Четверг в Верховной Раде выдался чрезвычайно нервным. Имплементация результатов референдума, Налоговый и Бюджетный кодексы, другие законы — все проходило на ура. Да поставь Иван Степанович на голосование проект уложения о привилегиях дворянства или какой-нибудь партийный манифест и намекни, что такова воля Банковой, — были бы, вероятно, приняты и они. Хотя бы в первом чтении.
Но нас по традиции интересует закон об особенностях приватизации «Укртелекома». Увы, второе (и последнее) чтение документа подтвердило худшие опасения автора: если и быть неожиданностям, то на почве льготной подписки. А ведь «ЗН» еще в № 20 за нынешний год всех предупреждало...
Естественно, горячка с выставлением на второе чтение приватизационного закона объяснялась самыми что ни на есть уважительными причинами — обязательствами перед МВФ, к примеру. Или необходимостью обеспечить уже в 2001 году поступления от приватизации в размере 10 млрд. грн. Подготовленные ко второму чтению закона таблицы были розданы депутатам во вторник, но, судя по всему, были еще две странички депутатских поправок, которые автору этих строк так и не удалось увидеть воочию, но на которые ссылался докладывавший закон в поистине фронтовых условиях сессионного зала председатель комитета по строительству, транспорту и связи Юрий Крук.
Оставим в стороне все уже писаные-переписанные особенности приватизации «Укртелекома», которые на втором чтении были лишь подтверждены: продажа минимум 25 процентов уставного фонда на открытых торгах промышленному инвестору; закрепление в госсобственности 50 процентов плюс одна акция; возможность льготной подписки на акции для членов трудового коллектива и приравненных к ним лиц; схема распределения средств между телекомом, бюджетом и Минобороны (30:60:10). Оставим в стороне и некоторые новации, как-то: аудит за последний год, возможность для инвестора получить в управление «до половины» (так в законе. — Н.Я.) закрепленного в госсобственности пакета акций. Сосредоточимся на двух деталях — достаточно странных и с ходу как бы необъяснимых. Я имею в виду два увеличения размера уставного фонда ОАО «Укртелеком».
Первое предписывается провести в месячный срок еще на подготовительном этапе приватизации: как сообщил автору этих строк автор поправки депутат Алексей Костусев, уставный фонд с учетом индексации (последней?) основных фондов должен вырасти с 2,5 млрд. гривен до 4,8 млрд. Второе увеличение, как явствует из текста закона, произойдет уже после выполнения плана размещения акций. Получив от инвестора энную сумму за 25-процентный пакет, государство «отстегнет» от нее 30% «Укртелекому». Но не подарит, а оформит свою дополнительную долю в уставном фонде ОАО путем дополнительной эмиссии акций.
На вопрос, зачем эти дополнительные хлопоты, зачем возня с уставным фондом, традиционно мешающая приватизационным процессам, депутаты предпочитают отвечать крайне невнятно. Курирующий приватизацию «Укртелекома» заместитель председателя Фонда госимущества Вадим Васильев по давно сложившейся традиции избегает контактов с прессой. Что же остается прессе делать? Правильно — перебирать варианты.
Версия первая, нелогичная: увеличение уставного фонда в соответствии с индексацией — это происки сил, желающих правдами и неправдами затормозить процесс приватизации самого козырного нашего предприятия, гордости страны и единственной надежды бюджета-2001.
Непохоже. Хотя бы потому, что трудно, нет — практически невозможно представить в роли «темных сил» г-на Костусева, возглавляющего, как известно, комитет ВР по экономической политике и много усилий за последние полгода приложившего к совершенствованию приватизационного законодательства. К тому же, что значит задержка на два-три месяца (а именно столько, при удачном раскладе, займет юридическое оформление нового размера уставного фонда) на фоне как минимум года, который уйдет на подготовку и собственно продажу «Укртелекома»? Противники приватизации, если бы таковые нашлись, могли бы избрать и более простой путь для достижения своей цели — к примеру, срыв принятия закона во втором чтении.
Версия вторая, тоже «не очень»: увеличение уставного фонда записали в законопроекте по просьбе руководства Фонда госимущества. ФГИ таким образом рассчитывает повысить реальную стоимость выставляемого на продажу 25-процентного пакета акций.
Ну, это предположение и вовсе для дилетантов. Со времени, когда двери ФГИ закрылись за Владимиром Тимофеевичем Лановым, никто в приватизационном ведомстве в игры с увеличением уставного фонда не играет. И нынешний председатель Фонда г-н Бондарь не раз и не два объяснял журналистам, что нет и не может существовать прямой зависимости между ростом размера уставного фонда и рыночной стоимостью предприятия. А то, что в случае с «Укртелекомом» речь идет о стоимости именно рыночной и оценка пакета акций будет производиться по экспертному методу, с учетом результатов продаж телекомов в других постсоветских государствах, кажется, никто нынче сомнению не подвергает.
К тому же если самая что ни на есть приблизительная стоимость 25-процентного пакета акций нашего телекоммуникационного монополиста составляет 548 млн. долл. (эти данные приводились в пояснительной записке для депутатов, подготовленной ФГИ к первому чтению закона), то, чтобы соответствовать этой сумме, весь уставный фонд должен потянуть не меньше чем на 2 млрд. долл. При чем тогда тут 4,8 млрд. гривен?
Версия третья, о дополнительной эмиссии. Эмиссию придумали те, кто хочет «обидеть» инвестора и расстроить его планы по покупке акций. Поскольку даже если предположить, что пакет будет приобретен практически по стартовой цене, то 30% его стоимости, которые будут оформлены в виде допэмиссии и тем самым увеличат долю государства, автоматически процентов эдак на два-три сократят долю покупателя. И он так же автоматически утратит свой блокирующий пакет.
Контрвопрос: а зачем, собственно, огород городить? Думаете, инвестор — дурак? Зная о допэмиссии, которая явно не в его пользу, он сделает все для того, чтобы оставить государство Украина с носом и не выложить ни одного лишнего миллиона долларов сверх того, что будет определено стартовой стоимостью пакета. И будет прав: в таких условиях соглашаться на более высокую цену — значит наращивать 30% на развитие «Укртелекома» и, соответственно, собственноручно урезать свой пакет.
На руку ли нашим парламенту и правительству такое развитие событий? Лучше уж заблокировать принятие закона (см. первую версию).
Версия четвертая, автору весьма неприятная. А что если рассматривать обе операции с уставным фондом в комплексе, да еще в связи с проголосованной депутатами поправкой № 88 Дениса Костржевского к ст.10 закона? Цитирую: «Руководители, их заместители, главные специалисты и руководители структурных подразделений предприятия («Укртелекома». — Н.Я.) имеют право на дополнительное приобретение акций ОАО «Укртелеком» на общую сумму 5 процентов уставного фонда общества.
Льготная продажа для всех категорий работников осуществляется одновременно и проходит перед всеми другими видами продаж. Цена одной акции при льготной продаже, предусмотренной этой статьей, устанавливается на уровне половины номинальной стоимости акции».
Схема вырисовывается просто замечательная. При уставном фонде в 2,5 млрд. грн. директорат получил бы акций на 125 млн., а заплатил за них — из расчета полноминала — всего 62,5 млн. Если плясать от 4,8 млрд., цифры иные — 240 млн. и 120 млн. соответственно. На первый взгляд, зачем платить больше, как той барышне из рекламы «Доси»?
Возможно, и не стоило бы, но ведь грядет допэмиссия, о которой инвестор предупрежден и последствия которой он, вероятнее всего, постарается минимизировать. Каким образом? Вариантов ровно два: скупая недостающие до блокирующего (25% плюс одна акция) пакета бумаги либо у разрозненных работников предприятия и пенсионеров, либо — у достаточно сплоченной укртелекомовской верхушки. Какие-то дьявольские силы нашептывают, что больше шансов у второго варианта. Чур их, чур! Хотя... Если вернуться к приведенным в предыдущем абзаце цифрам, то операция представляется обоюдовыгодной: инвестор не «надрывается» при оплате 25% пакета — зачем платить больше, если можно скупить «руководительские» акции по номиналу, а то и дешевле? Если на минутку (только на минутку!) предположить, что речь пойдет о выкупе всех 5% и по номиналу, то без индексации уставного фонда ОАО теоретический «приварок» высокопоставленных льготников мог бы составить 62,5 млн. грн. А с индексацией — уже 120 млн. И все по закону, все юридически чисто. Ах, какая жалость, что уставный фонд нельзя индексировать до бесконечности!
Конечно, если развивать нашу версию до конца, то вырученную сотню миллионов руководители «Укртелекома», как люди кристально честные и порядочные, непременно вложат в какой-нибудь благотворительный фонд. Или бесплатно телефонизируют какую-нибудь деревню (город, поселок, возможны варианты). Или поддержат на выборах какую-нибудь дружественную политическую силу. Экология, знаете ли, в нашей стране ни к черту...
А с другой стороны... Ну что значат какие-то 120 млн. грн. на фоне решения огромной экономической и политической важности — «Укртелеком» приватизации подлежит! И ныне, и присно, и вовеки веков...
Если у официальных лиц и экспертов найдутся официальные комментарии к только что принятому закону — мы тут же откажемся от своих домыслов, возникших исключительно на почве отсутствия достоверной информации, и опубликуем правильную точку зрения. Особенно хотелось бы услышать что-нибудь на тему прозрачности приватизации…