КТО НЕ ВЕРНУЛ ДОБРОВОЛЬНО,

Поделиться
БУДЕТ ВОЗВРАЩАТЬ ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНО Анализ выполнения доходной части бюджетов всех уровней в Луганской области неутешителен: поступления налогов и платежей в бюджет уменьшаются...

БУДЕТ ВОЗВРАЩАТЬ ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНО

Анализ выполнения доходной части бюджетов всех уровней в Луганской области неутешителен: поступления налогов и платежей в бюджет уменьшаются. Если в прошлом году за первые четыре месяца было мобилизовано 237,8 млн. грн., то в текущем - 243,6 млн. грн. (с учетом 40% инфляции за год прирост составил всего 2,9%). По состоянию на середину мая недоимка предприятий области составила 135 млн. грн. За невыполнение обязательств перед бюджетом им было начислено 110 млн. грн. пени.

Основными причинами такого положения дел остаются рост взаимной задолженности между субъектами хозяйствования, увеличение доли бартера в объемах реализации продукции, снижение объемов производства промышленной продукции в целом по области на 13,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Все эти обстоятельства приводят к значительному недофинансированию из местных бюджетов социальной сферы и... заставляют обладминистрацию энергичнее искать нетрадиционные решения.

15 апреля председателем Луганской облгосадминистрации было подписано распоряжение №321 «О дополнительных мерах по уменьшению задолженности предприятий перед бюджетом и увеличению поступлений налогов и платежей». Прошло больше месяца с тех пор, как оно вступило в силу. Есть ли подвижки к лучшему? Рассказывает заместитель главы ГНА в Луганской области, начальник управления прямых и непрямых налогов с юридических лиц Анатолий Репицкий:

- Для того, чтобы понять логику наших действий, следует, вероятно, вернуться к ноябрю 1995 года, когда после проработки специалистов ГНА исполняющий обязанности председателя Луганской обладминистрации подписал распоряжение №280. Смысл его состоял в том, чтобы предприятия, не имеющие живых денег для расчетов с бюджетом, не накапливали долг, а рассчитывались товарами. В качестве посредника была определена фирма «Луганскснаб» - структура государственная, имеющая разветвленную сеть дилеров, - которая на договорных началах и реализовывала их продукцию. Выручка от реализации зачислялась на бюджетный счет в счет погашения долга.

То был еще добровольный вариант. Мы не могли просто забрать продукцию у предприятий, мы им предлагали рассчитаться. Но за минувшие полтора года все убедились, что действовать следовало более жестко... Наши специалисты изучили опыт работы налоговых полиций приграничных областей Российской Федерации, где уже действует законодательно утвержденный порядок: если предприятие не может рассчитаться с бюджетом, у него изымается высоколиквидная продукция, которая реализовывается в специализированных магазинах.

Государственная налоговая администрация в Луганской области совместно с руководством «Луганскснаба» определили, что аналогичная схема будет внедряться на уровне области. Раз в месяц ГНА представляет фирме «Луганскснаб» полный перечень предприятий-должников перед бюджетом с указанием суммы недоимки по платежам в бюджет и юридического (почтового) адреса. Один раз в полугодие представляется перечень высоколиквидной продукции, имеющейся у предприятий-должников. Кроме того, идет сбор информации об основных дебиторах и суммах дебиторской задолженности - на тот случай, если предприятие-должник не может предложить продукции, которая заинтересовала бы потенциальных покупателей, а должник этого должника - может.

На основе изучения перечня продукции предприятий-должников, ее ассортимента, цены возможной реализации и спроса на нее фирма «Луганскснаб» направляет заявку Государственной налоговой администрации по месту регистрации предприятия-должника. Такая заявка с указанием ассортимента и цены продукции, ее количества, необходимых качественных параметров, а также имеющаяся у предприятия задолженность являются основанием для принятия ГНА распоряжения-требования о передаче в соответствии со ст. 3 Закона Украины «О банкротстве» натурального налога фирме «Луганскснаб» и заключения в 10-дневный срок договора-поручения, согласно которому «Луганскснаб» (поверенный) обязуется от имени и за счет предприятия (доверителя) совершить сделку по реализации продукции для погашения задолженности по налогам и платежам.

По согласованию с предприятием-доверителем и предприятием-получателем продукции (третья сторона) «Луганскснаб» заключает трехсторонний договор, на основании которого и проводится работа. Деньги, полученные от реализации, зачисляются на специальный расчетный (валютный) счет «Луганскснаба», а потом в трехдневный срок перечисляются на бюджетный счет по месту нахождения должника, о чем и его самого, и налоговую администрацию уведомляют. Таков, если вкратце, предложенный нами механизм.

Кроме этих мер, в содружестве с Торгово-промышленной палатой прорабатывается вопрос об организации в Луганске постоянно действующей выставки-продажи продукции, которая производится в области и предлагается в счет уплаты задолженности перед бюджетом.

Следует отметить, что на столь радикальные меры мы пошли не от хорошей жизни - все прочие не дают желаемого результата. Кассовые поручения, которые выставляются ГНА в Луганской области, выполняются на 6-8%, т.е. списать деньги практически не удается. Закон «О банкротстве» фактически не действует. В 1996-м ГНА в Луганской области передала в арбитражный суд 591 дело, а за пять месяцев 1997 года - 420. Кроме того, в общий суд передано соответственно 189 и 311 дел.

Нынче в области порядка 2 300 предприятий-недоимщиков, дела на взыскание имущества более 1 500 из них находятся в судах, а рассмотрено немногим более 100... Цифра говорит сама за себя. Процедура превращения финансовой задолженности в имущественную в Луганской области, как в целом и по Украине, не действует, в то время, как долги предприятий растут. Кредиторская задолженность в целом по области составляет 5,6 млрд. грн., дебиторская - 3,1 млрд. грн.

На сегодняшний день, благодаря распоряжению, у нас имеются наработки на реализацию продукции на общую сумму 70 млн. грн. С 70 предприятиями и организациями заключены договора. Начали, естественно, с самых крупных. Потому что, к примеру, в Лутугинском объединении по производству прокатных валков, при задолженности по платежам в бюджет 2 млн. грн. остатки готовой продукции и запасы товарно-материальных ценностей на 1 мая 1997 года составляли 45 млн. грн. АО «Завод РТИ» (г.Лисичанск): долги на 1,5 млн.грн., товара - на 30 млн. грн.

Подобных примеров можно привести еще очень и очень много. Мы, конечно, понимаем, что наш метод расчистки расчетных счетов предприятий всех платежных проблем не снимает. Что ж, будем пытаться решить их хотя бы частично.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме