Альтернатива современному коммунальному хозяйству существует

Поделиться
Коммунальное хозяйство страны находится в состоянии системного кризиса. К его энергетической ком...

Коммунальное хозяйство страны находится в состоянии системного кризиса. К его энергетической компоненте добавляются такие составляющие, как неплатежи, моральное устаревание и физический износ оборудования для производства и доставки тепла; отсутствие переработки мусора и органических отходов жизнедеятельности; проблемное снабжение питьевой водой; капитальный ремонт жилищного фонда; отсутствие правовых аспектов изменения формы собственности для приватизации этой сферы с целью внедрения эффективного менеджмента и привлечения инвестиций. Где же выход?

На наш взгляд, выход нужно искать в плоскости системного комплексного подхода: минимизации расходов, использования самых эффективных достижений в области знаний о теплообразовании и теплоснабжении, а также утилизации отходов, инициативы снизу, ее поддержки сверху. В общем, необходимы терпение, немного удачи и много денег. На первый взгляд, проблема финансирования может показаться неподъемной. Но как говорят в Одессе, есть две большие разницы между сегодня и завтра. В процессе реализации проекта создается конкурентная рыночная среда, возможно, наибольшего объема в стране со стабильным спросом.

Для опосредствованной оценки полной емкости этого рынка можно привести предварительную оценку количества электроэнергии, которую нужно произвести для теплоснабжения, — ее нужно в два раза больше, чем производится в стране сегодня. И это на фоне того, что сегодня в стране при установленных мощностях 40 млн. кВт.ч используется только 30 млн.

Бывалые энергетики, услышав, что нужно будет строить новые мощности, категорически возражают. Но давайте посчитаем, сделаем несколько предположений.

Для начала примем, что соотношение сельского и городского населения 30 к 70. Тогда городское население составит 0,7 от 48 млн. (такую цифру недавно назвал президент В.Ющенко) и это будет 33,6 млн. человек. Для удобства последующих расчетов приведем население к количеству подъездов девятиэтажного дома, потому что как раз подъезд девятиэтажки взят за основу расчетов автономной системы отопления. Допускаем, что среднее количество жителей на одну квартиру составляет 3,5, квартир — 36, всего жителей в подъезде 126. Тогда 33,6 млн. : 126 = 266666.

При внедрении нашего проекта установленная мощность теплоснабжения составит 250 кВт.час. Тогда суммарная мощность будет составлять 250 х 266666 = 66,6 млн. кВт.ч.

Если проблему свести сначала к поискам путей выхода из надвигающегося энергетического кризиса в коммунальной отрасли, где газ и нефтепродукты используются для получения тепла (отопления и горячего водоснабжения), то здесь не все так безнадежно, как может показаться.

Несложные расчеты показывают, что при использовании электрических преобразователей тепла с максимальным КПД при условии, что эти преобразователи будут потреблять электроэнергию в период действия льготного тарифа, то есть ночью, накапливая тепло, а потребляться это тепло будет круглосуточно, то уже при стоимости одного кубометра газа в 50 коп. (при сегодняшней цене 40 коп.) наступает баланс стоимости между газо- и электропотреблением.

Ниже приводится пример такого системного подхода, усиленный тем, что для производства тепла используются также альтернативные, то есть возобновляемые источники энергии.

Микрорайонная автономная система отопления и горячего водоснабжения (МАС)

В основу МАС положен принцип применения ночного тарифа оплаты за потребленную электроэнергию и использование альтернативных источников нагрева воды (сжигание твердых отходов, переработка органических отходов в биогаз и удобрения, солнечные коллекторы).

Автономная система отопления базируется на гидротеплогенераторах (ГТГ) и ЖЭЭН (жидкостный электродный электрический нагреватель) с накопителями горячей воды, которые размещаются в подвале дома и отапливают квартиры одного подъезда. ГТГ и ЖЭЭН нагревают воду в системе только во время действия ночного тарифа (с 23 часов вечера до 6 часов утра). В остальное время суток идет постепенное уменьшение количества накопленного тепла, которое снова пополняется в ночное время.

Далее, автономная система горячего водоснабжения должна иметь две составляющие: поквартирные приборы нагрева воды (ЖЭЭН-бойлеры) (90%) и общую систему предварительного нагрева воды, которая базируется на ГТГ и ЖЭЭН и на использовании альтернативных источников нагрева воды, которые размещаются в микрорайонном центральном тепловом пункте (ЦТП-система), что даст не более 10% нужного тепла, но решает проблему переработки отходов. При этом все виды нагрева работают на накопитель горячей воды. Альтернативные источники греют воду в любое время, электрические приборы — только ночью.

ЦТП-система нагрева воды размещается на высвободившихся (в результате замены старых кожухо-трубных водоподогревателей на пластинчатые) площадях центральных тепловых пунктов.

Несомненным преимуществом этого предложения является, во-первых, то, что переход от централизованной системы отопления и горячего водоснабжения к автономной происходит плавно. То есть по мере перехода подъездов домов на автономную систему отопления и горячего водоснабжения уменьшается количество тепла, поступающего централизовано, а горячая вода, выработанная ЦТП-системой нагрева воды, продается предприятиям теплокоммунэнерго. После полного перевода всех потребителей на автономное горячее водоснабжение подача теплоносителя для централизованного горячего водоснабжения прекращается.

Во-вторых, создание в ЦТП переработки твердых и органических бытовых отходов, а именно: бумаги, деревянных изделий, отходов, которые возникают при приготовлении пищи, а также утилизация прессованием пластиковых отходов не должны вызывать у жителей микрорайона, который обслуживается ЦТП, протеста против сдачи рабочим ЦТП отходов отдельно по видам, потому что принятые от них отходы идут на производство теплоносителей для их же квартир. Кроме того, при сжигании твердых отходов образуется зола, которая вместе с остатками органических отходов от производства биогаза представляет собой удобрение, которое здесь же может реализовываться жителям микрорайона насыпью или в расфасованном виде.

Планируется также в ЦТП разместить установку доочистки питьевой воды, где цена воды будет очень конкурентной — не более 50 коп. за 10 литров. То есть человек, который принес отходы, возвращается домой с нужным количеством воды или удобрения. При этом оборудование, которое устанавливается в ЦТП, не только не выделяет вредных веществ больше предельно допустимых норм, но и обеззараживает запахи.

В-третьих, оригинально могут быть профинансированы капитальные расходы на внедрение проекта МАС в жизнь как в пилотной части проекта, так и в серийном варианте.

Участие государства в этом проекте может быть опосредствованным, а именно: ввиду того, что «живых» денег в бюджете на возврат вкладов в сумме 128 млрд. грн. нет (ведь это почти объем доходной части бюджета страны на 2006 год), то можно было бы задействовать механизм ипотечного кредитования вкладчиков Сбербанка, которым должно государство, под гарантии государства, которое взяло бы на себя выплату процентов по кредитам, а это уже по силам бюджету. Саму же сумму кредита вкладчик инвестировал бы в создание и развитие МАС. Вернув кредит за счет прибыльной деятельности структуры, например, паевого общества, которое бы совместно с стратегическим инвестором эксплуатировало созданную МАС, пайщик-вкладчик стал бы полноправным владельцем своего пая и мог бы свободно им распорядиться.

Конечно, на средства населения нельзя положиться, как на стопроцентно необходимую инвестицию. Поэтому львиная доля средств должна быть инвестирована юридическими лицами — частными структурами как стратегическими инвесторами, для привлечения которых необходимо создать благоприятный инвестиционный климат. Предварительные расчеты показывают, что только на саму МАС в масштабах страны нужно около 41 млрд. грн., а на увеличение производства электроэнергии для обслуживания МАС и ее производства потребуется еще больше средств.

Попробуем несложными расчетами обосновать цифру 41 млрд. грн. Один микрорайонный ЦТП обслуживает около 20 подъездов. Тогда количество ЦТП в стране составит 266666 : 20 = 13333. В модернизацию ЦТП нужно вложить около 60000 грн., а в оборудование, которое будет составлять ЦТП-систему горячего водоснабжения, еще 100000 грн. Тогда инвестиций для ЦТП-систем нужно будет 160000 х 13333 = 2133280000, или 2,13 млрд. грн. Автономная система отопления на один подъезд обойдется приблизительно в 73000 грн., и почти столько (72000 грн.) будет стоить оборудование горячего водоснабжения на 36 квартир одного подъезда. Тогда инвестиций на автономные системы теплоснабжения нужно: 145000 х 266666 = 38,6 млрд. грн.

Суммарно инвестиций на внедрение МАС по всей Украине нужно будет 38,6 + 2,13 = 40,9 млрд. грн. Если эту программу выполнить за десять лет, то нужно будет ежегодно инвестировать в создание МАС 4,09 млрд. грн. Энергетикам нужно посчитать, сколько инвестиций потребуется для обеспечения потребления в ночное время 40—60 млн. кВт.ч электроэнергии.

Возможный результат

В результате повсеместного внедрения МАС уменьшится зависимость украинской экономики от дорогого импортного газа, который используется на отопление и горячее водоснабжение. Исчезнет авральная необходимость в строительстве новых гидроаккумулирующих станций для ликвидации перенапряжения в энергосистемах в ночное время при создании новых мощностей в энергетике. Снизится стоимость коммунальных услуг, в том числе за счет переработки отходов на месте их возникновения. К тому же значительно улучшится состояние окружающей среды.

Что же касается социально-экономического эффекта в результате решения проблем со сбережениями населения, корпоративного участия в коллективном бизнесе, создания дополнительных рабочих мест для людей, проживающих в микрорайоне, а также на предприятиях, которые будут производить и эксплуатировать оборудование, входящее в состав МАС, организации сбора мусора на дому у льготных категорий населения за счет привлечения подростков — это тоже будет способствовать росту гражданского сознания и активности населения в реформировании коммунальной сферы, где сегодня человек чувствует себя незащищенным и бесправным.

Кроме того, внедрение МАС стимулирует значительный рост внутреннего потребления продукции металлургической отрасли, что позволит избежать кризиса, который возникнет в связи с ухудшением конъюнктуры на внешних рынках. Поспособствует это и росту объемов производства машиностроительной отрасли, а также ее экспортного потенциала. При этом исчезнет необходимость в последующей масштабной газификации сел, потому что тепло будет выработано «ночным» электричеством, а для приготовления пищи вместо газовых баллонов будет использоваться биогазовая установка.

Сопутствующие технологии позволят снизить себестоимость и улучшить качество водоподготовки, а также утилизировать канализационные стоки путем их переработки и обеззараживания.

Получит толчок к развитию и банковская система, ипотека и инвестиции населения в электроэнергетику стабилизируют гривню, исчезнет необходимость в привязке ее к доллару, а инфляция будет регулироваться не только монетарными методами.

Таковы возможные перспективы внедрения автономных систем отопления и водоснабжения. Или в Украине они никому не интересны?! Неужели проще жаловаться из года в год на коммунальные службы и жить в полухолодных квартирах?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме