Критическая инфраструктура без брони. Как нам пережить эту зиму

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Критическая инфраструктура без брони. Как нам пережить эту зиму © Getty Images

Несмотря на героическую — без преувеличения — и эффективную работу сил ПВО, перманентное развитие инженерной защиты на объектах энергетики и ремонтные работы, ключевые объекты жизнеобеспечения городов до сих пор уязвимы к ударам врага. Энергосистема до сих пор уязвима и разбалансирована. Причем президент почему-то узнал об этом только в октябре 2025-го и наконец назначил ответственного за защиту объектов инфраструктуры — вице-премьера Алексея Кулебу. На четвертом году войны.

Почему так? Как работает система защиты важных объектов инфраструктуры городов и есть ли она вообще? Какие риски должен учесть каждый из нас, чтобы не остаться наедине с холодом и некомпетентностью власти?

Мое или твое

«Я недоволен, если мы возьмем, например Киев, есть ТЭЦ-5, ТЭЦ-6. Здесь вопрос не только в противовоздушной обороне. Мы не можем использовать ракеты Patriot против дронов. Какие у меня могут быть вопросы к мэру, потому что это же коммунальные предприятия Киева», — сказал Владимир Зеленский, комментируя недавнюю атаку столицы. Понять сумбур заявления главы государства сложно, но очевиден выпад против мэра столицы Виталия Кличко. Как будто у киевского мэра есть средства против дронов, но он не хочет их применять для защиты своих коммунальных объектов. Было бы смешно, если бы не было так грустно...

Виталий Кличко ответил, что сделано для защиты инфраструктуры города в целом и трубы ТЭЦ-6 в частности, которую, кстати, видно из Вышгорода и Новоукраинки — высотой 270 м, но проблема не в этом.

Уже привычная конфронтация президента с киевским мэром на этот раз оголила несколько ключевых вопросов, на которые никто — ни центральная власть, ни областные военные администрации, ни мэры больших и малых городов — не дает четкого ответа.

Кто отвечает за защиту объектов критической инфраструктуры, обеспечивающих жизнедеятельность (жизнь!) городов?

Насколько защищены такие объекты от атак врага?

Есть ли у президента, Кабмина, ОВА, наконец, у мэров городов план Б, то есть алгоритм действий на случай полного уничтожения таких объектов, особенно систем централизованного теплоснабжения?

Последние являются критическими зимой: электроснабжение можно, как показывает опыт, восстановить, есть разные резервы питания; воду можно подвезти, а у людей есть запасы; система газоснабжения имеет разветвленную сеть и также может быть восстановлена; а вот тепло не привезешь в цистернах, не запасешь в бутылях и не перебросишь из других областей — оно может быть только тут и сейчас.

Не случайно вспомнил высоту трубы ТЭЦ-6, поскольку понятно, что ни мешками с песком и габионами (первый уровень защиты), ни бетонными блоками и антидроновыми сетками (второй уровень), ни отдельными укрытиями (третий) ее не защитишь. Следовательно, то, что было очевидно с самого начала, оказалось полной неожиданностью для Владимира Зеленского и его команды, — уязвимость многих объектов критической инфраструктуры. Именно поэтому и возникли «претензии» к другим властным субъектам и информационные дымовые завесы для отвлечения внимания общества от вопроса собственной ответственности.

Как делаются дымовые завесы

Чтобы понять, как власть выстраивает информационные дымовые завесы, достаточно посмотреть интервью главы Госагентства восстановления Сергея Сухомлина. В нем он заявил: «Защитить ТЭЦ физически невозможно — построить сооружение, которое ее прикроет, стоит дороже, чем сама ТЭЦ. Но мы говорим сегодня о ее второй функции — тепле…».

Далее Сергей Сухомлин объяснил, что даже если ракета попадает в котел, «остаются другие котлы», а защищать нужно трансформаторную подстанцию и насосную группу. На вопрос, сделано ли это в Киеве, ответил: «Нет». Здесь чиновник немного запутался, потому что на ТЭЦ-6 производство тепла неразрывно связано с генерацией электроэнергии: без работы турбин не будет и питания подстанций. Поэтому главный вопрос «Как и кто будет защищать ТЭЦ?» остался без ответа.

Сообщение "Центрэнерго" о потере генерации вызвало истерику в Офисе президента - ЭП
Сообщение "Центрэнерго" о потере генерации вызвало истерику в Офисе президента - ЭП

В следующем интервью 15 октября Сухомлин заявил уже другое: «Киев сообщил, что выделил агентству 2,1 млрд грн на защиту объектов. Денег нет, не было и, думаю, не будет». На самом деле мэр Виталий Кличко говорил о 2,7 млрд грн, уже выделенных городом, и о 3,7 млрд запланированных. Возможно, средства направлены не Агентству восстановления, а другим исполнителям, — запрос ZN.UA в КГГА пока без ответа. Но суть не в цифрах, — зачем вообще были эти интервью?

Параллельно внимание от настоящих проблем отвлек арест бывшего главы «Укрэнерго» Владимира Кудрицкого по делу семилетней давности, которого, кстати, президент публично обвинил в провале обеспечения безопасности энергосистемы. Именно при нем стартовали защитные проекты, которые сейчас достраивают Минэнерго и Агентство восстановления, поэтому он удобная фигура, на которую можно повесить все провалы.

Стоит также напомнить, что ответственность за защиту критической инфраструктуры Киева несет не мэр, а начальник Киевской городской военной администрации Тимур Ткаченко. Именно он отвечает за безопасность столицы.

И все же главное не в персоналиях, а в системе. Кто реально строит защитные сооружения в городах, по каким процедурам и кто контролирует этот процесс? После разговоров со специалистами картина прояснилась: алгоритм работает, но не так, как это показывают в отчетах и телеэфирах.

Поиски парламентской ВСК

В поисках информации по вопросу мы ознакомились и с отчетом парламентской временной следственной комиссии (ВСК), конечно, с поправкой на его политическую составляющую. Комиссия под председательством члена фракции «Батьківщина», бывшего министра ЖКХ Алексея Кучеренко фактически обвинила должностных лиц Агентства восстановления и НЭК «Укрэнерго» в государственной измене — из-за провала программы строительства защитных объектов критической инфраструктуры топливно-энергетического комплекса. О министре Галущенко, премьерах или вице-премьерах не упоминают, как будто исполнительной власти в стране нет.

Как следует из отчета профильной ВСК Верховной Рады, все критические объекты инфраструктуры в стране защищены первым уровнем защиты, около сотни объектов — вторым уровнем. Это защита от дронов. Но при этом исследование проектно-сметной документации и расценок к договорам подряда фортификаций второго и третьего уровней, их сопоставление с рыночными ценами дают основания считать, что расценки на объектах Агентства восстановления в 3–4 раза завышены по сравнению с рыночными. Заметим только, что все упомянутые объекты относятся к объектам электроэнергетики, и никаких данных, хотя бы без названия локаций, по объектам теплоэнергетики и водоснабжения нет.

Украина потеряла по меньшей мере один гигаватт генерации. Отключения будут длительными – СМИ
Украина потеряла по меньшей мере один гигаватт генерации. Отключения будут длительными – СМИ

«Что касается защитных сооружений третьего уровня, заказчиком по которым выступало Агентство восстановления, то по состоянию на октябрь 2025 года ни одно сооружение не готово, все строительные работы прекращены почти год назад и целесообразность в их достройке отсутствует. То есть 100% затрат на сооружения ІІІ уровня являются прямыми потерями бюджета Украины», — это цитата из упомянутого отчета ВСК. Сколько именно денег пустили на ветер, то есть закатали в бетон, неизвестно, упоминается только, что было заключено 22 договора по фортификациям третьего уровня защиты на общую сумму свыше 98 млрд грн.

В целом на финансирование проектов защитных сооружений на протяжении 2023–2024 годов для «Укрэнерго» и Агентства восстановления было предусмотрено 35,9 млрд грн, из которых фактически поступило 29,97 млрд, а было использовано только 18,71 млрд грн. Сколько было израсходовано в 2025 году, доподлинно неизвестно…

А вот тут есть нюансы. По нашей информации, компания «Укрэнерго» строила защиту не за государственные средства, а за средства партнеров. То есть ни одна бюджетна гривня не была израсходована предприятием. И, исходя из этого, «Укрэнерго» в целом справилась неплохо: 60% подстанций защищены и каждый второй трансформатор — тоже. Почему об этом не пишет ВСК Кучеренко? Наверное, потому же, почему не интересуется, что делало при этом Минэнерго Германа Галущенко. Известно, что ни один конкурс на строительство источников распределенной генерации, то есть на газотурбинных и газомоторных генераторах, оно до конца не довело.

Следовательно, само профильное министерство теоретически и практически должно было бы возглавить процесс подготовки энергосистемы к зиме, организовать, распределить обязанности всех ответственных субъектов. Но то, что «Укрэнерго» привлекало внешнее финансирование для сооружения защиты, произошло только потому, что Минэнерго ничего толком не организовало и не сделало. Поэтому все это вопросы не к Кличко, а к Сухомлину, это конкретные вопросы к профильному министерству. Правда, его экс-глава Герман Галущенко просит ему такие вопросы не задавать, мол, это было в прошлой жизни…

Не факт, учитывая новое расследование НАБУ.

Алгоритм «тушения пожара»

Поэтому нам пришлось искать тех, кто живет одной жизнью со страной. Из ответов собеседников на вопрос о порядке устройства физической защиты объектов вырисовывается следующий алгоритм действий: балансодержатель/владелец обращается в лицензированный проектный институт, который разрабатывает проект защитного сооружения. После прохождения всех процедур (экспертиза и прочее) производитель работ реализует проект, затем объект должен быть принят Государственной службой специальной связи.

Следовательно, Агентство восстановления совсем необязательно должно быть встроено в эту цепочку, но главное другое: при такой схеме у государства не существует механизма принуждения для устройства систем физической защиты объектов критической инфраструктуры. Это, по моему мнению, самое тревожное в этой ситуации: если мэр города, глава ОВА, министр или другое должностное лицо на своем месте, то они позаботятся о защите подконтрольных им объектов, а если нет, то последствия могут быть трагическими. К сожалению, нет ни административных, ни публичных средств контроля над их деятельностью — информация закрыта, все «секретно» или ДСП. Последнее понятно, но от этого не легче.

А если случилось непоправимое и критический объект все же поражен, как действовала власть в такой ситуации все эти годы?

В таком случае при ОВА создавался оперативный штаб из специалистов и военных, который принимал план действий и выделял/находил необходимое финансирование. В этом принимали участие соответствующие министерства, в частности Минрегион.

Только на четвертом году войны КМУ образовал Координационный центр по вопросам управления прифронтовыми регионами, который возглавил вице-премьер-министр по восстановлению Украины — министр развития громад и территорий Алексей Кулеба.

Более детальной информации о центре нет, известно только, что он получит дополнительные инструменты для взаимодействия между министерствами, чтобы быстрее принимать решения и оперативно реагировать на вызовы: когда обстрелы, когда необходимо быстрое восстановление, когда громада нуждается в топливе, оборудовании и прочем.

Сообщается также, что Координационный центр будет заниматься только девятью прифронтовыми областями, а кто будет помогать остальным 15 — неизвестно.

Но беда в том, что даже в этом случае алгоритм включается в режиме «тушение пожара», а ситуация этой осенью-зимой разворачивается настолько быстро и драматически, что явно требует принятия мер на опережение. Сегодня стало очевидно, что центральная власть и областные военные администрации к этому оказались совершенно не готовы. Максимум, который видит общество, это выступления на телекамеру министра МВД Игоря Клименко, киевского военачальника Тимура Ткаченко и его коллег по корпусу ОВА о ликвидации последствий ракетных и дроновых ударов, а общество ждет, что они скажут о построении защиты от таких ударов. Что делать в этой ситуации людям?

Есть ли на это ответы у ответственного вице-премьера? Предложил ли он правительству механизмы влияния государства на ситуацию на местах, включительно с постоянным мониторингом ситуации и действенным контролем над выполнением поставленных задач?

Ответы и рекомендации экспертов

В недавнем аналитическом отчете «Риски отопительного сезона 2025/2026» специалисты назвали несколько причин, из-за которых страна опять оказалась перед теми же проблемами, и что необходимо сделать, чтобы это наконец изменить.

Первая — близорукая тактика. Ежегодно государство готовится только к ближайшей зиме, как будто живет в мирное время. Такой подход не учитывает военных рисков и не позволяет создать долгосрочную стратегию. В результате снова тот же круг: зимой все разрушается, летом восстанавливается.

Вторая — привычки мирного времени. Энергетика до сих пор работает по старым правилам: запасы топлива делают минимальные, без запаса «на черный день». Но в условиях войны система должна быть гибче, иначе рискуем остаться без света и тепла именно тогда, когда они нужны больше всего.

Третья — отсутствие поддержки местной генерации. Малые электростанции и котельные могли бы повысить устойчивость системы и громад, но государство не создало условий, чтобы бизнес инвестировал в такие проекты. Без доверия, гарантий и стимулов предприниматели не спешат вкладывать деньги в развитие энергетики, и это делает систему еще более уязвимой.

Что необходимо делать? Украина должна перейти к среднесрочному планированию, учитывая опыт предыдущих зим. Формировать запасы энергоресурсов с запасом, восстанавливать поврежденные мощности через децентрализованную генерацию, привлекать громады и бизнес к совместным проектам. Банки и международные организации должны поддерживать подобные инициативы, а интеграция с энергосистемой ЕС должна стать приоритетом.

Но все это требует времени, а его у нас мало! Поэтому людям стоит подумать и о собственной безопасности. Тепло может исчезнуть в любой момент, — это уже признают даже чиновники, хотя и непублично.

Где согреться, если не станет тепла

Очевидно, что главная опасность для жителей городов — это отсутствие тепла. Это наихудший вариант из всех возможных, но горожане должны быть готовы к нему, а не успокаиваться обещаниями власть имущих.

Конечно, опытные и ответственные мэры городов готовились к такому сценарию — они закупали резервные мобильные станции теплогенерации, создавали запасы топлива, устанавливали приборы резервного электроснабжения на всех критических объектах, короче, делали все, что в их силах.

Надежда на распределенную генерацию тепла. Это когда в городе есть не одна или две мощные ТЭЦ, а несколько районных котельных при больницах или промышленных предприятиях. Так вот, мэры городов должны определить, какие объекты подсоединены к этим котельным и могут принять людей в случае выхода из строя основного источника централизованного теплоснабжения. Это необходимо сделать заранее, чтобы владельцы или балансодержатели подготовились к приему людей. Это во-первых.

Во-вторых, людям необходимо наладить контакты с друзьями и знакомыми в разных концах города, в многоэтажках или частном секторе, чтобы знать, куда пойти переночевать, если у них не станет тепла, а там оно будет.

Операция "Мидас": средства легализировали через отдельный офис
Операция "Мидас": средства легализировали через отдельный офис

В-третьих, если у кого-то есть дом или родственники в селе, где есть автономное отопление, то нужно подготовить его для зимовки — запастись дровами или соляркой, иметь колодец или скважину, генератор и прочее, чтобы переехать туда в крайнем случае. Предупреждаю, что поставить печку или буржуйку в квартире многоэтажки не получится, ZN.UA об этом писало накануне первой военной зимы.

В-четвертых, тепло в квартире может держаться несколько суток, поэтому необходимо принять все известные меры, чтобы его сохранять, а если станет совсем холодно, то крайне необходимо слить воду из системы отопления дома, чтобы не повторился казус Алчевска. И это ответственность жителей дома, потому что управляющие компании явно с этим не справятся.

И в завершение. Сегодня не время искать виноватых в сложившейся ситуации (с ними будем разбираться после нашей победы), сегодня главное — пережить эту зиму ради наших детей и внуков, ради нашего будущего, потому что как бы ни было тепло зимой в домах Польши или Германии, но то тепло не согреет нашу душу…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме