Накануне рабочего визита в Киев первого вице-премьера правительства России Михаила Касьянова и россияне, и украинцы провели эффектные PR-акции. Украина публично рапортовала об отправке двух остававшихся из 11 переданных россиянам стратегических бомбардировщиков. Таким образом Украина погасила часть «газового» долга перед россиянами на сумму 275 млн. долл. А российские ВВС пополнились тремя ТУ-95МС и восемью ТУ-160, а также 500 ракетами Х-55СМ класса «воздух—земля».
Общая сумма украинского долга в результате этой сделки уменьшилась не намного. Но это позволило продемонстрировать, что Украина не отказывается оплачивать свои долги. Это во-первых. А во-вторых, россияне поняли, что при достаточном нажиме Украина может в конце концов рассчитываться и имуществом. Пока что — движимым. Но на всякий случай они активизировали прессинг о передаче в собственность или управление облюбованных российскими предпринимателями украинских предприятий из стратегического списка. Так что речь шла и о недвижимом.
Перед поездкой М.Касьянова россияне много и красочно живописали о суммах украинских долгов, которые, по их версии, Украина просто не желает признавать. Суммы назывались баснословные — около 4 млрд. долл., 1,5 млрд. долл. из которых оценивали как долг за энергоносители, в основном газ.
Об эффективности этой «рекламной кампании» говорит то, что обе стороны после переговоров несколько сменили тон — с обвинительно-ультимативного на озадаченный.
22 февраля в результате переговоров оказалось, по словам премьера В.Ющенко, что сверенная часть суммы украинского долга за российский газ составляла на 1 февраля 2000 года 1,41 млрд. долл. Украинский премьер ушел от ответа на вопрос, включает ли эта сумма долги негосударственных компаний, импортировавших российский газ в Украину в прежние годы. Однако похоже, что это так. И россияне уже не хотят разделять государственные и корпоративные долги Украины, ссылаясь на то, что негосударственные компании-должники не могут быстро погасить свои долги. Аргумент, конечно, не бесспорный, если стремиться таким способом обосновать необходимость госплатежей по всем долгам, включая коммерческие. Но россиян, очевидно, это не смущает.
Впрочем, окончательная сумма долгов еще не согласована. Украинская сторона, например, предъявила накопившуюся задолженность российских предприятий перед отечественными, которая, по некоторым подсчетам, оказалась больше, чем «газовые» долги Украины. Так или иначе, но в течение двух недель стороны решили уточнить, документально подтвердить и согласовать окончательную сумму долга.
Однако уже на переговорах в Киеве М.Касьянов в очередной раз предложил украинскому правительству внимательнее рассмотреть предложение россиян насчет передачи акций украинских предприятий россиянам. Читатели «ЗН» давно знакомы с этим «черным» списком (см. «ЗН» № 49 1999 года). Для россиян это в общем нормальное желание. Во всяком случае, для тех, кто давно облюбовал себе что-то из этого списка. Однако вариант расчета Украины государственным стратегическим имуществом, тем более по коммерческим долгам вызывает много вопросов.
Например, та же сделка со стратегическими бомбардировщиками. После заседания СНБО секретарь этого совета Е.Марчук негодовал по поводу того, что Украина таким способом рассчиталась за долги НАК «Нефтегаз Украины», но никто не знает, кто конкретно получил тот газ и почему не рассчитался за него с тем же НАКом. На этот счет есть несколько версий, из которых следует, что коммерческие фирмы распорядились газом, взятым у НАКа, и неплохо на этом заработали. Впрочем, как кто-то заработал и на сделке с бомбардировщиками. Ведь даже Е.Марчук формально подтвердил, что сумма сделки несоизмерима, мягко говоря, со здравым смыслом. Из этого напрашивается предположение, что разницу между реальной стоимостью 11 бомбардировщиков и зачтенными 275 млн. долл. в счет украинского «газового» долга кто-то «прикарманил». И этот кто-то таким способом мог «заработать» около 100 млн. долл.
После этого трудно найти человека, который бы стал искренним провайдером идеи погашения украинских долгов имуществом. Это может позволить себе делать только тот, кто намерен, например, убедить хотя бы общественность в том, что та же сделка с бомбардировщиками была выгодной Украине. Кому-то и, может быть, даже в Украине она-то точно принесла дивиденды. Но вряд ли государству. Поговаривают, что будет вполне логично, если, к примеру, глава НАКа И.Бакай станет поддерживать идею погашения долгов отечественным имуществом. Мол, он имеет для этого основания хотя бы потому, что таким способом (если Украина признает государственными и долги прежних газотрейдеров) могут быть погашены и долги ЗАО «Интергаз», которое в свое время создавал и возглавлял И.Бакай. Впрочем, это может относиться не только к нему, но к некоторым другим людям, прежде возглавлявшим газотрейдерские фирмы. Так или иначе, но подобный подход крайне неконструктивен. Тактика расчета госимуществом вскоре обернется тем, что в Украине не останется ни одного стратегического предприятия, способного приносить доход государству, а большую часть прибыли (а то и всю) будут получать те, кто в счет долгов получит право управлять или даже владеть стратегическими объектами в Украине.
У г-на Касьянова журналисты интересовались, есть ли в «черном» списке предприятий, на которые претендуют россияне, например, Николаевский глиноземный завод. Он не стал вдаваться в подробности, но подтвердил, что НГЗ в числе таких предприятий.
Открыто лоббировать на переговорах в Киеве интересы тех, кто давно намерен «проглотить» НГЗ, М.Касьянов почему-то не стал. Видать, не время еще. Однако, вернувшись в Москву, он куда более откровенно выразился насчет НГЗ, заявив, что будет настоятельно требовать передачи акций НГЗ в зачет украинских долгов. К чему бы это?
Впрочем, версии на сей счет также существуют. Известные даже в Украине скандальные российские предприниматели, как-то Б.Березовский и Р.Абрамович, в силу политико-экономического расклада в России накануне президентских выборов, скорее всего, не прочь легализовать часть своего бизнеса в Украине. НГЗ для этого о-очень даже подходит. Несколько недель уже как в прессе появляется информация о том, что вышеупомянутые господа в результате неоглашаемой сделки получили контроль над крупнейшими алюминиевыми предприятиями в России. Три крупнейших алюминиевых завода РФ (КрАЗ, НкАЗ и БрАЗ) должны быть обеспечены сырьем — глиноземом. И одного Алчинского глиноземного комбината для этого недостаточно. До зарезу нужен НГЗ. Логика проста: воспользоваться украинской задолженностью и получить акции НГЗ в зачет долгов. Теоретически этому может способствовать факт достаточно близкого знакомства скандальных российских бизнесменов от политики с М.Касьяновым. Но зачет этот ничего, по сути, не даст Украине и России, т.е. ничего практически не принесет бюджетам обоих государств. Но может много принести тем, кто будет причастен к такой сделке. Украина потеряет контроль над стратегическим предприятием, которое рискует попасть в руки тем, кто прекрасно умеет работать по толлинговым схемам и кто уже продемонстрировал недавно на примере и российских алюминиевых заводов, и НГЗ, что это легальный способ увода средств от налогообложения. Так что вряд ли России и Украине нужен такой зачет, во всяком случае он вряд ли укрепит торговые взаимоотношения этих государств, о чем и в Украине, и в России говорят как о важнейшей задаче.