Третий раз на протяжении этого года не удается провести общее собрание акционеров ОАО «НПК-Галичина» (Дрогобыч). Поэтому его судьба все еще под вопросом. Главное, что должно решить общее собрание акционеров (если оно состоится), — возобновление права государственной собственности на этот нефтеперерабатывающий завод, решение судьбы менеджмента и дальнейшего развития одного из наиболее крупных нефтеперерабатывающих комплексов не только Западной Украины, но и государства. Но собрания акционеров, которые в предыдущие годы проходили в плановом режиме и без каких-либо непредвиденных ситуаций, в 2000 году вот уже несколько раз в силу разных причин срывались. Борьба, ведущаяся вокруг этого предприятия в районном городе Львовской области, примечательна еще и тем, что практически впервые правительство Украины твердо встало на защиту государственных, национальных интересов. Но обо всем — в хронологическом порядке.
Приватизационный «бе-граунд»
Чтобы понять смысл борьбы вокруг Дрогобычского нефтеперерабатывающего комплекса (НПК), вернемся к началу 90-х.
В 1992 году Верховной Радой был дан старт приватизации, после чего большинство весомых предприятий «приватизировались» посредством аренды или «сертификации», вследствие чего формально право собственности приобретали трудовые коллективы, а на самом деле предприятия находились под контролем директоров. На втором этапе директора пытались получить в собственность акции и имущество возглавляемых ими предприятий и таким способом превратиться в отечественных капиталистов. Кому-то это удавалось, другим — нет (в зависимости от личных качеств, связей с властями, силы конкурентов). ОАО «НПК-Галичина» и его руководство в этом смысле не исключение...
Накануне приватизации дела менеджмента «НПК-Галичина» были достаточно успешными: в 1997 году менеджмент приобрел около 10% акций завода; еще 30% со значительными инвестиционными обязательствами приобрело общество покупателей (которое со временем превратилось в ЗАО «Хозяйственный союз — «Галичина»), которое контролировалось менеджментом НПК. Остальные 10% акций были переданы Фондом государственного имущества в уставный фонд Госинвеста Украины. 17% акций на сертификатных аукционах приобрел «Олбанк», а 25%+1 акция остались за государством. Такая структура акционерного капитала давала возможность менеджменту и лично председателю правления полностью контролировать ситуацию. Проблемы периодически были связаны с недостаточным снабжением нефтью, которую давальцы и владельцы «черного золота» отказывались поставлять из-за грабительских условий переработки, которые диктовал менеджмент НПК, или из-за несоблюдения «Галичиной» обусловленных сроков расчетов.
В 1998 году, с появлением британской «Уотфорд-петролеум» (основанной выходцами из Украины и России), ситуация на НПК начала меняться. Тогда же Фонд госимущества Украины инициировал иск в Высший арбитражный суд с требованием забрать у трудового коллектива «Галичини» 30% акций; а «Уотфорд-петролеум» предпринял попытку получить в управление 25%+1 государственных акций.
Первая попытка оказалась неудачной. Тогдашний премьер В.Пустовойтенко в декабре 1998 года санкционировал передачу 25% акций в управление украинской компании — «Галицькі інвестиції»; а уже в октябре 1999-го тот же пакет акций был передан в управление компании «Шелтон»...
Однако решающим было приобретение в 1999 году никому не известной компанией «Варкидж» у «Олбанка» 17% акций «Галичины». Приобретя у мелких акционеров еще несколько процентов акций, эта компания стала собственником более 20% пакета акций предприятия. Правда, дальнейшие действия уполномоченных лиц «Варкиджа» несколько прояснили ситуацию, поскольку стремления «Варкиджа» слишком переплелись с интересами таких компаний, как «Альфа-нефть» (компания с российскими корнями), «Авиас» и «Сентоза» (очевидно, приближенных к владельцам «Приватбанка»).
Со временем эта довольно агрессивная группа поставила целью «взять» «Галичину» под контроль, что вызвало непринятие и враждебность со стороны руководства «Галичины» (в частности Р.Матолича). Поскольку 20%, принадлежащие руководству, не позволят контролировать предприятие, менеджмент прибегнул к напористой и достаточно хитрой схеме захвата «Галичины», что не раз применялось компаниями в приватизационных процессах России.
Конечно, речь не шла о покупке акций «Галичины» на конкурсе (или тендере) за деньги. Владея 20%, группа так называемых «инвесторов» планировала договориться с Госинвестом (которому принадлежало 10%), с «Шелтоном» (25%) и таким образом получить контрольный пакет для голосования на собрании акционеров и принятия желанных решений. Поскольку на собрании акционеров необходимо присутствие владельцев не менее чем 60% акций, решили при помощи ФГИ отсудить через арбитраж 30% акций «Галичины» и возвратить их государству (повод — невыполнение инвестиционных обязательств). Эти 30% должны были гарантировать кворум за принятие необходимых «инвестору» решений. В таком случае государство (владея 65% пакетом акций этого предприятия) оказывалось в меньшинстве и рассчитывать на принятие своих решений вряд ли могла (оставаясь зрителем на фоне компаний, которые к тому времени контролировали бы 55% акций «Галичины»).
Успех такой сделки не требует покупки акций избранного предприятия и уплаты налогов в украинский бюджет. Необходимо другое...
Три владельца
Начало 2000 года в «НПК-Галичина» отличалось странным раскладом: госпакет в 65% был раздроблен на три части и фактически между тремя распорядителями. После двухлетних баталий ФГИ отсудил 30% у трудового коллектива в пользу государства (последнее решение Высший арбитраж вынес 26 мая этого года). 25% акций «Галичины» — в управлении «Шелтон» (под обязательство загрузить завод в 2000 году 1 млн. тонн нефти, что так и осталось обещанием, поскольку эта компания поставила «Галичине» лишь 23 тыс. тонн нефти). 10% оказались в уставном фонде Госинвеста Украины, сотрудники которого долгое время даже не представляли, что же с этим добром делать. Но нашлись знатоки того, что можно сделать с этой частью госсобственности.
История с 10% акций ОАО «НПК-Галичина» — яркий пример того, как благодаря неразрешенным методам можно распылять госимущество. Созданный в 1995 году по инициативе тогдашнего советника президента В.Кузнецова Госинвест Украины получил в свой уставный фонд госпакеты акций нескольких предприятий Украины, в частности, 10% акций «Галичины», якобы для привлечения инвесторов в Украину. В действительности же дело свелось к тривиальной передаче акций в управление или пользование различным коммерческим структурам в обмен на помощь или комиссионные. Таким образом государственная доля акционированных украинских предприятий оказалась в полном распоряжении таких структур. Это очень вредило интересам государства, что и подтвердили выводы Счетной палаты Украины по результатам проверки деятельности Госинвеста. (Собственно, неэффективная и сомнительная деятельность Госинвеста была основной причиной его ликвидации согласно указу Президента в марте 2000 года.)
До этого руководство Госинвеста успело осуществить несколько трюков в нефтеперерабатывающей отрасли. Сначала оно передало 30% акций Надвирнянского НПЗ в управление «Уотфорд-петролеум» (на пять лет за соответствующую финансовую помощь), из-за чего этот завод перешел в собственность группы частных компаний («Альфа-нефть», «Приватбанк» и «Уотфорд- петролеум», которые являлись собственниками 16% акций, а еще 25% они получили в управление от ФГИ). В марте 2000 года Госинвест, незадолго до ликвидации, передал 10% «Галичины» в залог тому же «Уотфорд-петролеум». Хотя за год до этого он осуществил такую же операцию с ГС «Галичина» и на время заключения другого договора залога предыдущее соглашение не было аннулировано.
До сегодняшнего дня Фонду госимущества этот госпакет не возвращен ликвидированным Госинвестом. Кажется, до настоящего времени никто в ФГИ не видел договора залога с «Уотфордом». Очевидно, на запланированное на 31 марта собрание акционеров Фонд госимущества (орган, который обязан защищать интересы государства) выдал поручения на 30% акций синхронно и представителю государства, и представителю «Альфа-нефть».
Со своей стороны Госинвест прибегнул к аналогичным действиям с поручением на 10% акций НПК.
А на собрании 22 июля (инициированном, кстати, этими компаниями) регистратор (Укринбанк) зарегистрировал именно «Уотфорд», а не представителя Львовской облгосадминистрации, который прибыл с полномочиями от Фонда госимущества. Кажется, что госчиновники защищали не государственные интересы, а интересы частных оффшорных компаний. В сложившейся ситуации Кабмин и лично премьер были вынуждены аннулировать такие решения и «поставить на место» отдельных чиновников.
Тем не менее ситуация полностью ясна. Фонду госимущества надо было выполнить поручения Президента и правительства: возвратить 10% акций «Галичины» государству; вменить в обязанность Госинвесту возвратить 1,1 млн. грн. залога «Уотфорду» и внести соответствующие изменения в реестр акционеров. Но в июне 2000 года председатель ФГИ посылает письма Президенту и предлагает «продать этот пакет залогодержателю без конкурса по экспертной оценке»(?!) Разумеется, экспертная оценка должна совпадать с суммой залога, которую ликвидированный Госинвест успел «съесть». Бюджет в результате вместо почти 19 млн. грн. (суммы настоящей рыночной стоимости 10% акций «НПК-Галичина») не получает ничего. Изложенное в полной мере объясняет, почему премьер-министр, который не стремится вмешиваться в промышленно-приватизационные процессы, был вынужден вмешаться.
Очевидно, «Альфа», «Уотфорд» и «Варкидж» не хотели такого вмешательства.
Из истории трех собраний
Первое запланированное собрание должно было состояться 31 марта текущего года, но — не суждено: В. Ющенко велел его не проводить до того времени, пока весь госпакет акций «Галичины» не будет в «одних руках», что позволит контролировать ситуацию и защищать интересы государства.
«Альфа-нефть» энд компани инициируют внеочередное собрание акционеров. На повестку дня выносится вопрос относительно смещения председателя правления Р.Матолича. Параллельно осуществляются другие шаги, в частности замена регистратора. На первых порах его функции выполнял Дрогобычский филиал Укринбанка. Однако в скором времени функции регистратора переходят к центральному офису Укринбанка (одним из учредителей которого является компания «Шелтон»). 26 мая, как уже упоминалось, Высший арбитражный суд постановил возвратить 30% акций «НПК- Галичины» государству, вследствие чего Матолич «нейтрализовывался» еще больше, а «Альфа» (при помощи «Уотфорд» и «Шелтон») получила контроль над 55% акций ОАО «НПК-Галичина».
Это не осталось незамеченным. На имя премьер-министра В.Ющенко поступили многочисленные обращения от Львовской обладминистрации и народных депутатов, в которых говорилось о том, что без консолидации всего государственного пакета акций высоколиквидного предприятия невозможно осуществлять какие-либо перестановки, и прежде всего не допускать монополию компаний, которые обладают всего 20-ю процентами акций. Премьер согласился с такой позицией и издал соответствующие поручения.
На следующее собрание акционеров 22 июля должен был прибыть представитель Львовской облгосадминистрации с поручением на представление 65% госпакета акций. Но Фонд госимущества снова трактует по-своему поручение премьера и выдает поручение лишь на 40% (из которых 30% — возвращенные государству акции «Галичины» и 10% — ликвидированного Госинвеста). Но и это — лишь продолжение истории. Регистратор поступает на свое усмотрение и 10% акций Госинвеста регистрирует от лица «Уотфорда». Вследствие чего представитель администрации теряет право представлять на собрании 65% акций и при таких условиях решает не регистрировать остаток госпакета (30%), что означает отсутствие кворума.
Собрание переносят на 28 июля. К этому времени частные компании все еще стараются отстранить лично председателя правления «НПК-Галичина» Матолича, который, по их убеждению, не способен наладить работу завода.
Намереваясь отстранить Матолича на новом собрании акционеров, «Альфа-нефть» напоминала человека, рвущегося в открытые двери. Ведь Кабмин и облгосадминистрация давно стремились к укреплению менеджмента этого предприятия и соответствующим кадровым изменениям. Но произойти это должно было не по сценарию оффшорных компаний, а с учетом интересов государства. Следует отдать должное руководителю «Галичины» Р.Матоличу. Прекрасно понимая, что на нем сошлись все интересы и разногласия, за несколько дней до проведения собрания 22 июля он написал заявление о своей отставке, развязывая тем самым руки государству. Ведь правительство, принимая решение о согласованном голосовании на собраниях 65% акций (обязывая «Шелтон», который управляет 25%, голосовать вместе с представителем Львовской облгосадминистрации), решило заменить директора. Казалось, Р.Матолич своим заявлением окончательно побуждает утрясти разногласия, после чего государство наконец должно возобновить контроль над «Галичиной». 28 июля в третий раз назначенное собрание снова не состоялось. Причина проста — на этот раз собрание срывает господин Матолич. 28 июля перед собранием акционеров было предъявлено постановление ВАСу Украины, подписанное Гречковским, которым запрещается проводить общее собрание акционеров «Галичини». Регистратор, функции которого выполняла мандатная комиссия, созданная правлением ОАО «НПК-Галичина», отказывает в регистрации 25% «Шелтону» и представителю облгосадминистрции с 10% госакций.
Вышло, как в известной поговорке: «И сам не гам, и другому не дам».
Между тем появляется новая информация относительно отставки председателя правления; а именно: вроде бы господин Матолич на самом деле не предъявлял никакого заявления об отставке, а только ушел в отпуск, оставив своего заместителя Петра Кметыка исполнять обязанности председателя правления...
Собрание акционеров ОАО «НПК-Галичина» все равно должно состояться, да и новое руководство надо избрать. Все вроде бы понятно. Украинский завод должен работать на Украину.
Понятно, что борьба за Дрогобычский НПЗ не закончена и ставить точку рановато. Но результат этой борьбы, очевидно, станет мерилом способности Украинского государства управляться со своей собственностью, критерием силы исполнительной власти или силы теневых денег и слишком частных интересов. Пока завод находится в собственности государства, оно должно обеспечить его эффективное функционирование и назначить квалифицированный менеджмент...
«НПК-Галичина» с начала года работал с загрузкой лишь 9,5% и не в состоянии исправить ситуацию. Стоит напомнить, что, по оценке независимых экспертов, контрольный пакет акций предприятия, принадлежащего сегодня государству, реальный инвестор может приобрести минимум за 300 млн. грн., то есть сделать немалый взнос в госбюджет в рамках осуществления программы приватизации украинских предприятий.
Учитывая расположение «НПК-Галичина» (способного принимать как российскую, так и каспийскую нефть), при условии государственного отношения к этому предприятию, регион и Украина могут приобрести действительно мощного партнера (или группу компаний-инвесторов, желательно — собственников нефти на Каспии), с помощью которых удастся реализовать масштабную задачу диверсификации источников снабжения энергоносителями Украины и уменьшения энергетической зависимости от России.