Всю середину лета правительство перекраивало энергорынок. Причем дело коснулось не только банального выдавливания денег с облэнерго, но и более фундаментальных, законодательных изменений. Главным из них было принятие поправок к Закону «Об электроэнергетике». Согласно внесенным изменениям все средства, собранные от потребителей, должны поступать на расчетный счет «Энергорынка». И поступать они должны исключительно в денежной форме…
Нетрудно представить, что подобные изменения не вызвали у облэнерго бурного восторга — собираемых с потребителей средств у них явно недостаточно для полного расчета с энергорынком. А владельцы приватизированных облэнерго вообще всегда стремились «закрывать» долги перед рынком всевозможными низколиквидными активами (векселями и пр.) За счет применения подобных схем «суррогатных расчетов» реальная рентабельность могла составлять от 50—70% годовых и выше. Вряд ли перспектива перечислять в энергорынок все собираемые деньги, а самим работать с рентабельностью, близкой к нулевой, вызывает у них восторг.
Но правительство на это и не рассчитывало. Оно явно стремилось вызвать у них иное чувство — страх… И, надо сказать, в этом весьма преуспело. Правда, запугало оно не только приватизированные облэнерго, а буквально всех подряд. 19 июля появилось постановление №1139, скромно именуемое «Об утверждении порядка применения санкций за нарушения законодательства об электроэнергетике». Незатейливое название скрывает документ редкой убойной силы…
Справедливости ради отметим, что в какой-то мере облэнерго его сами спровоцировали. По словам замминистра топлива и энергетики Александра Светелика, своей работой они уже «достали» генерацию. Действительно, ситуацию, когда в качестве оплаты за отпущенную электроэнергию приходят почти ничего не стоящие «фантики», нормальной не назовешь. Однако дело ведь не только в приватных облэнерго (их доля на рынке меньше четверти); основные неплатежи по-прежнему приходятся именно на государственные облэнерго. А в конце концов все упирается в наличие многочисленных «неотключаемых», а поэтому и плохо платящих категорий потребителей.
Любопытно, что появление этого постановления прошло тихо и почти незаметно. Очевидно, сказалось и то, что власти уже продемонстрировали практически полную нечувствительность к истерикам, закатываемым в контролируемых энергоолигархами СМИ. Что касается парламента, то он на каникулах, да и там многие уже убедились, что «против танка не попрешь».
Между тем документик заслуживает очень пристального изучения. Основной его идеей можно считать следующую — «плохо платишь, значит, твоей компанией будет управлять кто-то другой». Идея довольно-таки здравая, но вот исполнение…
По словам руководителя управляющего счетом оптового рынка госпредприятия «Энергорынок» Юрия Продана, постановление готовилось быстро, так как «в противном случае мы бы не успели; недельная задержка — и постановление могли бы и не подписать». Одним из последствий спешки стало то, что документ оставляет полный простор для творчества чиновника любого ранга. Однако это мало тревожило его разработчиков, так как постановление направлено, похоже, против вполне конкретных приватизированных облэнерго. Ценность его в том, что, по мнению правительства, оно меняет позицию сторон. Ранее правительство могло только пытаться подать в отношении облэнерго иск и требовать применить процедуру банкротства, что в условиях юридически неопределенных (это за пять-то лет) взаимоотношений в энергорынке, долгой процедуры рассмотрения быстрых результатов не обещало. Кроме того, создавалась ситуация, когда облэнерго сохраняло контроль над поступающим финансовым потоком, что помимо прочего позволяло из него же оплачивать и судебные издержки. Теперь же можно быстро вводить внешнее управление, а уже потом судиться с владельцами.
Поводом для введения внешнего управления может быть следующее:
результаты проверки НКРЭ деятельности поставщика электроэнергии;
материалы правоохранительных, налоговых и других (!) органов о соблюдении энергопоставщиком законодательных и других (!) нормативных актов об электроэнергетике;
любые иные материалы об их деятельности (в т.ч. статистическая отчетность, балансы).
Согласитесь, что под такую формулировку нетрудно подогнать что угодно, вплоть до жалобы инспектора санитарного надзора… Впрочем, чиновнику отдано право не только карать — он же может и миловать. В частности, он может учесть не только «степень допущенных нарушений и причины их вызвавшие», но и общее финансовое положение поставщика и его роль на рынке электроэнергии.
После этой оценки и начинается введение управления. Кстати, по крайне упрощенной процедуре. Принимается предупреждение НКРЭ, на которое поставщик в трехдневный срок обязан дать ответ. В нем он также должен указать сроки устранения нарушений… Если это не удовлетворит НКРЭ, то тогда комиссия начинает процедуру введения управляющего или временной администрации.
Происходить это будет быстро, причем возможно даже без предупреждения самой энергокомпании.
Управляющим может быть должностное лицо НКРЭ, либо юридическое лицо с опытом работы в энергетике более года (т.е. на выбор, с полтысячи фирм), или даже физическое лицо с соответствующим опытом работы, в общем, почти кто угодно. При этом сотрудник НКРЭ приступает к управлению немедленно, а в других случаях с управляющим подписывается контракт.
Управление может вводиться на срок до одного года, а затем быть продлено еще на полгода. Кроме этого, могут еще на год приостановить лицензию на поставку электроэнергии. По истечении года лицензию могут вообще аннулировать.
Цель этого «джентльменского набора» состоит «в приведении деятельности энергопоставщика в соответствие с действующим законодательством».
Однако, главными, пожалуй, являются следующие функции управляющего: он осуществляет полномочия органов управления компании и в случае необходимости обеспечивает комплексную проверку деятельности энергопоставщика и сверку его финансовой отчетности с фактическим положением дел, в том числе и с помощью внешнего аудита, НКРЭ и других специалистов. Он также проверяет «договорную, бухгалтерскую, кассовую и иную документацию». Естественно, что обо всех нарушениях он уведомляет не только НКРЭ, но и «правоохранительные и контролирующие органы». Другими словами, это просто мечта налоговой — «суперпроверяющий во главе компании».
С функциями контроля все хорошо, перспективы великолепные — в любом облэнерго он найдет если не схемы «отката» денег «за кордон» (о них налоговой и сейчас достаточно известно), то, как минимум, недоперечисление средств. Однако не ясно, что же произойдет с самим сбором платежей — останутся ли у него после всех многотрудных проверок силы и средства на их сбор? Тем более, уж что- что, а противодействие руководства самого облэнерго и его собственников почти гарантировано. Хотя... управляющий фактически ничем не рискует, ибо какой-то ответственности за плохое управление нет. И если с юридическими и физическими лицами еще можно будет подписать договор, предусмотрев там какие-то санкции, то сама НКРЭ может назначить управляющего просто приказом…
Похоже, разработчики впопыхах забыли, что документ принимается не против конкретного облэнерго, а носит общий характер. Кстати, еще весной этого года идея создания региональных расчетных центров захлебнулась именно из-за отсутствия гарантий ответственности управляющего этим центром. Сейчас же она вообще не предусмотрена.
В конце июня должно было состояться показательное начало введения института внешнего управления в «Сумыоблэнерго». Эта компания, похоже, вообще стала испытательным полигоном для отработки технологий (как защит, так и нападения). Впрочем, само облэнерго мало похоже на подопытного кролика, так как тоже достаточно зубасто.
Эта компания быстро начала контригру, прибегнув к популярному ныне приему подачи иска в суд. В нем она утверждает, что постановление №1139 в части, относящейся к пункту о введении внешнего управляющего, противоречит трем статьям Конституции, законам «О предпринимательстве», «О предприятиях», «О хозяйственных обществах». Поэтому облэнерго требует в Высшем арбитражном суде Украины отменить эту часть постановления. Причем «до вынесения решения ВАСУ по направленному иску «Сумыоблэнерго» категорически возражают против назначения временного управляющего и его присутствия на территории ОАО». Подобным методом можно достаточно надолго отсрочить введение внешнего управления. Тем более что недавно, ссылаясь на законодательство, облэнерго уже отбилось от введения в нем налоговых постов. Приняты и другие меры, в частности акционеры в случае необходимости намерены провести внеочередное собрание, на котором рассмотрят сложившуюся ситуацию.
Пока же вопрос введения внешнего управления перенесен на сентябрь. Сама НКРЭ вовсе не горит желанием так «подставляться». За прошедшие пять лет основным правилом комиссии было такое: «в крупные конфликты не вмешиваться, там башку открутят». Теперь же, похоже, эту довольно миролюбивую организацию хотят бросить на амбразуру, предложив стать «карающим мечом правосудия». От подобных перспектив голова если и кружится, то уж никак не от восторга: слишком уж велик список предшественников, которые обожглись на этой теме.
Впрочем, сейчас, в условиях тотального давления на облэнерго, мнение самой НКРЭ ровным счетом никого не интересует — как скажут, так и сделает. Тем более что, повторюсь, давление дает плоды. На заседании НКРЭ можно ныне услышать дивные речи, какие полгода назад не приснились бы даже во сне. К примеру, речь представителя приватизированного облэнерго, обещавшего в июле перечислять в «Энергорынок» живыми деньгами до 50%, а к концу года — до 70%. Для сравнения: в первом полугодии живыми деньгами «Сумыоблэнерго» уплатили 9,8%, а в 1999 году — 2,7%.
Чуть позже правительство, принявшее меры, разрешающие отключать должников, едва не похвалили. Хотя выговорить фамилию Тимошенко все-таки не смогли, ограничась формулировкой «та вице-премьер, которая сейчас курирует ТЭК».
Так что определенной цели — увеличения сбора денег — правительство достигло. Даже в случае отставки Ю.Тимошенко тем же «Сумыоблэнерго» уже вряд ли удастся и дальше избегать оплаты деньгами. Ведь теперь это уже противоречит законодательству. Впрочем, законодательство ведь можно и изменить, желающих хватит, в том числе и в парламенте. Как ностальгически отметили на заседании НКРЭ, старый вариант закона был таким европейским. Правда, можно отметить, что оплата была совершенно украинская.
Впрочем, украинскими являются и нынешние методы борьбы. Сейчас поставлена задача попробовать ввести внешнее управление во всех приватизированных энергокомпаниях. Кстати говоря, в Луганске это произошло явочным порядком еще в мае. А Кировоградская обладминистрация не против ввести его и на своем облэнерго. Так что юристы частных облэнерго без работы не останутся.
Однако, сказав «А», надо говорить и «Б». Тем более, что «сырые» документы под «конкретного заказчика» имеют неприятное свойство рикошетить. Не успело правительство принять законодательство о денежной оплате, как само же было вынуждено инициировать взаимозачеты.
А кроме того, у облэнерго есть не только обязанности, но и права. В частности, если госучреждения в первом квартале рассчитались на четверть, а во втором — аж наполовину, то и облэнерго надо куда-то девать убытки. И когда Юлия Владимировна не без гордости говорит о том, что «мы не пропустили денежные средства через счета облэнерго, а сразу перечислили их в «Энергорынок», то стоит помнить и то, что с этих средств и распределительные энергокомпании должны были получить свою долю. Хотя в энергетике уже давно идет война, но все-таки стоит соблюдать правила. Трудно не согласиться с мнением о том, что нельзя устойчиво работать в условиях, когда правила меняются раз в месяц.
Право силы у нас зачастую превосходит силу права, но стоит помнить затасканное, но верное выражение: «Штыки — хороший аргумент, но долго сидеть на них неудобно».