НМТ-2024. Директор УЦОКО Татьяна Вакуленко рассказала все, что нужно знать тем, кто его будет сдавать

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
НМТ-2024. Директор УЦОКО Татьяна Вакуленко рассказала все, что нужно знать тем, кто его будет сдавать © Украинский центр оценивания качества образования

Меньше месяца осталось до старта национального мультипредметного теста (НМТ). И в мирные времена это была горячая пора для тех, кто его организовывает и проводит, а теперь и подавно. Это уже пятое тестирование, которое происходит в экстремальных условиях: сначала была пандемия, теперь полномасштабная война. О том, как будет проходить НМТ в этом году, мы расспрашивали директора Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО) Татьяну Вакуленко.

 

⸺ Пани Татьяна, известно ли уже, сколько будет участников НМТ в этом году?

⸺ Окончательных данных еще нет, потому что сейчас работают регламентные комиссии, которые изучают документы, представленные во время регистрации будущими участниками тестирования. Комиссии могут отказать кому-то в регистрации, если будут выявлены нарушения. Но по нашим данным, по состоянию на 15 апреля зарегистрировались более 286 тысяч участников.

До 8 мая участники тестирования получат в свой персональный электронный кабинет приглашение на основную сессию. Там будет указана дата прохождения тестирования, точный адрес и время. Основные сессии тестирования будут проходить с 14 мая по 25 июня.

⸺ В этом году тест НМТ состоит из четырех предметов: трех обязательных (математика, украинский язык и история Украины) и одного предмета на выбор (иностранный язык — английский, немецкий, французский или испанский; украинская литература, физика, химия, биология, география). Какой четвертый предмет чаще всего выбирали те, кто регистрировался на НМТ?

⸺ Бесспорным лидером является английский язык, также часто выбирают украинскую литературу, географию, биологию.

⸺ Многих поступающих и их родителей волнует то, что тест длится четыре часа с перерывом 20 минут. Это будет довольно утомительно для детей.

⸺ Да, это нелегко. Но для того, чтобы справиться с таким тестом, надо посещать все уроки и выполнять все домашние задания в учебном заведении. Это приучает к долгой настойчивой работе в аудитории.

⸺ Есть ли в других странах похожая практика длительных тестирований?

⸺ Конечно, есть, и таких стран много. Например, в Китае, Финляндии поступающие/выпускники работают с чрезвычайно длинными тестами продолжительностью шесть и больше часов. В Украине мы, конечно, не стремились к такой продолжительности тестов, но сейчас это лучший вариант проведения тестирования, прежде всего для самих участников. Нужно учитывать, что около 10% тех, кто будет сдавать НМТ, проживают за рубежом. И там локации для прохождения тестов есть не в каждом городке. Соответственно, на пункты тестирования нужно будет приехать. Например, у нас много центров тестирования в Канаде, США, Германии, Польше, и они расположены в разных городах.

Вероятнее всего, участника тестирования будет сопровождать в другой город мама, и ей, возможно, придется брать с собой младшего ребенка, которого не с кем оставить дома. Так что, это будут семейные путешествия, и недешевые, особенно если придется ехать на тестирование несколько раз.

Также сложно будет приехать на тестирование поступающим, которые находятся на временно оккупированных территориях или в зоне активных боевых действий. Такие подростки сдадут НМТ в городах, где ситуация безопасна, позволяет проводить оценивание и куда тоже надо добраться.

Чрезвычайно важно не забывать и о воздушных тревогах — пропуск каждого из дней тестирования нужно будет компенсировать во время дополнительной сессии. Так что в случае пропуска двух дней тестирования во время основной сессии (если бы именно такая модель была реализована) участники вынуждены были бы еще дважды являться в пункты тестирования для прохождения оценивания во время дополнительной сессии.

⸺ В каких странах больше всего украинцев зарегистрировалось на НМТ?

⸺ В Польше, Германии и Чехии.

⸺ Еду можно брать с собой на тестирование?

⸺ Да, обязательно нужно иметь с собой что-то попить и перекус. Во время двадцатиминутного перерыва можно будет отдохнуть, перекусить, сходить в уборную.

⸺ Тестирование будет проходить на компьютерах?

⸺ Да. Чтобы участники смогли ознакомиться с тем, как идет работа с тестом, мы создали демоверсии всех предметных тестов и разместили их на нашем сайте (в формате PDF), а также на сайте Всеукраинской школы онлайн (в онлайн-формате).

⸺ Какие меры будут приняты, чтобы на НМТ не списывали?

⸺ В каждой аудитории есть два инструктора, а в подавляющем большинстве помещений — еще и видеокамеры. За нарушение участник тестирования будет лишен права стать студентом в этом году. Хочу подчеркнуть, что нарушение — это не только списывание, но и наличие (даже не использование!) мобильного телефона, наушников, печатных или рукописных источников информации либо любых других запрещенных предметов. Даже если они просто лежат в кармане. Ведь мы не можем и не должны проверять, использовал ли их участник тестирования. В этом году, как и в годы классического ВНО, мы привлекаем к сотрудничеству охрану пунктов тестирования. Это нам позволит применять металлоискатели, чтобы удостовериться в отсутствии телефонов и других запрещенных технических средств у участников.

⸺ В прошлые годы были случаи, когда во время НМТ компьютерная система зависала.

⸺ Действительно, такое случалось из-за перегрузки, перебоя с электроэнергией или Интернетом. Если вдруг во время тестирования возникает такая ситуация, нужно сообщить об этом инструкторам. У них есть специальные алгоритмы действий для таких случаев. Инструкторы могут приостановить тестирование и продолжить его позже не с самого начала, а с места, на котором остановился участник. Так же будут действовать инструкторы во время воздушных тревог.

⸺ Год назад во время сессии НМТ был случай, когда участник тестирования сообщил свой пароль и логин постороннему человеку, который находился не на пункте тестирования. Он зашел на платформу тестирования и начал выполнять задание вместо зарегистрированного участника. Тогда благодаря инструкторам эту схему разоблачили и остановили, но есть ли сейчас какая-то дополнительная защита от таких ситуаций?

⸺ Да. Есть мировые решения таких проблем, и одним из них мы воспользовались. Не хочу раскрывать, каким именно. Скажу только, что мы ограничили доступ к платформе тестирования для посторонних лиц.

⸺ Будут ли в тесте по украинскому языку задания на применение норм нового украинского правописания?

⸺ Таких заданий не будет, но мы будем пользоваться нормами нового правописания в формулировании заданий. То есть, например, мы пишем «проєкт», а не «проект», но не проверяем, знает ли это правило участник тестирования.

⸺ По физике, химии и математике на тестировании разрешено будет пользоваться справочными материалами?

⸺ Да, в сервисе, на котором будет проходить тестирование, будут размещены справочные материалы. И это практиковалось во все годы существования НМТ. Но в этом году несколько расширились материалы по физике — их стало больше и в них есть некоторые формулы.

⸺ Почему было решено позволить использовать справочные материалы на тестировании?

⸺ Потому что мы проверяем способность участника тестирования не запоминать отдельные вещи, а применять их для решения задач. В тестах по физике, математике, химии есть много расчетных задач. Соответственно мы дали формулы, чтобы участник демонстрировал само понимание этого материала, а не то, не ошибся ли он, например, с коэффициентом. Тест по физике позволяет участнику показать свои предметные компетенции.

⸺ Правильно ли я понимаю, что в НМТ не будет открытых заданий с развернутым ответом? Те, кто сдает тест, будут выбирать правильный ответ из предложенных вариантов?

⸺ Нет, это не так. В тестах есть и задания короткой формы ответа — это ответы к расчетным задачам по физике, химии или математике. Участнику тестирования нужно будет выполнить на черновике все расчеты и ввести в специально отведенное место окончательный результат.

⸺ Но в тестах, где нет задач, таких заданий с короткой формой ответа не будет…

Один из ключевых вопросов тестирования — его пороговый балл. Это минимальное количество баллов, которое надо набрать, чтобы получить сертификат о том, что ты прошел тестирование. В этом году пороговый балл — 15% от общего количества баллов. Так что, если за тест по математике можно получить максимум 32 балла, то это означает, что достаточно набрать хотя бы пять тестовых баллов. Для этого нужно поставить в правильном месте крестики в пяти простых заданиях на выбор правильного ответа. Именно они оцениваются в один балл.

⸺ Формат задания не определяет его сложности. Статистика свидетельствует, что есть сложные задания на выбор одного ответа из предложенных. Во время разработки тестов мы используем ряд разных типов заданий, в частности задания на установление соответствия, на определение последовательности событий, с короткой формой ответа (ответ к задаче) и т.п. К каждому типу заданий применяется установленное правило. Так, за правильный ответ на задание с одним правильным ответом из предложенных участник получит один балл, а за задание с короткой формой ответа — два балла. Таким образом, чтобы набрать достаточное количество баллов для прохождения порога по физике, участник, например, должен выполнить правильно пять заданий с одним вариантом ответа из поданных или две расчетные задачи и одно задание с выбором варианта ответа.

Утверждение о том, что закрытые задания — это просто задания, где надо поставить галочки, неправильное. Чтобы получить более или менее приличный результат по итогам тестирования, а не только дотащиться до порога, важно сознательно выполнять задание.

Важно также понимать, что НМТ — это целостный тест, который предусматривает выполнение заданий по четырем предметам, и каждый из них имеет значение. Конкурсный балл поступающего рассчитывается на основе всех этих предметов, к разным предметам применяют разные весовые коэффициенты в зависимости от выбранной специальности.

То есть для того, чтобы сдать НМТ, нужно успешно пройти все четыре предмета. В условиях классического ВНО абитуриент сдавал четыре-пять тестов по разным предметам. Для поступления нужны были результаты лишь трех, итак среди предметов по выбору можно было выбрать лучший результат. Иная ситуация с НМТ. Если участник не наберет достаточного количества баллов хотя бы по одному предмету, он утратит возможность поступать в этом году.

⸺ Например, в тесте по истории будет 30 тестовых заданий, и из них 20 — на выбор одного правильного ответа. В тесте по литературе из 25 заданий — 20, по биологии из 30 заданий — 24. Мне кажется, что пороговый балл должен быть выше.

⸺ Действительно, это не очень высокие пороговые баллы, но ситуация для поступающих сейчас более сложная, чем у участников классического ВНО. Нынешние поступающие — это именно те подростки, которые будут писать четырехчасовые тесты потому что вследствие войны не могут писать полноценные трехчасовые тесты по заданиям вроде собственного высказывания.  Это именно те подростки, которые сначала учились два года во время пандемии ковида, а потом фактически три года — во время полномасштабного вторжения. И сейчас они могут находиться в очень разных личных жизненных ситуациях. И если они зарегистрировались на НМТ, пришли на тест и готовы четыре часа максимально вкладываться в свой результат и поступать в заведение высшего образования, то не слишком высоким пороговым баллом их нужно ограничивать.

⸺ Я очень сочувствую детям и их родителям. Но с другой стороны, я сочувствую и своей стране, которой жизненно необходимы классные специалисты, способные позаботиться о ее будущем. И это будут именно подростки, которые сегодня сдают НМТ.

⸺ Классные специалисты — это не вопрос порогового балла, этот вопрос компенсации образовательных потерь. Заведение высшего образования — это не единственная траектория, по которой должен двигаться участник, и не конечная цель образования, а один из треков.

⸺ Но пороговый балл — это шлагбаум к высшему образованию.

⸺ Шлагбаум к высшему образованию — это не установление дополнительных порогов, а репутационные риски заведений высшего образования, их ответственность за качество, процессы и результаты. Есть заведения высшего образования, готовые ставить высокие требования для поступления.

⸺ Однако есть и другие вузы, которые будут радоваться любому студенту (потому что это вопрос их выживания). И есть абитуриенты, которые хотят получить хоть какой-то диплом о высшем образовании, и репутацию университета они не будут учитывать, если других вариантов для поступления не будет. А еще же есть закон о мобилизации, согласно которому бронь получают и студенты, и преподаватели вузов, которые их учат.

⸺ Невозможно решить все вопросы высшего образования и изменить систему с помощью порогового балла. Над решением этой проблемы и усовершенствованием системы поступления работают в Министерстве образования и науки.

— Да, вопрос отбора и поступления в университеты комплексный, политический, в конце концов. И решают его не в УЦОКО.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме