Баллада о чахлой «Дружбе»

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Баллада о чахлой «Дружбе» © depositphotos/DF1

Транзит нефти с востока доживает последние годы.

Система транзитных нефтепроводов из России в Европу называется «Дружба». Название ныне звучит иронично, да и дружественных направлений становится все меньше и меньше.

Справка ZN.UA. Нефтепровод «Дружба» идет из Альметьевска в Брянск, после чего делится на две ветки — северную и южную. Северная протянулась по территории Беларуси, Польши, Германии, Латвии и Литвы (с весны 2023-го — практически стоит). Южная ветка пролегает через Беларусь (Мозырь), по территории Украины, Чехии, Словакии, Венгрии (см. рис. 1).

В нулевых годах исчезла дружба со странами Балтии, тогда Кремль отключил идущий туда отрезок на «плановый ремонт», затянувшийся навсегда.

В этом году, похоже, завершился транзит по северной ветке «Дружбы» в Польшу и Германию. В 2022-м туда еще прокачали 24 млн тонн, в этом же и Берлин, и Варшава отказались покупать нефть у агрессора.

По иронии, рабочим остался только один «украинский» кусок, по которому нефть идет на Венгрию, Словакию и Чехию, хотя и его перспективы нерадужны. Собственно, сам факт, что этот участок транзита еще работает, обусловлен сложным балансом интересов и противоречий.

Евросоюз ввел эмбарго на российскую нефть и нефтепродукты, однако на поставки по южной ветке «Дружбы» оно не распространяется.

Но с началом большой войны «Укртранснафта», оператор нашего участка, резко подняла расценки. Если на начало прошлого года транзит стоил 8,6 евро за тонну, то затем цену несколько раз поднимали как в прошлом году, так и в этом. С июня она вдвое выше довоенной — 17 евро/тонна, с августа вырастет до 21 евро. Хотели вообще 27,2 евро/тонна, но пока не договорились. А стоит, ведь на других направлениях тарифы еще выше.

Сами поставки в 2022-м даже несколько выросли. Так, венграм прокачали 4,9 млн тонн (на 45% больше, чем в довоенном году), чехам — 4,2 млн тонн (рост на 25%). Только словаки купили, как и раньше, 5,2 млн тонн.

Закупки шли на фоне обстрелов инфраструктуры (по самой трубе, правда, не били) и опасений прерывания транзита. Но серьезных сбоев избежали.

Москва попыталась было перевести расчеты на рублевые счета, из-за чего транзит встал на несколько дней. Украина эти требования отвергла. По факту нефть качают для венгерской MOL (ей принадлежат НПЗ в Венгрии и Словакии) и польской PKN Orlen, которая владеет заводом в Чехии. На фоне провалов «молниеносной войны второй армии мира» ссориться еще и с Орбаном в Кремле не рискнули, и вопрос с валютой оплаты утрясли покупатели нефти.

В начале года, согласно слитым документам разведки США, президент Украины Владимир Зеленский предлагал изучить, что произойдет в случае остановки нефтепровода «Дружба». Будапешт даже возбудился по этому поводу. Впрочем, тут шла игра на нервах. Киев хоть и очень не в восторге от позиции Орбана, но транзит прерывать не будет.

Украина в итоге получает дизельное топливо — 114 тыс. тонн в 2022-м. Что нелишне как для аграриев, так и для ВСУ. Заодно деньги от транзита позволяют поддерживать и работу нефтепроводов, качающих украинскую нефть.

Соседи по Центральной Европе — три страны, не имеющие выхода к морю, получают ресурс для переработки и… время для диверсификации поставок.

Вот диверсификацией и занялись. До войны Словакия полностью (на 95%) сидела на российской нефти, Венгрия — на 60–65% и Чехия — наполовину.

Уже в прошлом году страны увеличили поставки по альтернативному маршруту — проложенному еще при югославских коммунистах нефтепроводу «Адрия» от хорватского порта Омишаль на Адриатике (см. рис. 2). По иронии, когда-то через него «Укртранснафта» собиралась развивать транзитные поставки тюменской нефти.

Кроме того, чехи вместе с австрийцами и немцами займутся модернизацией другой трубы — Трансальпийского трубопровода (TAL) из итальянского порта Триест. Польский PKN Orlen, весной прекративший покупать нефть по северной ветке «Дружбы», обещает «исключить российскую нефть со своих НПЗ в Чешской Республике». Соглашение об увеличении пропускной способности TAL до 4 млн тонн в год позволит Чехии уже в 2025-м избавиться от зависимости от России.

У венгров ситуация несколько сложнее, объемы хорватского транзита там собираются расширить, но полностью отказываться от «Дружбы» пока не хотят. Компания MOL «ведет работу по диверсификации маршрутов поставок нефти и рассчитывает, что сможет выбирать между Urals или нероссийской нефтью для своих НПЗ к 2026-му».

Отношения с Хорватией у них нескучные. Так, MOL еще в 2009-м купила 49% местного нефтегазового концерна INA (еще 45% у правительства Хорватии). Итогом сделки стало уголовное дело против премьера Хорватии Иво Санадера. Его обвинили в получении взятки от венгров. И в ноябре 2012 года экс-премьер получил десять лет тюрьмы. MOL, естественно, взятку не признает, но такие нюансы (как и обращения Загреба в международные суды о расторжении контракта) не сильно укрепляли «плодотворное сотрудничество».

Сейчас страсти чуть поутихли, но когда в этом году закончился долгосрочный транзитный нефтяной контракт с Загребом, то заключить длительное соглашение на замену (несмотря на год переговоров) не смогли. Венгры обвиняют соседей в завышенном прайсе на прокачку — в четыре раз дороже, чем им хотелось бы. Пока заключили временный договор на год. В общем, «заклятые друзья».

Технически для увеличения мощности «Адрии» потребуется усилить насосную станцию и модернизировать примерно стокилометровый участок нефтепровода, для чего необходимы инвестиции в размере 100–200 млн евро. Кстати, за сорок с лишним лет своей истории «Адрия» ни разу не работала даже на половину мощности.

Заодно Будапешт пытается выйти на рынок Сербии, предлагая проложить туда трубу от «Дружбы» (деньги, правда, предлагает искать у ЕС).

Но, несмотря на нюансы, замещение российской экспортной смеси Urals идет активно.

Словакия к концу 2023 года хочет выйти примерно на треть переработки нероссийской (в основном азербайджанской) нефти. Это минус почти 2 млн тонн транзита по Украине.

Венгрия, где до войны доля российской нефти составляла около 60%, хочет снизить ее до 40%.

Тем более что Евросоюз простимулировал этот процесс запретом экспорта произведенных из российского сырья нефтепродуктов. Словацкий НПЗ вывозил на экспорт в Чехию до половины от их общих объемов. И до конца 2024 года дизтопливо, произведенное из российской нефти, еще можно будет продавать из Словакии в Чехию (и только туда).

В Венгрии такая отсрочка действует до декабря 2023-го. Даже если ее продлят еще на год (а такие попытки есть), оба направления (венгерское и словацкое) сильно просядут.

И чешско-польский, и мадьярский транзитные маршруты обещают ввести в эксплуатацию во второй половине 2025 года с соответствующим сокращением транзита через Украину. Вместо нынешних 10 млн тонн прокачки на Венгрию и Словакию у «Укртранснафты» через пару-тройку лет останется 3,5–4 млн тонн. Чехия со своими 5 млн тонн вообще уйдет в ноль.

Внутренний транзит своей нефти (1,5–2 млн тонн) такие потери не восполнит.

После разблокирования портов появится транзит с моря. Но пока это немного.

В июне снова вспомнили о строительстве «вечного» нефтепровода Броды—Адамова Застава. На переговорах с польским PERN упомянули, что он «соединит украинскую и польскую нефтетранспортные системы», высоко оценив «степень готовности к реализации». Фразы ритуальные, без малейшей конкретики, проект глухо «висит» уже лет двадцать. Хотя было подчеркнуто, что (если дойдет до металла) нефтепровод будет качать в обоих направлениях. Что даст Украине возможность получать нефть с Балтийского моря. Перспективен он и для Польши, как, впрочем, и для других стран ЕС, но только… «после разблокирования украинских черноморских портов».

Традиционный вопрос «Кто заплатит за строительство?» — без ответа, да и где взять ресурс? Хотя проект в ЕС включают в список приоритетных, пока ясности никакой. Тем более что он действительно способствует «диверсификации маршрутов поставок энергоресурсов на рынок ЕС», что моментально врубает политические стопы.

Точно ясно одно — «Дружбы» не будет. Что будет после «Дружбы»? Пока трансформации на марше, и сложно сказать, когда и чем они закончатся. Но то, что рынок изменится до неузнаваемости, очевидно, как и то, что Украине пора бы искать себе на нем место уже сегодня, пока еще есть свободные стулья. Скоро не будет… Как минимум уже сейчас надо развивать, точнее, возрождать ту же свою переработку нефти. Легко и быстро это не получится. Потери тоже неизбежны. Но прятать голову в песок, ожидая, что как-то все само собой решится, не выйдет.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме