Государственный резерв страны — это не только стратегический запас продовольствия, топлива и металла на случай войны или стихийного бедствия. Закрома Родины подобны океану, от температуры которого зависит климат целых континентов. В полной мере это подтвердилось состоянием дел в национальной экономике в последние годы, когда было прекращено расхищение продукции, находящейся на хранении, а сам Государственный комитет Украины по государственному материальному резерву стал одним из ведущих операторов на рынке продовольствия.
Плановые продажи и закупки, продиктованные необходимостью обновлять запасы продовольствия с ограниченным сроком хранения, стали одним из важнейших регуляторов цен на рынках зерна, муки, сахара, мяса и т.д.
В результате увеличения объемов накапливаемых резервов выиграло не только государство. Значительную поддержку получил также отечественный сельхозпроизводитель. Максимально стабильными оставались цены, что само по себе стало залогом социального благополучия.
Об этом и многом другом корреспондент «ЗН» беседует с председателем Госкомрезерва Украины Николаем ПЕСОЦКИМ.
— Николай Федорович, позади еще один год работы на посту председателя Госкомрезерва Украины. Скажите, пожалуйста, чего удалось достичь вверенному вам ведомству в ушедшем году?
— В повседневной работе мы не могли не учитывать тех изменений, которые постоянно происходили в экономике, в социальной сфере. Как говорят, сама жизнь диктовала свои правила. А когда возникают новые задачи, надо искать и новые способы их решения, новые методы работы. Прежде всего, необходимо было изменить психологию, мышление людей, которые работают в системе госрезерва.
Понимание новых задач, переосмысление места и роли Госкомрезерва в системе государственного управления всеми, кто к этому причастен, сказалось и на практических результатах.
На протяжении 2003—2004 годов активно формировались продовольственные ресурсы. Одним из последних наших достижений стало то, что в госрезерве впервые за весь период его существования создан пятимесячный запас зерна. Таким образом, обеспечена стабильность на рынке зерна и хлебопродуктов. Значительно увеличилось количество сливочного масла, сахара, мяса. Сегодня с уверенностью можно сказать, что с задачей увеличения продовольственных запасов мы справились. В нынешнем году основная цель — увеличение запасов светлых нефтепродуктов. Мы, безусловно, продолжим закупать и зерно, и мясо, но уже накопленные ресурсы позволяют делать это в меньших объемах.
Нами приняты меры по повышению оперативности в доставке грузов. В январе планируется торжественное открытие государственного предприятия «Укрспецавтобаза» в системе Госрезерва Украины. Его подвижной состав будет состоять из большегрузных автомобилей — зерновозов, муковозов, рефрижераторов, автокранов, топливных цистерн и т.д. До конца текущего года предполагаем приобрести в лизинг до 500 единиц такой специальной техники. Это очень важно, ведь, имея в своей структуре мощное автотранспортное предприятие, Госрезерв сможет обеспечить доставку как промышленных, так и продовольственных товарно-материальных ценностей, хранящихся у нас, в любую точку Украины за 6—12 часов. Тогда как раньше мы доставляли грузы железной дорогой, и уходило на это более 15 суток, включая оформление заказов, ожидание погрузки, разгрузки и т.д.
Еще одним достижением нашей команды стало то, что мы построили самый крупный в Украине и один из крупнейших в СНГ низкотемпературный холодильник. Пуск его состоялся в сентябре прошлого года. Строительство же началось еще в 1988 году, но потом из-за отсутствия финансирования прекратилось. Нам пришлось все начинать сначала. Емкость холодильника составляет 11,5 тыс. тонн. В него будем закладывать сливочное масло и мясо, то есть продукты, хранящиеся при температуре минус 25—30 градусов. В этом грандиозном сооружении пять этажей, из которых три уже заполнены. Еще один холодильник мы поставили на реконструкцию. Теперь можно, наконец, полностью обеспечить потребности госрезерва в хранении скоропортящихся товаров.
Продолжаем развивать мощности по хранению мяса в живом виде. Увеличили поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах. Еще одним достижением стало открытие трех машинно-тракторных станций на наших предприятиях.
— В 2003 году интервенции Госрезерва на рынок зерна помогли смягчить продовольственный кризис. Как действовал возглавляемый вами комитет во время топливного кризиса 2004 года?
— Топливного кризиса как такового в общем-то не было. Было колебание цен на мировом рынке нефтепродуктов и, как следствие, — закономерная реакция на него нашей экономики, зависимой от поставок нефти. За счет ряда скоординированных мер удалось выйти из тяжелой ситуации. Необходимости в интервенциях, подобных зерновым, на этот рынок со стороны госрезерва не было. Тем более что большинство наших запасов светлых нефтепродуктов составляет бензин низкооктановых марок, а колебание цен касалось, преимущественно, высокооктановых сортов. Со своей функцией: влиять с помощью наших запасов на ситуацию на топливном рынке, в основном во время осеннего и весеннего сезонных колебаний цен на бензин, связанных с полевыми работами, мы справились.
Особенностью закупок бензина в этом году будет то, что мы впервые, учитывая прошлогодние перебои, планируем закладку высокооктанового бензина.
— Если можно, расскажите более подробно о планах по формированию резервов нефтепродуктов.
— В текущем году поставлена задача: удвоить уже существующие запасы. Финансовые ресурсы позволяют нам до июля заготавливать топливо. А потом — традиционно поддержать сельхозпроизводителя и закупить у него сахар и зерно. Поставщиками светлых нефтепродуктов могут быть все желающие, однако есть достаточно жесткие требования к качеству этого стратегического продукта. Обусловлено это тем, что топливо должно долго храниться и одновременно не терять своих характеристик. Например, бензин, который идет в широкую продажу, имеет индукционный период 350—450, а в поступающем в госрезерв этот показатель должен быть не ниже 1200, поскольку он хранится у нас до пяти лет. Одним из обязательных условий при проведении закладки топлива является то, что наши представители обязаны присутствовать при его производстве и контролировать весь процесс, уделяя внимание в первую очередь качественным характеристикам.
— Каковы объемы бюджетного финансирования Госрезерва, а также другой помощи, которую оказывали правительство и парламент?
— На текущий год Госрезерву для закупки светлых нефтепродуктов в общем фонде Госбюджета было выделено 100 млн. грн.
В прошлом году впервые за последний период выделены средства на капитальные вложения в размере 9,2 млн. грн. Большей частью эти деньги пошли на строительство уже упомянутого холодильника.
Поскольку ассигнования общего фонда Госбюджета были сравнительно невелики, существенным источником финансирования пополнения и сохранения запасов государственного резерва стали средства специального фонда Госбюджета. Проще говоря, это то, что мы зарабатываем сами. Всего за прошлый год в спецфонд Госбюджета Госрезерв направил доходы от реализации товарно-материальных ценностей, в полтора раза превысившие показатель 2003 года. Кроме того, Госрезервом направлено 100 млн. грн. в доходы государственного бюджета Украины (в 2003-м эта сумма составила 50 млн. грн.).
— Как обстояли дела с совершенствованием законодательной базы, касающейся государственного резерва?
— Парламент принял изменения и дополнения к Закону Украины «О государственном материальном резерве». В частности, Госрезерв утратил возможность самостоятельно заимствовать товарно-материальные ценности, которые в нем хранятся. Это была наша инициатива, и сделано это в первую очередь для того, чтобы избежать влияния так называемого субъективного фактора на нашу работу. Теперь займы из госрезерва могут производиться исключительно по постановлениям правительства.
Должен отметить, что за время моей работы в Госкомрезерве мы не допустили ни одного заимствования, кто бы на этом ни настаивал. Это далось нам достаточно тяжело, поскольку разные финансово-политические группы постоянно пытаются оказывать на нас определенное давление. В том числе через правительство, чтобы получить без оплаты или с отсрочкой платежа товарно-материальные ценности госрезерва. Особенно эти процессы активизируются перед выборами. Например, было принято правительственное постановление о выделении 10 тыс. тонн сахара, но мы выдвинули серьезные условия по залогу, и реального заимствования не произошло.
Продолжая разговор о законодательной деятельности, следует отметить, что по нашей инициативе были сделаны существенные дополнения к законам «О зерне и рынке зерна в Украине», «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом», а также к другим законодательным актам. Изменения коснулись определения и расширения толкования таких понятий, как «самовольное использование» и «заимствование» материальных ценностей государственного резерва, «стратегические потребности государства».
В новой редакции изложена и статья о финансировании системы государственного резерва, а также введена норма о неприменении сроков исковой давности по исполнению обязательств перед Госрезервом. Все эти изменения позволили более эффективно проводить претензионно-исковую работу и осуществлять защиту интересов государства.
— Как за ушедший год изменилась ситуация с долгами предприятий перед госрезервом?
— Она меняется медленно. В 2004-м мы вышли на показатель предыдущего года, когда долги сократились на 300 млн. грн. Выиграли несколько крупных судебных процессов у таких далеко не бедных предприятий, как НАК «Нафтогаз України», ОАО «Укртатнафта» и ГК «Укртрансгаз».
По-прежнему проблемным дебитором для нас остается ОАО «Днепрэнерго». Это предприятие, в соответствии с решением суда, имеет 571 млн. грн. задолженности перед госрезервом. Наша претензия к ОАО «Днепрэнерго» составляла более 1 млрд. 700 млн. грн… И поэтому трудно понять то парадоксальное решение суда, согласно которому госрезерв был исключен из состава кредиторов, где наша доля составляла 42%.
На наш взгляд, успешно бороться с должниками госрезерва можно в том случае, если принять закон о национализации собственности этих должников и передаче ее в прямое управление Госкомрезерва.
— В ушедшем году Госрезерв создал свою научную базу…
— Да, впервые в истории Госрезерва создан Украинский научно-исследовательский институт «Ресурс». Таким образом, мы начали подходить к проблемам хранения товарно-материальных ценностей с научной точки зрения. Основные направления исследований института — закладка высококачественных продуктов питания, товаров промышленной группы и их эффективное хранение. Мы установили контроль за качеством товаров при их производстве, при сдаче на хранение и на протяжении всего периода хранения. При этом совместно с Госстандартом разрабатываем методики хранения каждого из продуктов. Институт осуществляет также текущий контроль качества товаров согласно этим методикам. Они имеют общенациональное значение и, например, должны приниматься к рассмотрению в судебных органах.
Вместе с тем для нас институт — это не что-то принципиально новое. Скорее, это возврат к хорошо забытому старому. Ведь формирование инструктивно-методологической базы госрезерва Украины было прекращено в 1990 году. Профильный институт остался в Москве, а филиал его в Украине был ликвидирован. Первые новые инструкции мы стали разрабатывать только в 2004 году.
Каждая страна сама разрабатывает стандарты хранения своих резервов. Самыми высокими стандартами были и остаются ГОСТы СССР. Новые стандарты разрабатываем на их основе. В результате, сегодня вдвое сократили естественную убыль по мясу и по сливочному маслу. Увеличены сроки хранения этих продуктов: мяса — с 18 до 24 месяцев, а сливочного масла — с 12 до 24 месяцев. И все за счет того, что мы разработали новые инструкции хранения или новую технологию. Например, сегодня мы серьезно работаем над тем, чтобы увеличить с 12 до 24 месяцев срок хранения сгущенного молока.
В структуру института входят подразделения по проблемам долгосрочного хранения, контроля качества и экспертизы товарно-материальных ценностей, эксплуатации основных фондов и капитального строительства, по проблемам экономики, учета, аудита, ценовой политики и т.д. Одной из первых задач, поставленных перед институтом, стала разработка плана проверки количественного и качественного состояния всех товарно-материальных ценностей, которые хранятся в государственном материальном резерве. Также организуются сложные исследования в лабораториях Госпотребстандарта, МинАПК, в профильных институтах. Активно изучаем опыт коллег из Росрезерва, ведем работу по созданию Международного научного центра проблем хранения госрезервов стран СНГ на базе НИИ проблем хранения Росрезерва. В институте постепенно создается собственная лабораторная база. И 7 млн. грн., которые в этом году будут направлены на финансирование научной деятельности госрезерва, станут серьезной основой для развития научно-исследовательской базы института.
— Сколько человек трудится в системе государственного резерва?
— Штат сотрудников системы госрезерва с апреля 2003 года по январь 2005-го увеличился с 5,4 до 10 тыс. человек. За счет чего? Значительно увеличился штат предприятий нашей системы. У нас появился сахарный завод, уже упомянутое ГП «Укрспецавтобаза», ГП «Укрспецпостач», холодильник. Мы готовимся ввести в строй комбинат хлебопродуктов. Увеличилась загрузка предприятий, где производится мука: если раньше они работали по полсмены, то теперь — круглосуточно. Средняя зарплата по отрасли в 2004 году составила 608 гривен. На отдельных мукомольных предприятиях она равна 800—1200 гривням. В 2005 году мы ставим задачу довести размер средней зарплаты во всех структурных подразделениях системы госрезерва до 1200 гривен.
— Раньше много говорилось о том, что товарно-материальные ценности постепенно перемещаются с предприятий ответственного хранения на предприятия госрезерва…
— Мы продолжаем перемещать зерно с частных элеваторов, где оно находилось на ответственном хранении, на наши хлебоприемные предприятия и базы. За прошлый год число предприятий, не входящих в систему государственного резерва, на которых хранятся товарно-материальные ценности продовольственной группы, сократилось почти на 100. Также перемещаются товарно-материальные ценности с предприятий, которые находятся в состоянии банкротства. Стремимся к тому, чтобы увеличивались запасы непосредственно на базах Госрезерва. Это поставит заслон воровству и позволит в целости сохранить стратегические государственные запасы. Структура, на которую возложено перемещение товарно-материальных ценностей, — ГП «Укрспецавтобаза».
— Кто охраняет «закрома Родины»?
— У Госрезерва есть собственная военизированная охрана. Это штатное подразделение, насчитывающее около 1100 человек. Кроме этого, существует единая система видеонаблюдения и контроля за перемещением грузов. Регистрируется весь транспорт, входящий и выходящий с наших предприятий. Каждый день эта информация обобщается и анализируется. Если в результате возникают те или иные подозрения, то мы направляем туда представителей своего контрольно-ревизионного управления.
— Основная активность Госрезерва по-прежнему проявляется на рынке продовольствия. Каких успехов вы добились в 2004 году?
— Есть план освежения товарно-материальных ценностей. Например, по мясным, молочным, рыбным консервам, растительному маслу он выполнен на 100%. В прошлом году была предусмотрена реализация 100 тыс. тонн сахара. В результате с апреля по август, в период роста естественного спроса на сахар, цена на него не повышалась. Можно сказать, впервые в обозримой истории. На протяжении всего года мы продавали сахар по цене 2,39 грн. за килограмм. Дефицита сахара сегодня нет. Мы скорее испытываем трудности с его реализацией, поскольку запасы создавались в течение многих лет. И любой желающий приобрести сахар может приходить и покупать его без всяких ограничений. Такая же ситуация и с мукой. Цены на нее в период естественного повышения спроса, с марта по июль, не только не росли, но и снижались. В результате можно говорить о том, что впервые за годы независимости мы научились влиять на цены на продовольствие в масштабах страны.
Если в 2003 году из-за неурожая мы 80% зерна купили за границей, то в 2004-м все 100% приобрели у отечественных сельхозпроизводителей. Закупали зерно только при обязательном наличии ряда документов, например свидетельства об уплате единого сельскохозяйственного налога, подтверждающего, что мы имеем дело не с посредником, а с производителем. Делалось это для того, чтобы оказать экономическую поддержку именно сельхозпроизводителю. Наша закупочная цена традиционно была самой выгодной для крестьян. Мы начали закупки в июле по цене до 800 гривен за тонну за зерно 3-го класса. Средняя цена закупок по всем видам зерновых за минувший год составила 727,7 грн. за тонну. Всего же, как я уже сказал, вместе с остатками прошлых лет мы имеем пятимесячный запас зерна. Пятимесячный — из расчета на то, что на рынке зерна будем работать только мы и все эти пять месяцев кормить страну.
— Каковы ваши жизненные планы в связи с политической ситуацией?
— Жизненные планы в связи с политической ситуацией просты: продолжать работать. Сколько конкретно? Решать не мне. Основная задача Госрезерва — способствовать сохранению экономической, а значит, и политической стабильности в стране. И эта задача будет оставаться неизменной независимо от того, какая политическая ситуация сложится в державе.
У меня подход к работе один: все и всегда делать по максимуму. Уж если мы работаем на благо государства, на благо народа, то и эффективность, отдача от нашей работы должны быть наивысшими. Наши граждане всегда должны чувствовать, что за их спиной есть мощная стабилизирующая сила в лице Госкомрезерва Украины.