Государство, кроме проблем, мне ничего не гарантирует.
(NN)
Уже без малого шесть лет, как президенту, премьеру, парламенту и прочим слугам народа, говоря словами одного из героев Александра Бушкова, "плевать, чихать и, я бы сказал, наср… ну, вы поняли" на то, какое топливо заливают в баки своих железных коней более девяти миллионов украинских автомобилистов. Лабораторные проверки качества автомобильного бензина и дизельного топлива прекращены, а деятельность компаний, выпускающих и реализующих некачественные нефтепродукты, не только не пресекается, но фактически поощряется. Нужно быть очень наивным, чтобы поверить в отсутствие в государственном бюджете страны 80 млн грн, необходимых для проверки каждой украинской заправки хотя бы раз в год. Ведь эта сумма составляет всего 0,3% поступлений от собираемого акцизного налога на автомобильный бензин и дизельное топливо.
Преступное бездействие государства привело к тому, что до трети продаж нефтепродуктов благополучно пребывает в "тени". Только по высокооктановому бензину объемы предложения, подсчитываемые разными органами исполнительной власти, различаются более чем на полмиллиона тонн. До миллиона тонн потребляемых в стране светлых нефтепродуктов получено из коксохимического сырья, газового конденсата, стабильного газового бензина и прочих полуфабрикатов, которые могут быть переработаны в товарные продукты лишь на высокотехнологичных предприятиях.
На словах власть постоянно демонстрирует желание железной рукой обеспечить "стабильное функционирование рынка нефтепродуктов", но понимает под этим лишь наличие у граждан достаточного количества топливных суррогатов по не вызывающей истерик у оппозиции цене. Увлекшись административным регулированием и не позволяя трейдерам адекватно реагировать на процессы, происходящие на мировом рынке, правительство оставило операторам лишь два пути для сохранения бизнеса - необоснованное завышение цен или "оптимизацию" качества нефтепродуктов.
Следуя первому из них, владельцы розничных сетей массово вывели на рынок "премиальные" нефтепродукты, позволяющие увеличить выручку на 5–15% благодаря наценке "за качество".
В настоящее время две трети украинских АЗС предлагают два десятка марок бензина "с именем". При этом мало кто из трейдеров способен доказать, что потребительские характеристики такого топлива оправдывают установленную для него наценку.
Расчеты авторов свидетельствуют, что отличить по цене мелкооптовые партии бензина разного качества не представляется возможным. Положение в данном сегменте осложняется тем, что в соответствии с действующим законодательством владельцы нефтебаз не обязаны иметь собственные испытательные лаборатории, из-за чего последние практически исчезли по всей системе мелкого опта. А из тех, что остались, проверить по всем показателям бензин и дизельное топливо на соответствие принятому в августе прошлого года Техническому регламенту о требованиях к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливу можно не более чем на десяти.
Периодические заявления политиков о начале проверок автозаправочных станций "уже сегодня" и показательные процессы против отдельных нарушителей проблему не решают. Тем более что реальные действия исполнительной власти прямо противоречат декларациям. Мало того, что со второй половины 2008 г. государственное финансирование лабораторных проверок качества нефтепродуктов было сокращено до минимума. Принятие технического регламента лишило рынок нефтепродуктов органа государственного надзора, а вступление в силу пункта 31 Закона Украины от 31 июля 2014 г. №1622-VII "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2014 год" запретило контролирующим органам что-либо проверять без разрешения Кабмина.
Так что в настоящее время лабораторным контролем качества нефтепродуктов занимаются лишь владельцы национальных сетей и общественные организации. К первым претензии предъявить сложно, ведь при наблюдаемом с 2009 г. снижении платежеспособности населения любое (даже голословное) обвинение розничных операторов в реализации некачественных нефтепродуктов приводит к оттоку потребителей, губительному при постоянной нехватке оборотных средств. Что касается неправительственных организаций, то им не хватает элементарных знаний о предмете и методике проведения проверок.
Безусловно, нехватка качественных нефтепродуктов в Украине существует давно, но вызвана она вовсе не отсутствием спроса или технологической отсталостью отечественных предприятий. Производить в нашей стране нефтепродукты европейского качества попросту невыгодно. Субъект хозяйствования, который решается на этот шаг, попадает в сложную ситуацию, поскольку вынужден конкурировать с владельцами десятков документов на всевозможные альтернативные топлива и их "опытные партии". Последние массово реализуются под видом нефтепродуктов известных предприятий с использованием их же сертификатов соответствия и паспортов качества, подделать которые несложно.
К слову, все больше участников рынка не утруждают себя и этим. Хотя государственные контролеры предупреждают о своем приходе за десять дней и уже шесть лет проверяют не качество топлива, а наличие ксерокопий подтверждающих его документов, последние отсутствуют на двух третях автозаправочных станций. Что, впрочем, неудивительно, ведь после принятия Закона Украины от 19 мая 2011 г. №3390-VI "Об ответственности за вред, причиненный вследствие дефекта в продукции" владельцы АЗС фактически не несут ответственности за реализуемые на них нефтепродукты.
Приходится констатировать, что в настоящее время на украинском топливном рынке:
- растет несоответствие между технологическим уровнем автомобильного парка и эксплуатационными характеристиками предлагаемого в Украине моторного топлива;
- несовершенная нормативная база стимулирует сохранение значительной доли низкокачественных нефтепродуктов, наносящих вред окружающей среде и транспортным средствам. В частности, вопреки пролоббированному представителями спиртовой промышленности мнению, увеличение содержания этанола в бензине до 10% и выше приводит к значительному ухудшению эксплуатационных и экологических характеристик транспортных средств, неадаптированных к использованию таких смесей;
- высокие цены, отсутствие государственных проверок качества и неразвитость общественных институтов контроля провоцируют субъектов хозяйствования к производству, импорту и реализации топливных суррогатов. Если в 2008–2011 гг. около трети украинских заправок торговали высокооктановым бензином по ценам ниже расчетных из оптовых, что свидетельствовало о недобросовестной конкуренции качеством, то с 2012 г. количество АЗС, предлагающих топливо по заниженным ценам, уменьшилось - "бодяжники" перестали бояться проверок и уже не торопились сбыть "горячий ресурс";
- недобросовестная конкуренция качеством способствует получению дополнительных средств, которые направляются на лоббирование интересов предпринимателей, выпускающих и продающих топливо, не соответствующее установленным требованиям. В частности, именно массовая продажа смесей сомнительного качества позволила одной из региональных сетей всего за год прирасти более чем пятью десятками новых станций и выйти на восьмое
место в Украине по количеству АЗС.
В связи с этим целесообразно:
- определить государственный орган, осуществляющий надзор и контроль ввоза, производства и реализации нефтепродуктов, и/или организацию, которая будет осуществлять независимый внешний контроль качества моторного топлива, ее полномочия, периодичность контроля и разработать механизм финансирования проверок;
- разработать механизм распределения бюджетных поступлений от акцизного налога на нефтепродукты, предусмотрев направление не менее 0,3% от общей суммы годовых поступлений на финансирование лабораторных проверок качества;
- содействовать организации гражданского контроля реализации государственной политики в сфере оборота моторного топлива;
- разработать и утвердить новую инструкцию по контролю качества, придав, в частности, правовой статус проверкам с использованием мобильных экспресс-лабораторий;
- утвердить разработанные УкрНИИНП "МАСМА" национальные стандарты на методы испытаний нефтепродуктов;
- содействовать расширению сети и повышению эффективности и результативности работы лабораторий (в том числе мобильных) по контролю качества нефтепродуктов всех форм собственности;
- ужесточить требования к субъектам хозяйствования, которые производят смесевые марки бензина. Установить, что обязательным элементом их работы является наличие лабораторного контроля качества компонентов топлива и товарной продукции. Запретить изготовление на этих предприятиях высокооктанового бензина и использование коксохимического сырья в смесевом топливе;
- разработать требования к качеству смесевых нефтепродуктов с долей биотоплива более 5%;
- внести изменения в Закон Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности", исключив из него пункт 4 статьи 5, предусматривающий письменное уведомление субъекта хозяйствования о плановом мероприятии по государственному надзору (контролю) не позднее, чем за десять дней до его проведения;
- ужесточить ответственность юридических, должностных лиц и граждан за выпуск и реализацию нефтепродуктов, не соответствующих требованиям технического регламента, за их нелегальное производство. Классифицировать эти деяния как преступления в сфере экономической деятельности, поскольку вовлечение в сферу легального предпринимательства некачественной продукции, производимой и/или реализуемой под видом соответствующей установленным требованиям, является нарушением прав потребителей и приводит к необоснованному обогащению одних субъектов хозяйствования по сравнению с другими, производящими и/или реализующими качественный товар.
Как свидетельствует приведенный перечень рекомендаций, далеко не все существующие нынче проблемы возникли из-за отсутствия бюджетного финансирования. Удивляет и настораживает, что, несмотря на громкие заявления, государство отказывается сделать хотя бы шаг навстречу желающим блокировать соблазны посредников и продавцов увеличивать свою доходность за счет снижения качества топлива.
Поэтому, чтобы не оказаться обманутым властью и трейдерами, не заправляйтесь на АЗС, если:
- заправка не оборудована современными системами отпуска топлива;
- предлагаемые марки топлива не рекомендованы производителем автомобиля;
- топливо предлагается значительно (более чем на 5%) дешевле, чем нефтепродукты аналогичных марок на соседних АЗС. Если разница в ценах "обычного" бензина и "топлива европейского качества" на заправке составляет 15–20 коп./л, бензин А-95-Евро таковым не является;
- на заправке отсутствуют паспорта качества на реализуемые продукты;
- наименования продукта на товарном чеке и в паспорте качества отличаются;
- дата, указанная в предъявленном паспорте качества, - более чем двухмесячной давности;
- перечень нормируемых показателей топлива в предъявленном паспорте качества состоит менее чем из 16 пунктов.