В недрах Минэнерго РФ в июле было подготовлено видение будущего энергетического сектора в условиях западных санкций. Документ назван «Последствия санкций для российской энергетики». Сразу бросается в глаза появление новых статистических позиций по экспорту в недружественные и дружественные страны.
Нефть из России vs нероссийская нефть
Посмотрим более подробно на нефтяной сектор документа. Интересно то, что экспорт нефти в недружественные России страны составляет 141 млн тонн из 230 млн, которые были проданы за рубеж в 2021 году. В дружественные страны, соответственно, поступило 89 млн тонн. Прогнозируется, что в 2022-м экспорт нефти вырастет до 255 млн тонн. Международное энергетическое агентство дает совсем другой прогноз — объем экспорта останется на уровне предыдущего года. С учетом высоких мировых цен на нефть основные доходы, обеспечивающие дальнейшую агрессию России в Европе и агрессию против Украины, увеличатся, и денежный поток для этого обеспечат недружественные страны той же Европы.
Констатируется, что страны Евросоюза смогут отказаться от морского импорта российской нефти уже к 2023 году, а от трубопроводного — к 2027-му. Очевидно, что последнее обусловлено действиями троянского коня Кремля в ЕС и НАТО по фамилии Орбан.
Отмечается, что в случае снятия санкций с Тегерана иранская нефть заместит 50% поставок российской на рынок ЕС — 1,4 млн баррелей в сутки из продолжающих поступать 2,7 млн.
А вот о саудовской нефти, уже успешно замещающей российскую, почему-то не упомянули. Как не упомянули и об американской нефти, которой все больше на глобальном рынке, а с 2023-го будет еще больше. Предполагаю, что не упомянули потому, что это не вписывается в картину преодоления нефтяного эмбарго ЕС.
Динамика поставок саудовской нефти на рынок Евросоюза довольно впечатляющая за первое полугодие 2022 года. По подсчетам агентства Bloomberg, 1,2 млн баррелей нефти в сутки с Аравийского полуострова поступает в Европу по двум маршрутам — танкерами в порты Северной Европы (на рис. обозначено черным) и по трубопроводу Sumed через Египет и дальше танкерными партиями в порты стран Южной Европы (малиновым). Поставки в Северную Америку (синим) и Азию (желтым) практически обнулились. Также нарастает динамика поставок иракской нефти в ЕС.
Нефтяное оружие Кремля: еще намерение или уже план?
В документе уделено внимание дефициту нефти на глобальном рынке. Если экспорт нефти из России прекратится, а это 3,3 млн баррелей в сутки, то тогда, мол, цены вырастут до 250 долл. за баррель. Таким образом, это косвенно свидетельствует, что в Кремле отрабатывают вариант применения нефтяного оружия против ЕС, чтобы заставить Запад пересмотреть санкционный режим против России и прекратить помогать Украине. Прогноз по ценам явно манипулятивный, ведь подобную ситуацию глобальный нефтяной рынок переживал не так давно — в сентябре 2019 года. Из-за ударов иранских крылатых ракет и беспилотников по крупнейшему в мире нефтеочистительному комплексу Абкайк в Саудовской Аравии 14 сентября глобальный рынок мгновенно потерял 5,7 млн баррелей в сутки, что составляло 5% мирового экспорта. Ценовой скачок составил 12–19%. За две недели рынок компенсировал потерю, и цены стабилизировались.
Поэтому обнуление российского нефтяного экспорта в Европу, если в Кремле примут такое решение, хоть и приведет к ценовому скачку, но он не вызовет роста цены в 2,5 раза. 130 долл. США за баррель может быть, а вот 250 разве что в том случае, если Россия под чужим флагом нанесет сокрушительный удар по уже упомянутому выше Абкайку и терминалу Рас-Танура в Саудовской Аравии. Но такое уже не пройдет без немедленной отплаты со стороны США, потому что на берегах Потомака это расценят не как игрища на нефтяном рынке, а как попытку повлиять на результаты промежуточных выборов в Конгресс, подкосив позиции демократов. Да и желающих заместить российские поставки точно будет немало.
Поход на Восток
В указанном документе также речь идет о том, что России необходимо переориентировать с европейского на другие рынки 108 млн тонн годового объема экспорта нефти. Собственно, это суммарный объем отгрузки нефти из портов Балтики и Черного моря, а также поставки по нефтепроводу «Дружба». Переориентация, конечно, на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), на дружественные страны Азии. Однако отмечаются серьезные проблемы — нехватка западных технологий, оборудования и отсутствие критически необходимых аналогов российского производства. Да и с танкерным флотом для поставок нефти из европейских терминалов России в АТР тоже проблема. И с портовой инфраструктурой проблемы. Вследствие западных санкций инвестиции в объеме 12–17 трлн руб. (примерно 200–280 млрд долл.) резонно признаются оказывающимися под угрозой.
Вместе с тем в документе предлагается, несмотря ни на что, утвердить план развития трубопроводной инфраструктуры для переориентации поставок на дружественные рынки. Конечно, снова фигурируют импортозамещение в части нефтяного машиностроения и строительство собственного танкерного флота. Интересно, что в одном месте необходимость в дополнительном количестве нефтеналивных судов оценивается в 70 единиц, в другом — в 200, а в третьем — еще больше. Ставка делается на строительство танкеров на собственных судостроительных мощностях. При этом в отрасли хорошо известно, что в действительности это не по силам РФ, поэтому крупный заказ уже сделали южно-корейской Samsung Heavy Industries. Российская «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) не в состоянии самостоятельно полным циклом строить современные нефтеналивные суда, тем более высшего ледового класса, адаптированные для арктических морей, а нужны именно такие танкеры. На самом деле, по оценкам российских отраслевых экспертов, потребность составляет около 30 танкеров для того, чтобы обеспечить регулярные перевозки арктической нефти с мегапроекта «Восток Ойл», который, по сути, является единственным стратегическим проектом РФ на ближайшую перспективу.
Согласно документу ставка делается именно на «Восток Ойл», который предусматривает разработку нефтяных месторождений в арктической зоне Красноярского края, строительство нефтепорта «Бухта Север» на полуострове Таймыр с полной проектной мощностью 100 млн тонн перевалки нефти в год со строительством 770-километровой нефтепроводной системы к этому порту с Ванкорского кластера (15 месторождений). Таким образом, по инерционному сценарию развития отрасли, в 2030-м удастся переориентировать нефтяной экспорт с Запада на Восток, минус 108 млн тонн из недружественных стран, плюс 98 млн тонн — в дружественные. Вот только стоит вопрос, что это не выглядит как переориентация существующего нефтяного экспорта, ведь на Восток пойдет новая нефть из новых арктических месторождений. Очевидно, что обводненные и исчерпавшиеся месторождения Южного Урала, Поволжья, Западной Сибири, из которых нефть идет на экспорт через балтийские и черноморские порты, будут заброшены как малоперспективные со всеми последствиями для экологии Татарстана, Башкортостана, юга Тюмени.
Опять же, санкции, о которых упоминается между делом, не позволяют закупить необходимое западное оборудование, и упомянутая выше Samsung Heavy Industries уже сообщает о перенесении сроков строительства танкеров по заказу «Роснефти». Показательно в этом контексте то, что другая южно-корейская компания Daewoo Shipbuilding&Marine Engineering уже расторгла контракт на строительство СПГ-танкеров для газового арктического проекта «Новатека» — «Арктик СПГ-2». Не исключено, что подобное ожидает и «Роснефть».
Что хочет услышать Кремль
Еще один интересный аспект документа заключается в том, что он не содержит прогноз на 2023-й и 2024 год. Обнадеживающий прогноз сделан на 2030 год, мол, все будет в итоге хорошо, а вот турбулентные ближайшие два года разработчики вниманием обошли. Конечно, прогноз на 2022-й, сделанный уже по итогам шести месяцев, ярко демонстрирует рост нефтяных доходов — 11,5 трлн руб. (около 191,4 млрд долл. по текущему курсу) вместо 8,3 трлн в прошлом году (почти 112,7 млрд долл. по средневзвешенному курсу 2021-го). Эти цифры в достаточной степени отвечают реалиям, так что можно сделать вывод, что денег на ведение войны в 2023 году у Кремля хватит. А в 2024 году, после начала нефтяного эмбарго ЕС (за исключением поставок по нефтепроводу «Южная Дружба»), ситуация кардинально изменится. Поэтому и было принято решение об увеличении численности ВС РФ на 137 тыс. человек пушечного мяса, пока есть деньги.
Учитывая объем прогнозируемых доходов, предполагается и увеличение инвестиций на проекты расширения добычи и строительства дополнительной инфраструктуры. Расписано, кому и сколько средств может достаться «на распил». Понятно, что российское машиностроение мало на что способно, поэтому там будут идти проверенным советским путем кражи западных технологий.
А значит, необходимы санкции прежде всего против компаний, на которые делается ставка для преодоления или обхода санкционных ограничений. Это, в частности, ЦКБ «Коралл» Объединенной судостроительной корпорации, которая должна построить льдоустойчивые мобильные буровые платформы, «Росатом», «Ростех» и ТМК — обеспечить технологии промышленной разработки трудноизвлекаемых залежей и трубную продукцию, «Роскосмос» — обеспечить выпуск оборудования для многостадийного фрекинга пластов при добыче нефти, «Химпром», «Акросс», «Спецпетросервис» — произвести специализированную химическую продукцию для бурения скважин, «Пакер Сервис», ТСС — технологии «интеллектуальных скважин», «Новомет-Пермь» и ПК «Борец» — насосное и другое необходимое оборудование для скважин. Эти и ряд других компаний должны освоить в целом 0,9 трлн руб. инвестиций на новые проекты (почти 15 млрд долл. по текущему курсу).
Показательно, что самый лакомый кусок подрядных работ, оцененных в 372 млрд руб. (примерно 6,2 млрд долл. по текущему курсу), по роботизированным решениям и интеллектуальным программно-аппаратным комплексам для бурения скважин остался без потенциальных подрядчиков. Очевидно, авторы документа понимают, что в РФ просто некому это поручить. Откровенно зафиксировано отсутствие качественных российских аналогов в условиях, когда 90% необходимого программного обеспечения для отрасли были зарубежными. Но без этого, да еще и в условиях высоких широт вряд ли спроектированные 27 млн погонных метров эксплуатационных скважин удастся набурить на протяжении нескольких лет. И «программы технологического суверенитета» вряд ли поспособствуют этому. Скорее всего, это прикрытие для «распила» 5,3–6,6 трлн руб. (88–110 млрд долл.), которые предлагается выделить до 2030 года в целом на энергетику, но львиную его долю как раз и планируется «освоить» именно в нефтяном секторе.
Проблемы в отрасли автоматически вызывают и проблемы в секторе переработки нефти и выпуска и экспорта нефтепродуктов. Ставка при этом делается на Китай, которому с невиданной щедростью готовы заказать почти на 930 млрд руб. (около 15,5 млрд долл.) разного оборудования — установок гидрокрекинга, риформинга, гидродепарафинизации и другого оборудования для переработки нефти и выпуска продуктов нефтехимии. На Китай и частично на Индию делается ставка при поставках катализаторов, топливных присадок, запчастей для НПЗ.
Кому служит «планов громадье»
«Планов громадье» написано специально с расчетом на будущие «распилы» корпоративного бюджета государственной «Роснефти» и местных «бюджетов развития» арктического региона, где будут прокладывать трубопроводы, строить нефтепорт, всю сопутствующую инфраструктуру в экстремальных климатических условиях Арктики. А это означает, что можно устанавливать специальный повышающий коэффициент затрат на выполнение работ и спокойно списывать миллиарды за работы, которые реально обойдутся на порядок дешевле. Путинская клептократия в законе и в действии. Кооператив «Озеро», очевидно, готовит себе новую кормушку. С Путиным или без него, но с войной в Европе, которая все спишет.
При анализе документа в целом складывается впечатление, что он из разряда дезинформационных, прежде всего для Кремля, который по давней советско-российской традиции должен услышать то, что он хочет слышать, то есть что западные санкции не работают, мы все импортозаместим и построим сами. Ну и за пределы РФ делается соответствующий слив информации таким образом, чтобы некоторые документы, на вид закрытого характера, попадали за рубеж для «тщательного анализа» с тем, чтобы подтолкнуть «недружественные страны» к нужному для Кремля выводу — санкции не работают, их нужно пересматривать.
Но на самом деле такого рода документы позволяют сделать основной вывод: санкции работают и досаждают, хотя сами по себе не могут остановить агрессора. Поэтому надо усилить санкционные режимы, особенно потому, что Кремлю из-за слабодушия европейского политикума удается пробивать разные дырки и прокладывать обходные маршруты. В Минэнерго РФ прекрасно понимают, что санкции работают, поэтому и не дали прогноз на 2023-й и 2024 год, поскольку это может разозлить кремлевского фюрера. Поэтому лучше нарисовать «светлое будущее» на 2030 год. Министр Николай Шульгинов убежден, что в Кремле к тому времени будет другой персонаж.
Больше статей Михаила Гончара читайте по ссылке.