи газа на собственной территории. Прекратив губительную практику, когда НАК и его газодобывающие подразделения вынуждены продавать газ собственной добычи населению по нерентабельным ценам, мы сможем остановить падение добычи. Только доходы «Укргаздобычи» возрастут как минимум на 300 млн. долл. ежегодно. Если треть этих средств инвестировать в газодобычу ежегодно, ее можно увеличить с 17,34 до 25—28 млрд. кубометров в год за четыре года.
Лишь при условии разумного взаимодействия подразделений НАКа, которое может быть достигнуто только в рамках единой компании, можно дополнительно получать как минимум 1,55—1,6 млрд. долл. в год. Таким образом лишь от газовой составляющей НАК «Нефтегаз Украины» может стабильно получать чистой прибыли не меньше 2,32—2,4 млрд. долл. в год. Особенно подчеркиваю: это — от компании, которая будет работать по прозрачным механизмам, с четкой перспективой увеличить прибыль до 3,5 млрд. долл. в год на протяжении четырех лет.
Стоимость такой компании, как бизнеса, по оценкам экспертов будет порядка 14 млрд. долларов. При приватизации по механизму, который наработан, можно получить не меньше 5—6 млрд. долл. сразу и 1 млрд. долл. в год на протяжении пяти последующих лет, оставив у государства достаточные рычаги влияния. Этого было бы достаточно, чтобы прокредитовать реконструкцию энергоемких производств.
Хочу еще раз обратить внимание на тот факт, что в расчетах цены на газ для украинского рынка был принят за основу диапазон импортных цен от 50 до 66 долл., что с учетом НДС будет составлять 60—78 долл. за 1000 кубометров и доказали обоснованность этих цен.
Уверен, что в случае существования в Украине либерального рынка газа цены будут свободно плавать в этом диапазоне.
Компенсировать потери населения от роста цен на энергоносители путем адресных субсидий можно, направив на эти нужды часть средств от доходов компании, которые поступают в госбюджет. Тем более что аналогичный механизм уже отработан — такой сбор уже действует при покупке валюты. Часть сбора от его продажи адресно направляется в Пенсионный фонд. Даже в случае, если бы пришлось компенсировать всю разницу между нынешней ценой 132 грн. и расчетной рыночной 62,7 долл. для всего населения, средств бы хватило, ибо, учитывая общий уровень потребления газа населением 17,3 млрд. кубометров, для этого в целом нужно порядка 650 млн. долл. Исходя из практики адресных субсидий, специалисты Министерства социальной политики утверждают, что эта цифра едва ли превысит 500 млн. долл.
Естественно подобная реорганизация потребует много усилий. Но рано или поздно это все равно придется делать. Если Украина хочет быть равноправным участником игры, а не просто объектом чьего-то внимания, то ей придется выстраивать и равноправное сотрудничество с ОАО «Газпром» и другими представителями объединенного рынка газа в Европе. Если этого не сделать сейчас, то потом будет поздно.