Современным базовым трендом, влияющим на промышленную политику Европейского Союза, является декарбонизация. Новые предметные перспективы интеграции Украины в общеевропейское экономическое пространство актуализируют этот тренд и для нас. Но готовы ли мы к этому? Хотя бы к открытому диалогу о масштабе предварительных работ и вызовах, которых не избежать?
В европейской системе стратегического планирования промышленного развития тренд декарбонизации нашел свое отображение через планирование энергетической трансформации промышленности, развитие альтернативных источников энергии, энергоэффективных технологий и их применение в производственной деятельности, а также программирование реструктуризации территорий, экономическая деятельность которых непосредственно касается добычи ископаемых видов топлива.
Этот процесс получил название справедливого энергетического перехода, или справедливой трансформации. Особенность его заключается в поиске путей и инструментов, которые, с одной стороны, способствуют динамичным структурным изменениям, а с другой — позволят обеспечить экономически целесообразный и социально безболезненный переход общества к постуглеродному и предусматривают эффективные действия по защите климата. Энергетическая трансформация обеспечивает значительное сокращение угледобычи и адекватное уменьшение потребности во вспомогательных услугах, а промышленное развитие нынешних угольных территорий определяется заменой угля альтернативными источниками энергии, переквалификацией работников, способностью к диверсификации экономики и привлечению инвестиций в новые секторы экономики. Соответствующее планирование промышленного развития происходит в контексте Европейской концепции справедливой трансформации промышленно развитых регионов.
В Украине процесс справедливой трансформации также начался. Принятие Концепции Государственной целевой программы справедливой трансформации угольных регионов Украины на период до 2030 года подтвердило намерения решить проблемы угольных регионов, возникающие вследствие реструктуризации энергетического сектора. Справедливая трансформация угольных регионов в рамках общеевропейского дискурса должна предусматривать планомерное закрытие угольных предприятий, которое должно базироваться на Стратегии трансформации угольной отрасли, подробных взаимосогласованных стратегиях развития угольных громад и планах ликвидации угольных предприятий, а также учитывать стратегическое видение развития угольной отрасли и энергетического сектора в целом.
В Украине на этот момент принципы трансформации угольной области определялись Энергетической стратегией на период до 2035 года «Безопасность, энергоэффективность, конкурентоспособность», утвержденной в 2017 году. Реструктуризационные изменения угольного сектора, определенные этим документом, должны были осуществляться в рамках реформирования всего энергетического сектора Украины и учитывали мировые тенденции уменьшения доли ископаемого топлива в энергетическом балансе. Такой подход очерчивал перспективы развития угольной отрасли за счет следующих мер:
— выделение перспективных шахт, которые Министерство энергетики Украины планировало оставить в государственной собственности, эти предприятия предполагалось использовать для обеспечения энергетической независимости страны на основе технического переоснащения, модернизации и повышения уровня охраны труда, а также оптимизации структуры обособленных подразделений ГП «Национальная угольная компания» (создание проектно-научного центра и сервисно-технического центра по обслуживанию и ремонту оборудования, ликвидация непрофильных активов и т.п.);
— выделение шахт для приватизации;
— выделение шахт для ликвидации на основании их безнадежной убыточности. Такой подход в значительной мере определял поле, на котором должны были осуществляться мероприятия по обеспечению справедливой трансформации экономики угольных регионов и, в частности, угольных громад.
В конце апреля 2023 года Кабинет министров Украины по представлению Министерства энергетики одобрил новую Энергетическую стратегию Украины до 2050 года, которая предусматривает достижение углеродной нейтральности энергетического сектора к 2050 году. Энергетическая стратегия Украины была представлена в Лондоне в рамках Конференции по восстановлению, однако для отечественного экспертного сообщества ее текст остается недоступным.
По сообщениям пресс-службы Министерства энергетики, новая стратегия учитывает:
- последствия полномасштабной войны, усиление роли энергетической безопасности и укрепление устойчивости энергосистемы;
- результаты присоединения объединенной энергетической системы Украины к европейской сети электроэнергии и углубления интеграции энергетической системы Украины с общеевропейской;
- наличие новейших технологий, технические изменения в энергетическом секторе, мировые тренды и инновационные решения, требования к экологической безопасности согласно нормам ЕС и принятым Украиной обязательствам;
- международные обязательства Украины по энергоэффективности и использованию возобновляемых источников энергии, уменьшению выбросов парниковых газов и т.д.;
- важность децентрализации генерации электроэнергии по всей территории страны.
Каким образом эти факторы воплощаются в новое видение энергетики Украины-2050, сейчас остается лишь догадываться. В частности, согласно официальной информации министерства, одним из главных приоритетов новой Энергетической стратегии является превращение Украины «в энергетический хаб Европы, который поможет континенту окончательно избавиться от зависимости от российского ископаемого топлива, благодаря произведенной в Украине чистой энергии». Также сообщается, что стратегия определяет достижение климатической нейтральности в энергетике к 2050 году.
При этом планы построения энергетического сектора Украины должны быть неразрывно связаны с общим процессом трансформации отечественной промышленности на принципах декарбонизации. При отсутствии согласованной Стратегии послевоенного восстановления и развития промышленности Украины не хватает общерамочных стратегических представлений о развитии промышленности как в целом, так и по отдельным отраслям и секторам. Поэтому возникают следующие закономерные вопросы:
— Чем руководствовались авторы Энергетической стратегии, определяя перспективные потребности в энергетических мощностях и их пространственном расположении?
— Каким образом стратегия учитывает задачу энергетической трансформации промышленности?
— Предусмотрено ли вообще место украинской промышленности в энергетическом хабе Европы, которым должна стать Украина?
Одним из этапов энергетической трансформации промышленности, который должен быть отображен в Энергетической стратегии, является трансформация отечественной угольной отрасли. Сейчас в Украине разрабатывается программа постепенного отказа от использования угля на период до 2030 года, которая, впрочем, пока не дает окончательного ответа на важные системные вопросы, которые, возможно, следовало бы определить более широкой рамкой Энергетической стратегии до 2050 года. В частности, в упомянутой программе планируется императивное закрытие угольных шахт Украины, причем не только исчерпавших запасы или нерентабельных.
В контексте более широких задач энергетической трансформации, — не целесообразнее ли учесть, что использование угля имеет не только непосредственно энергетическое направление? Так что шахты, имеющие залежи для рентабельной добычи, могут быть задействованы в производстве как чистой энергии (на основе использования инновационных технологий угледобычи для химико-технологической переработки угля), так и неэнергетических углеродных материалов, находящих широкое применение в других секторах промышленности.
Ситуация с Энергетической стратегией до 2050 года демонстрирует, насколько важно соблюдать европейский принцип взаимной координации стратегических документов по реструктуризации экономики, который, к сожалению, в Украине часто остается нереализованным. Преодолевать эту проблему целесообразно, усиливая взаимодействие Украины с ЕС в сфере внедрения принципов справедливой трансформации, в частности путем разработки и реализации пилотных проектов по отработке новых технологических решений в энергетической отрасли: возобновляемой энергетике, экоинновациях, инновационных угольных технологиях и т.д. Но среди перспективных и, к сожалению, пока недостаточно освоенных во взаимном сотрудничестве направлений — европейская стратегическая программа Repowereu, внедренная в 2022 году с конкретной целью противодействия рискам, которые создают для энергетической безопасности Европы российская агрессия в Украине и гибридное влияние России на европейский энергорынок.