У обычных людей новый год наступает зимой, тогда же провожают старый. А в школах это происходит весной. И пусть за окном еще только март, мы уже сейчас начинаем готовиться к завершению года. Возможно, именно теперь настало время поговорить о том, как на самом деле все это происходит. Будем наконец откровенны — эта процедура уже давно требует не только честной профессиональной оценки, но и быстрых взвешенных изменений. Что же не так с завершением учебного года?
По закону «О полном общем среднем образовании», учебный год «длится не меньше 175 учебных дней и заканчивается не позже 1 июля следующего года». Мы не выполняем эту норму ни-ко-гда! Потому что завершаем обучение в мае, а в этом месяце почти половина дней выпадает из учебы.
Всегда самой короткой в школе считалась вторая четверть, но на самом деле четвертая, последняя четверть уже давно сократилась. Мы просто над этим не задумывались. Если с апрелем все хорошо, то май начинается с праздничных дней. Это вообще традиционно единственный месяц в году с наибольшим количеством празднично-выходных дней. А еще отнимите дни проведения ВНО.
В этом году наши школьники, независимо от того, будут вступать они в вузы или нет, должны сдать четыре обязательных теста, ведь они являются выпускными экзаменами (ГИА). Поскольку многие пункты тестирования размещены в школах, то во время проведения ВНО закрывается вся школа, уроков нет для учеников с 1-го по 11-й класс. Вот и значит, что половину мая мы лишь имитируем обучение.
Школьники-выпускники пропускают учебу и не приходят на занятия не только из-за большого количества праздничных дней и ВНО. Они не приходят в школу и накануне ВНО, потому что готовятся к нему, а иногда — и после, потому что готовятся к следующему ВНО (и это от четырех до восьми дней). Обычная школьная жизнь в мае для них перестает существовать. Они становятся редкими гостями в родной школе и практически не собираются всем классом за партами на уроках, как это было раньше. Все давно изменилось и переформатировалось. Лишь мы, взрослые, не можем себе в этом честно признаться и помочь детям, которых учили 11 лет, комфортно завершить свое пребывание в родных школьных стенах.
Вот простые подсчеты. Четвертая четверть состоит из двух месяцев (апреля, мая). Вопрос, какой из двух месяцев длиннее, вызовет у вас улыбку. Это же очевидно — эти два месяца, согласно календарю, практически равны. Разница — один день. Но если сравнить количество рабочих дней, получим неожиданный результат. Все просто: в апреле 30 дней, из них рабочих — 22; в мае — 31 день, рабочих — 14! Я не ошиблась: 31 день минус 10 выходных, минус три праздничных дня, минус четыре дня ГИА (ВНО). Если вы решили завершить учебные занятия 31 мая.
Что же остается для учебного процесса? Две недели. Две недели с разрывами, перерывами, остановками. Две недели, за которые нужно вычитать учебный материал (ведь обязательного выполнения учебных программ, рассчитанных на полноценный учебный год, никто не отменял — это наша учительская обязанность), систематизировать и разложить по полочкам все изученное за год, провести итоговые контрольные, выставить семестровые и годовые оценки. И, что очень важно, дать возможность ученикам (независимо от класса) пересдать предмет, чтобы повысить семестровую, годовую оценку. И мы уплотняем программы, что-то сжимаем и ужимаем, что-то успеваем, а что-то нет (хотя на бумаге все прилично).
Это две недели сумасшедшей учительской нагрузки, огромного количества писанины, проверки итоговых контрольных работ, выставления семестровых и годовых оценок, проведения многочисленных совещаний, педсоветов, принимающих решение о выпуске и переводе учеников.
Не время ли уже прекратить это стыдливое замалчивание и имитацию полноценного майского обучения? Прекратить и подумать, как максимально эффективно завершить учебный год.
У меня есть несколько предложений.
Предложение первое. Если у нас все же выпадает из обучения половина мая, можно соблюсти норму закона и продлить учебный год на несколько недель в июне. Это позволит выполнить учебные программы, ничего не сокращая и не уплотняя, лишь бы только отчитаться, что все успели вовремя. Мы же все хотим жить в цивилизованном правовом государстве, где каждый, от президента до школьника, придерживается законов и правил? Где переходят улицу на зеленый свет даже тогда, когда рядом нет полиции, где носят маску в людных местах, даже если об этом никто не напоминает? Так давайте придерживаться таких законов во всем, включая образование. И здесь не может быть никаких оправданий вроде: «Но мы же только на один день», «Но мудрый директор (учитель) что-то придумает, как закончить учебный год», «Но не страшно, если и в субботу поработают. Это же ради детей». Не надо ничего выдумывать. Или измените законы, или выполняйте те, что есть.
Однако такой вариант не изменит ситуацию для 11-классников, которые все равно не смогут полноценно завершить учебный год.
Предложение второе. Учебный год можно немного продолжить, если внести изменения в организацию проведения ВНО. Тогда ученики 1–10-х классов смогут полноценно посещать уроки даже во время проведения ВНО. И здесь есть несколько вариантов.
Вариант первый. До завершения учебного года ВНО нужно проводить на базе заведений высшего образования. Это позволит школам, где обычно размещают пункты тестирования, не прекращать учебный процесс. Да и, в конце концов, ВНО имеет отношение к заведениям высшего образования — это возможность поступления.
Вариант второй. Провести ВНО на базе школ с сохранением образовательного процесса для всех школьников. Как это? Все просто. Нужно увеличить количество пунктов ВНО, а в них уменьшить количество участников и соответственно аудиторий. Пандемия GOVID-19 нас многому научила. Мы ежедневно попадаем в школы, используя все имеющиеся входы и входы. Принимая меньшее количество выпускников-абитуриентов, абсолютно реально проводить ВНО для небольшого количества выпускников, не прекращая при этом уроков для других. Например, в прошлом году в Киеве для массового ВНО (в июне-июле) мы использовали 103 школы под пункты тестирования для 25,5 тысячи выпускников (в том числе предыдущих лет). Среднее количество абитуриентов, присутствовавших в таких пунктах, 247 человек. Увеличим количество школ втрое и получим минимальную нагрузку на школы, при которой можно не останавливать образовательный процесс для учеников 1-10-х классов. Такой подход позволит учесть региональные особенности. Количество пунктов в каждой местности определяет местная власть совместно с региональными центрами ВНО индивидуально, с учетом необходимости.
Предложение третье. Вынести ВНО за рамки учебного года. Это было бы справедливо по отношению к старшеклассникам. Ведь они начинают сдавать государственную итоговую аттестацию в форме ВНО, то есть школьные выпускные экзамены, раньше, чем у них завершится изучение школьной программы. Таким образом, мы начинаем экзаменовать выпускников, не доучив их. Школу часто упрекают в том, что обучение в 11-м классе превратилось в натаскивание к тестированию, что учебные дисциплины, которые ученики не будут сдавать на ВНО, страдают от этого. Вот вам одна из причин такой ситуации. Школам приходится гнать материал галопом, ориентируясь на ВНО. А ученикам — «глотать» последние темы по важным для них предметам.
Уверена, можно найти еще много других предложений и вариантов, что делать с завершением учебного года. Конечно, над проблемой нужно много работать. И прежде всего это должен сделать УЦОКО.
Мне очень досадно наблюдать, как дискуссии вокруг завершения учебного года сводятся к вопросу «вы что, хотите навредить ВНО?». Это очень удобно — отбиваться от критики и побуждения к действию, используя такой аргумент. Но, к сожалению, им стали часто манипулировать в профессиональных образовательных кругах.
Нет, мы не против ВНО, наоборот — мы за развитие системы ВНО. Тестирование — это не забальзамированный Ленин в мавзолее, а живой действенный инструмент образовательных измерений. Он должен расти, крепнуть и развиваться, так же, как меняются мир и условия нашей жизни.
Если быть откровенными, то в этом году, как и в прошедшем, мы вообще не знаем, как будем завершать обучение. Весь год работаем в смешанно-дистанционном формате. Очное обучение для нас уже как манна небесная. А еще ширятся слухи, что четвертую четверть переведут в дистанционный формат. Возможно, как и в прошлом году, отменят ГИА в 4-х и 9-х классах и примут (на уровне закона) решение о самостоятельном выборе выпускниками: сдавать или не сдавать ВНО.
Локдауны в последнее время подверглись изменениям. В периоды красного уровня эпидопасности садики и начальные школы продолжают работу. Поэтому если в конце года у нас снова будет глухая «дистанционка», а в школу будут ходить лишь ученики начальных классов, то ВНО в помещениях школ состоится «при любой погоде».
Однако это не снимает вопрос, как изменить ситуацию с завершением учебного года. Нужно честно признать, что проблема есть, что король — голый, и поразмыслить над тем, как максимально эффективно завершить учебный год, а именно: обеспечить полноценное беспрерывное обучение одним, другим — гарантированное Конституцией право на общее среднее образование и дать возможность спокойно подготовиться для вступления в вуз. Это в конце концов и является задачей школьного образования.
Больше статей Елены Фиданян читайте по ссылке.