Образовательная карта Киева: зона общей ответственности

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
1 декабря информация по садикам, школам, внешкольным и другим образовательным учреждениям будет открыта.

Ежедневно мы получаем немало запросов от журналистов. Но именно этот зацепил.

В нем было письмо от этакого "Ваньки Жукова", ученика 4-го класса. Мальчик, защищая свою маму, жаловался на учительницу, создавшую свой школьный закон, по которому надо платить благотворительный взнос. А у них с мамой денег нет, недавно родился маленький братик.

Решила я познакомиться и с учительницей, и с "Ванькой Жуковым". Приехав в школу, поняла, что о письме уже знают все.

С директором пошли в нужный класс. "Ваньки" в тот день в школе не было. Не суждено было нам познакомиться. Однако мне показали протокол родительского собрания, согласно которому именно родители решили большинством голосов: "Утвердить смету на текущий 2017/2018 учебный год в размере 100 (сто) гривен в месяц с каждого ученика четвертого класса с возможностью корректирования и в случае необходимости сбор дополнительных средств в размере фактических затрат (стоимость билетов, взносы за участие в мероприятиях, аренда транспортных средств, поздравление именинников и т.п.)". Под таким решением, разумеется, стояли подписи родителей класса…

А сколько еще таких решений принято в тысячах классов по всей стране? Сколько средств накапливается в благотворительных фондах, куда они идут и как дополняют государственные вложения, есть ли на них закон? Не школьный, "придуманный учительницей", а общегосударственный?

Есть. Статья 30 нового закона "Об образовании" гласит: все образовательные учреждения должны сделать достоянием гласности информацию о поступлении и использовании средств. Министр образования Лилия Гриневич огласила дедлайн: 1 декабря 2017 года. Но важно не просто открыть данные, важно знать, как и для чего их использовать.

Сейчас в печати и на страницах Фейсбука много экспертов и педагогов живо обсуждают этот вопрос, находясь в ожидании. Одни дают советы. Другие, лежа на диване и потирая руки, пребывают в предчувствии расследований и раскрытий.

И только, к сожалению, небольшая часть представителей сферы образования делают реальные изменения, понимая, что после сделанного на их головы падет яростная критика зрадофилов и всепропалов.

Не буду оригинальной, если скажу, что любая работа требует больших усилий - интеллектуальных, физических. А еще, наверное, самое важное - это работать с командой единомышленников. Мне повезло на таких людей-профессионалов.

Киев - город, в котором градус социального недоверия, ощущение обостренной справедливости всегда зашкаливает. Острую потребность в открытии образовательного бюджетирования на уровне каждого учебного заведения города мы почувствовали еще в 2014 г. Так возникла идея создать Образовательную карту Киева. Это была огромная работа большой команды: от учебного заведения до системы управленцев. В карту хотелось заложить простую и понятную для каждого человека информацию. Так родился электронный паспорт учреждения образования. Сегодня он прикреплен к каждой пометке образовательного учреждения.

На первом этапе электронный паспорт вмещал пять разделов: наполняемость учреждения; строительно-технические характеристики; помещение; компьютерно-программное обеспечение; финансовое обеспечение. Потом дополнительно как отдельный продукт разработали карту ремонтных работ в учебных заведениях. В 2014-м и 2015-м их было немного. В нашу первую версию электронной карты вошли только садики и школы. Разрабатывали мы карту с учетом того, какие данные, согласно отчетам, ежегодно собираются в системе образования. Для нас было важно не обременить педагогическое сообщество сбором дополнительной информации.

Сегодня наша карта, кроме всего, является механизмом защиты от чрезмерного количества запросов от общественных организаций, некоторых деятелей в этой сфере. На их запросы вроде "дайте нам информацию по горизонтали и по вертикали" отсылаем их на электронный адрес Образовательной карты Киева (ОКК).

Работали над усовершенствованием ОКК постепенно. Во внимание принимали замечания пользователей (педагогов, родителей). Так, в течение трех лет мы несколько раз меняли дизайн и логику пользования ОКК; обозначили на ОКК все типы учебных заведений, получающих финансирование из городского бюджета; добавили информацию об образовательных мелочах, приобретенных в 2016 г., и разделы "Результаты ВНО", "Мониторинги".

Что же входит в электронный паспорт учреждения образования сегодня?

Адрес. Данные о типе учебного заведения; его ступень; форма собственности; язык обучения и перечень иностранных языков, которые изучают учащиеся; ФИО руководителя учебного заведения; номера телефонов заведения; электронный адрес и ссылки на сайт учреждения.

Дальше, семь отдельных разделов с основными числовыми показателями. Считаем, что к понятию "прозрачности и информационной открытости" относится каждый из них. Ознакомившись с электронным паспортом учреждения образования, можно узнать все: размер территории учебного заведения, количество квадратных метров помещения, год постройки, год последнего капитального ремонта; количество классных помещений; мощность учреждения; количество детей (учащихся, воспитанников); количественный состав коллектива; какие виды ремонтных работ выполнены за три года и количество средств, выделенных на эти нужды. Отдельного внимания заслуживает раздел "Финансовое обеспечение". Он разбит по направлениям: "Объем утвержденных расходов", "Общий фонд", "Специальный фонд" (бюджет развития и собственные поступления), а также "Текущие расходы". Для примера - фото с ЭП школы №1 Шевченковского района.

Отдельного внимания заслуживает направление "Текущие расходы". На нашей карте оно впервые появилось в прошлом году и, не побоюсь этого слова, является предметом нашей гордости. Такой строки в бюджете учебных заведений не было десятилетиями. И как следствие также десятилетиями формировалась серая зона родительских наличных взносов в учебные заведения. Того, о чем и написал "Ванька Жуков". Должна заметить, что эта зона уже крепко засела не в детских учреждениях, а в головах родителей. Будет искореняться она еще не один год.

В 2016 г. расходы на т.н. бытовую мелочь в учебных заведениях в среднем по городу возросли с 0,002 до 2%. Кое-кому эта цифра может показаться смешной, ну что такое - 2%. Но в бюджете образования города 2% равнялись 85 млн грн. Именно поэтому в разделе "Финансирование" есть живая ссылка "Перечень товарно-материальных ценностей, закупленных на средства Киевской городской государственной администрации в ноябре-декабре 2016 г.", по которой каждый гражданин может увидеть, что приобретено на городские средства для каждого учебного заведения индивидуально. И это тоже был еще один наш шаг к открытости. Мы продолжаем шагать. В 2017 г. средства на мелочь уже предусмотрены не только для садиков и школ, - к этой программе приобщены внешкольные учебные заведения. Общий трансферт на эти нужды в бюджете 2017 г. составляет 104 млн грн.

Но ст. 30, говоря о прозрачности и информационной открытости, не ограничивается показателями, о которых я упоминала. Их значительно больше, и они будут обнародованы на индивидуальных электронных страницах учебных заведений или распечатаны на информационных стендах. И хочется обратить внимание работников системы образования на один из самых важных, по моему мнению, показателей образовательных учреждений. На тот, который является основным критерием для нас, когда мы думаем, куда отдать ребенка учиться, - это качественные показатели знаний.

На выполнение нового Закона "Об образовании", в октябре нынешнего года электронные паспорта учебных заведений дополнены разделами "Результаты ВНО" и "Мониторинги". Именно из них теперь можно не только узнать о результатах ВНО 2016 и 2017 гг. выпускников конкретной школы, но и увидеть, участниками каких городских мониторинговых исследований были учащиеся.

Чего нет на нашей ОКК? Нет отчетности о деньгах, о которых написал "Ванька Жуков". Здесь уже каждое образовательное сообщество самостоятельно будет определяться по поводу формы и объема рапортования перед самой собой. Главное, чтобы это было толерантно и не перерастало в конфликт.

И напоследок. Вспомнился еще один случай, который произошел в 2015 г. На прием записались родители воспитанников одного садика Киева, которые не один год ежемесячно сдавали немалые средства в так называемый благотворительный фонд. Сумма насобиралась немалая - более 1,5 млрд гривен. Доступ к этим средствам был у одной из мам садика, которая после Революции достоинства исчезла, прихватив все деньги. Перед приемом мы с коллегами готовились снова объяснять родителям, что не сможем разыскать эту маму, и потому им лучше обратиться в полицию. Но каким же было наше удивление, когда услышали от родителей, что они создали новую гидру "благотворительный фонд" и пришли жаловаться на директора, которая не давала им возможности собирать те самые немалые взносы в муниципальном садике.

Таким образом, 1 декабря информация по садикам, школам, внешкольным и другим образовательным учреждениям будет открыта. Что дальше? Что это дает?

Для работников сферы образования - понимание, справедливо ли распределяет средства местная власть между учебными заведениями, и есть ли у нее любимчики.

Для родителей - не спонсируют ли они то, на что город уже и так выделил средства из их же налогов.

Для власти - хороших ли менеджеров она нанимает на работу.

Кроме того, открытые данные всегда полезны для аналитиков и экспертов.

Но главное - научиться анализировать и соответственно совершенствоваться. Надеемся, что наш опыт будет полезным для коллег из других регионов. И мы уже получаем такие запросы.

Открытость - один из кирпичиков фундамента взаимоотношений под названием "доверие". Мы все работаем над возрождением доверия друг к другу. В этом процессе нет и не может быть наблюдателей.

Первое декабря неустанно приближается. Нам уже есть что показать, а также есть над чем работать, совершенствуясь. И главное, мы должны понимать: ст. 30 Закона "Об образовании" - это зона общей ответственности всех, кто причастен к жизни каждого отдельного образовательного учреждения.

Благодарю всю команду, которая в течение трех лет, с начала рождения Образовательной карты Киева, работала над ее разработкой и усовершенствованием: Анну Старостенко, сотрудников ДОНМС, РУО, ЦМСО, руководителей учебных заведений, родительские общественные организации.

Совершенству нет пределов. Именно поэтому наша большая команда и далее работает над тем, чтобы показать наши достижения в образовании и уверенно, всем вместе, двигаться к тому, о чем мечтаем.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме