Без ГАЭС, как без рук
Как ни парадоксально это прозвучит, но закрытие Чернобыльской АЭС и запланированный на вторую половину 2004 года пуск новых реакторов-тысячников на Ривненской и Хмельницкой атомных электростанциях косвенно повлияли на один из крупнейших, еще советских долгостроев на Буковине. Речь идет о строительстве уникального энергетического объекта Украины — Новоднестровской гидроаккумулирующей станции — шестого (!) по масштабам сооружения в мире, возведение которого началось еще в 80-х годах прошлого века. Общая проектная мощность всех трех пусковых комплексов ГАЭС достигает почти 2,3 тысячи мВт. Общий экономический эффект для области при вводе в эксплуатацию всех трех блоков составлял бы ежегодно не менее 200 млн. грн.
Скептики могут спросить: ну какая связь между ужасающей, с привкусом горечи АЭС на Припяти, мощными атомными электростанциями и каким-то, пусть и гигантским, энергетическим аккумулятором, которым, собственно, и является Днестровская ГАЭС? Оказывается — непосредственная. Поскольку АЭС работают в непрерывном режиме и электроэнергию вырабатывают круглосуточно, но ночью ее потребляется намного меньше, чем днем, то возникает проблема ее эффективного хранения. Именно достижению большего экономического эффекта от пуска двух новых энергоблоков и будет служить так называемая «пиковая» Днестровская ГАЭС, которая ночью будет накапливать выработанную на АЭС электрическую энергию, а днем отдавать ее потребителям, тем самым компенсируя Украине нехватку энергомощностей в часы пик. Вот почему только после принятия политического решения о вводе в действие новых атомных реакторов на двух упомянутых западноукраинских АЭС, также вызванного закрытием Чернобыльской АЭС, судьба ГАЭС, расположенной на границе Черновицкой и Винницкой областей, была решена окончательно.
О том, что выбор в пользу буковинского объекта был не механическим, свидетельствует хотя бы тот факт, что о похожем на наш — в Ташлыке — решили до поры до времени забыть. Более того, кто бы на тот момент ни занимал кресло куратора отрасли в ранге вице-премьер-министра или министра, чиновники от топлива и энергетики твердили: «После ввода в действие блоков на АЭС все усилия будут направлены на достройку Днестровской ГАЭС». Учитывая стратегическое значение энергетики для безопасности государства, решено также прекратить поиски потенциальных инвесторов и оставить всю ГАЭС в государственной собственности. Сейчас Минтопэнерго Украины принадлежит более 87% акций ОАО «Днестровская ГАЭС», юридическому лицу — 12,6%.
Завершение строительства ГАЭС ожидается
не ранее 2055 (!) года
Бывая на Буковине, политики разного уровня считали необходимым обязательно посетить ГАЭС, слушали жителей самого молодого города Украины — Новоднестровска, знакомились с их проблемами, говорили сами, сокрушенно качали головой и... уезжали. До следующей избирательной кампании. Разморозить «активное консервирование станции», как шутя называли темпы сооружения объекта сами строители, не удавалось ни с помощью средств Всемирного банка, ни за деньги частных инвесторов, в частности, американской ESI E&C Co, которой отказали в сотрудничестве на том основании, что ее специалисты не смогли профинансировать и выполнить необходимые работы в полном объеме. Для позитивного влияния на критическую ситуацию планировалось даже объединить две энергокомпании — на Днепре и Днестре — в национальную акционерную компанию «Укргидроэнерго». Кроме того, для пополнения оборотных средств Фонд госимущества и ОАО «Днестровская ГАЭС» увеличили уставный фонд станции на 35%, что позволило дополнительно выпустить 26,1 млн. акций номиналом 10 гривен.
Даже не подозревая об этом, косвенно к «стройке века» были причастны все жители Украины, поскольку еще в 1999 году Кабмин принял постановление, согласно которому за счет увеличения тарифа за отпуск электроэнергии на одну копейку удалось аккумулировать хоть какие-то средства на достройку электростанции. Таким образом только за 2001—2002 финансовый год было собрано более 163 миллиона крайне необходимых хотя бы для реанимации строительства гривен. Разумеется, ежегодные, в среднем 90-миллионные вливания средств не могли кардинально повлиять на ситуацию. Ведь сметная стоимость трех пусковых комплексов ГАЭС составляет 5 млрд. 845,5 млн. грн., что равняется почти десятой части годового бюджета Украины, или суммарному десятилетнему бюджету образца 2004 года всей Черновицкой области. По словам заместителя председателя Черновицкой облгосадминистрации Николая Романюка, сегодня на строительстве первого пускового комплекса станции освоено до 960 млн. грн. (менее 20% от общей сметной стоимости работ на ГАЭС). Так что несложно подсчитать, что при сохранении существующих темпов финансирования завершения строительства можно ожидать не ранее 2055 (!) года. Если учесть извечную тягу многих «причастных» обогатиться на государственной собственности, что было документально подтверждено проверкой областного КРУ, то такое строительство может продолжаться не меньше, чем сооружение Великой Китайской стены. Поскольку, как сообщил начальник областного КРУ Иван Дребот, ревизия финансовой деятельности объекта выявила завышение объемов работ 14 подрядчиками на сумму более 321 млн. грн., что составляет приблизительно треть вложенных в строительство средств. Итак, если эта тенденция сохранится, из почти 6 млрд. грн., необходимых для строительства станции, может быть разворовано по меньшей мере 2.
Граница разделит дамбу пополам?
Неожиданно и в без того патовую экономическую ситуацию вмешалась большая политика. В июле исполнится год, как 11 вооруженных автоматами молдовских пограничников во главе с тремя офицерами, без каких-либо предупреждений, под угрозой применения оружия, вторглись со стороны своих постов «Козлов» и «Неславча» на территорию ГЭС-2 и выставили свою охрану на дамбе Днестровского буферного гидроузла. Поскольку украинско-молдовская граница проходит по фарватеру Днестра, то есть делит дамбу пополам, то формально молдовские пограничники, как и украинские, имеют право находиться на этой дамбе — каждые со своей стороны границы. Однако теперь более 17 га земли, на которых расположена другая часть дамбы Днестровской ГАЭС, оказались отрезанными от остального объекта: де-факто за границей Украинского государства.
Другое дело, что такие недружественные действия соседнего государства в отношении Украины не только причиняют немалый ущерб ее экономическим интересам, но и серьезно угрожают окружающей среде. Поскольку разделенный молдовской стороной явочным порядком объект находится в стадии незавершенного строительства и используется в основном для регулирования водного режима Днестра, то именно от беспрепятственного функционирования гидросооружений зависит вся деятельность водозаборов вниз по течению реки. Своим поступком молдовские пограничники поставили под угрозу обеспечение нормальной жизнедеятельности населенных пунктов как Украины, так и Молдовы.
Днестровская вода может затопить села Молдовы
и Приднестровья
Хотя на последнем брифинге в ОГА заместитель председателя облгосадминистрации Николай Романюк уверял журналистов в том, что никакой опасности окружающей среде объект не несет, однако очевидно: при таких темпах строительства беда может прийти с совсем неожиданной стороны. Так, по выводам областного КРУ, которое ревизовало объект в 2003 году, пока будут построены все три пусковых комплекса ГАЭС, может стать непригодной для использования дамба буферной ГЭС-2, создающей нижнее водохранилище для ГАЭС и призванной регулировать колебания уровня воды во время работы самой ГЭС и ГАЭС. На практике это будет означать, что вследствие разрушительного действия стихии могут не выдержать подземные шахты и тракты, и тогда тысячи тонн днестровской воды затопят села соседней Молдовы и Приднестровья, уничтожая все на своем пути. По словам кандидата географических наук Виталия Коржика, из-за постоянного откачивания карстовых вод из Кривского гипсового карьера на территории Молдовы темпы ежегодного прироста пустот увеличились за последние 30 лет вдвое и достигли 7000 кубометров. Создается реальная угроза прорыва вод из Днестровского водохранилища по подземным галереям карстовой пещерной системы «Золушка» (к слову, одной из самых длинных в мире) в долину р. Прут с затоплением сел Мамалыги и Кривая, сплошным провалом долины реки Пацак между селами Подворное и Данкивцы.
За выделенную для ГАЭС землю Украина уже заплатила
ОАО «Днестровская ГАЭС» выдвинуло молдовской стороне претензии о нарушении имущественных прав и обратилось в МИД Украины, СБУ, Министерство топлива и энергетики, Фонд госимущества Украины, к председателям Черновицкой и Винницкой облгосадминистраций с просьбой обеспечить защиту персонала, имущества и устранить факторы, нарушающие технологический процесс и безопасность производства.
Юридическим основанием для этого стало то, что еще в сентябре 1981 года постановлением Совета министров Молдовской ССР под строительство украинской гидроэлектростанции было выделено 17,35 гектара земли на правом молдовском берегу Днестра. Это подтверждается Государственным актом на право пользования частью территории Молдовы, выданным украинской стороне ведомствами бывшего Советского Союза еще в 1982 году, который современная Молдова не признает.
Уместно также напомнить, что строительство всех гидросооружений профинансировано исключительно Украиной, а за выделенную землю Украина заплатила Молдове компенсацию, эквивалентную 32 тыс. долларов. В свою очередь, молдовская сторона выставила условия, что «демаркация государственной границы должна проходить по фарватеру реки, а значит, часть гидроузла должна принадлежать Молдове». Созданная почти три года назад Комиссия по демаркации украинско-молдовской границы, призванная реализовать положения Договора о государственной границе между Украиной и Молдовой, до сих пор не завершила демаркацию границы на этом ее участке. Неопределенными остаются и имущественные права сторон на буферный гидроузел ГАЭС, которые необходимо решать на уровне хозяйственных объектов.
Казалось бы, сдвинуть дело с мертвой точки должна была инициатива, выдвинутая украинской стороной в рамках прошлогоднего сентябрьского саммита глав государств СНГ в Ялте. Поскольку Украина заинтересована в скорейшей достройке хотя бы первого пускового комплекса Днестровской ГАЭС, Молдова могла бы стать партнером в реализации этой задачи. Украинская сторона также предложила молдовской продемаркировать государственную границу на этом участке таким образом, чтобы вся Днестровская ГАЭС оставалась на территории Украины. Однако, по словам заместителя председателя Черновицкой ОГА Николая Романюка, проблема до сих пор не решена. «Работает специальная комиссия МИД обеих стран, которая обязательно решит этот политический и чрезвычайно затянутый вопрос. У Молдовы нет амбиций и возможности финансировать строительство», — сказал Н. Романюк.
Будущее — в руках экспертов
Однако надежда, как известно, умирает последней. Недавно в Новоднестровске прошло совместное совещание облгосадминистрации и Минтопэнерго по вопросам финансирования строительства ГАЭС. С ходом работ на объекте ознакомилась группа из 40 должностных лиц Минтопэнерго, в том числе заместитель министра топлива и энергетики Украины Александр Светелик, возглавивший созданный для интенсивной достройки станции штаб строительства. Речь идет о подготовке постановления Кабмина о вводе первой очереди мощностей ГАЭС стоимостью 986 млн. грн., через три года — в 2007-м.
Сейчас строительство первой очереди выполнено приблизительно на 50%. Уже построено три агрегата мощностью по 350 мВт. Введена в эксплуатацию буферная ГЭС. Однако, по словам Н.Романюка, для ввода в действие первой очереди нужно еще минимум 980 млн., которые и должен где-то изыскать Кабмин.
Самая большая проблема — оборудование, которое будет работать на станции: турбины, генератор, трансформатор. Почти 60% всех капитальных вложений пойдет именно на его приобретение (стоимость только одной турбины — 78 млн. грн.), к тому же, время изготовления оборудования — от 2 до 5 лет. Поэтому заказывать его нужно было, как говорится, еще вчера. В Украине же, кроме турбин, к сожалению, больше ничего не производится, поэтому все остальное на тендерной основе придется покупать в России. Все население Новоднестровска, работающее только на строительстве ГАЭС, надеется, что на этот раз очередные правительственные прожекты таки будут доведены до конца. Ну а нам остается надеяться, что отечественные и международные эксперты не ошиблись в расчетах относительно перспектив развития энергетики Украины.