ИМИДЖ — СЛАБОЕ ЗВЕНО УКРАИНСКОГО ЭКСПОРТА

Поделиться
Украина — государство-экспортер Экспорт 40% ВВП в комментариях не нуждается. Участниками этого про...

Украина — государство-экспортер

Экспорт 40% ВВП в комментариях не нуждается. Участниками этого процесса являются государство (в лице соответствующих органов исполнительной власти) и субъекты внешнеэкономической деятельности (ВЭД) — экспортеры. Но можно ли считать, что между этими двумя главными участниками экспортного процесса сегодня существует ясное понимание и разделение функций и обязанностей? А ведь такое четкое разделение могло бы способствовать повышению эффективности экспортных операций.

Наверное, за государством должно остаться только то, что действительно устанавливается и может регулироваться только госорганами. В первую очередь это:

национальные законодательно-нормативные акты, регулирующие те аспекты ВЭД, которые действительно этого требуют (установление «правил игры»);

международные соглашения, создающие благоприятные условия для торгово-экономических отношений (соглашения о свободной торговле, об избежании двойного налогообложения, о защите инвестиций и т.д.);

благоприятная для внешнеэкономической деятельности политика курсообразования;

создание благоприятных условий для привлечения инвестиций;

таможенное законодательство;

защита внутреннего рынка и интересов национальных экспортеров при проведении антидемпинговых и специальных расследований.

Причем стабильность вышеперечисленного в сочетании с вносимыми изменениями только для упрощения всех процедур смогли бы создать атмосферу реального сотрудничества и взаимопонимания госорганов с теми, кто непосредственно наполняет сухие цифры товарооборота конкретными поставками.

Но вот такие составляющие успеха во внешнеэкономической деятельности, как качество и цена продукции; ассортимент (номенклатура) выпускаемой продукции; снижение энергетической составляющей в себестоимости продукции; создание совместных предприятий и представительств; реклама и выставочно-ярмарочная деятельность — это прерогатива самих субъектов внешнеэкономической деятельности.

Только четкое понимание того, что кроме них и за них это никто не сделает, может создать отношения между субъектами ВЭД и госорганами по настоящему конструктивными и прагматичными. Государство может и должно содействовать в реализации национальными товаропроизводителями перечисленного, но речь идет только о содействии в рамках действующего законодательства, существующих госструктур и бюджетного финансирования. Как говорил один из признанных и уважаемых корифеев украинской внешней торговли: «Не царское это дело».

Экспорт был, экспорт есть, экспорту быть?

Наверное, сам тезис не вызывает сомнений, но достаточно интересными (а для государства очень важными) являются тенденции и пути дальнейшего увеличения (или хотя бы сохранения) объемов экспорта, расширения его географии, улучшения структуры и т.д. Но прежде проанализируем, «где мы находимся».

В прошедшем году сохранилась благоприятная тенденция увеличения как украинского товарооборота в целом, так и экспорта в частности. Оборот товаров и услуг составил более 36 млрд. долл. США и увеличился в сравнении с 2000 годом на 10,4%. Почти на столько же увеличился и украинский экспорт — на 10,3%.

Какова же структура этой экспортной прибавки 2001 года? За счет увеличения поставок машин и оборудования обеспечено 27,9% общего прироста экспорта товаров, металлопродукции — 21,4%, продукции АПК — 22,1%, минеральных продуктов — 15,9%.

В плане диверсификации экспорта в минувшем году сохранялась уже достаточно устойчивая тенденция снижения доли стран СНГ, которая в 2001-м уменьшилась до 34,2%, соответственно увеличилась доля других стран до 65,8%.

В 2001 году был принят или подготовлен ряд законодательных и нормативных актов, направленных на создание благоприятных условий для украинского экспорта. В частности, разработанная Минэкономики Государственная программа стимулирования экспорта, в том числе продукции высокотехнологичных производств;

постановление Кабмина Украины от 29 ноября 2001 года №1615 «О первоочередных мерах по обеспечению динамичного развития торгово-экономического сотрудничества Украины с Российской Федерацией»;

Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О внедрении единого сбора, который взимается в пунктах пропуска через государственную границу Украины»;

проект закона Украины «О комплексной программе утверждения Украины как транзитного государства».

Но при объективной необходимости госрегулирования, являются ли такие действия достаточными в полной мере для обеспечения дальнейшего прогресса в увеличении объемов экспорта, или при неблагоприятной конъюнктуре — его сохранения?

Перспективно

Пресс безостановочных празднеств января с одновременным наполнением, как назвал один из долгожителей новогоднего телеэкрана, самого «больного места» определенным количеством веселящего шипучего напитка подвигает не только к тостам о хорошем, но и задает общее, скажем так, романтическое настроение. Однако вполне серьезно попробуем представить себе место украинских товаров на мировом рынке через три-четыре, ну пусть пять лет.

Откровенно говоря, кто бы из нас возражал против того, чтобы объемы экспорта увеличились, причем не только за счет традиционных экспортных товаров, а и новых, причем высокотехнологичных товаров; кардинально изменилась структура отечественного экспорта, резко снизив долю сырьевых товаров и товаров низкой степени переработки; произошла дальнейшая серьезная диверсификация экспорта и т.д. И нет смысла приводить какие-либо прогнозные показатели, которые будут забыты через неделю и, конечно же, опровергнуты жизнью в надлежащее время.

Вопрос в другом: можем ли мы себе представить, что всего вышеперечисленного возможно достичь, не создав постепенными, но ежедневными усилиями достойный имидж Украины — имидж, достойный ее потенциала в экономике, достойный нашего народа?

Но имидж не приходит сам по себе — его надо создать, причем именно там, где он нам нужен, т.е. за границей, в других странах, наших нынешних или потенциальных торгово-экономических партнерах.

«Украинское — самое лучшее», стократно произнесенное внутри страны, только на внутреннем рынке и сработает, причем не для всех и только тогда, когда действительно будет подкреплено качеством и умеренной ценой товара.

Основными «столповыми» направлениями, на которых произойдет совпадение интересов субъектов внешнеэкономической деятельности и стратегии государства по созданию имиджа, могут быть нижеследующее:

1. Создание совместных предприятий, участие в транснациональных корпорациях (по нашему законодательству — промышленно-финансовых группах).

По данным Исполнительного комитета СНГ, только в странах СНГ зарегистрировано около 30 тысяч совместных предприятий (СП). Однако есть и другой факт: более половины из них только числятся на бумаге и не работают.

К сожалению, можно констатировать, что активность украинских предпринимателей в этом контексте крайне неудовлетворительна. Показательным является количество СП с главным торговым партнером Украины — Российской Федерацией. Если количество украинско-российских СП в Украине — свыше 500, то в России — менее 50. А ведь создание СП позволяет улучшить работу предприятия, по меньшей мере, за счет следующих факторов: увеличение объемов экспорта за счет «выхода» на рынок страны-партнера по СП; увеличение объемов экспорта за счет совместного с партнером «выхода» на рынки третьих стран с конкурентоспособной продукцией; увеличение объемов продаж на внутреннем рынке за счет повышения качества и конкурентоспособности продукции.

2. Значительное увеличение присутствия в странах-партнерах экономических агентов Украины.

Экономические интересы и потенциал Украины за рубежом сегодня представляют: торгово-экономические миссии в составе посольств Украины за рубежом; представительства субъектов ВЭД; малым числом, но имеющие быть представительства областных администраций, союзов промышленников и предпринимателей, отраслевых ассоциаций; отдельные представители фирм-экспортеров, командированные в страны — потенциальные импортеры; дилеры крупных украинских предприятий.

Торгово-экономические миссии Украины работают в 33 странах, общая численность работающих в миссиях — почти 100 квалифицированных специалистов. Но для радикальных наступательных действий по продвижению украинских товаров на внешних рынках этого крайне недостаточно: как по количеству стран, в которых присутствуют украинские торгово-экономические миссии, так и по количеству работающих в них. Приведу несколько примеров.

В Италии состав украинской торгово-экономической миссии (вместе с руководителем) — два специалиста; состав торгового отдела посольства США в Италии включает 105 сотрудников, в таких же отделах в посольстве Франции — 73, в посольстве ФРГ — 71, в посольстве России — 26. Соответственно, разнятся и объемы торговли Италии с названными странами.

Франция имеет за границей 156 экономических миссий в 113 странах, причем до недавнего времени они назывались «посты экономической экспансии».

В 33 странах пребывания украинских торгово-экономических миссий зарегистрировано всего 214 представительства украинских компаний, в то время как в Украине открыто более 2700 представительств иностранных фирм (т.е. более чем в десять раз!)

Наш основной торговый партнер — Россия — в Украине имеет 180 представительств российских хозяйствующих субъектов; в России же, по официальным российским данным, только 33 представительства украинских предприятий. И это в то время, когда Швейцария (страна, которую, как говаривал сатирик, «Красноярский край покрывает, как бык овцу») имеет в России 244 представительства.

А ведь создание представительств позволяет закрепиться на рынке страны или даже региона за счет: возможности непосредственно работать с потенциальными покупателями продукции; осуществления постоянного мониторинга рынка страны пребывания и оперативного информирования головного предприятия о необходимых действиях по корректировке ценовой политики, технических параметров, качества продукции и т.д.; оперативного отслеживания изменения законодательно-нормативной базы страны пребывания, которые могут повлиять на объемы продаж товара.

Относительно дилерства. Только один простой, но, на мой взгляд, наглядный пример: известное кировоградское предприятие «Красная звезда» за последние два года смогло значительно увеличить объемы своих продаж в Россию, открыв дилерские центры в Воронеже, Москве, Туле, Ростовской и Белгородской областях. Сейчас кировоградцы планируют открыть сервисные центры по обслуживанию и ремонту сельхозтехники в этих же городах и областях.

3. Участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях

Участие украинских субъектов внешнеэкономической деятельности в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом слабовато и недостаточно для создания позитивного имиджа Украины как государства, производящего современные и качественные товары.

В то же время это направление является одним из важнейших факторов увеличения объемов экспорта, в первую очередь, за счет возможности «живого» показа своей продукции и ее преимуществ над аналогичной продукцией других производителей; возможности непосредственно работать с потенциальными покупателями продукции; возможности сравнения качества и технических параметров продукции с аналогичной продукцией других производителей и учета лучшего при модернизации продукции. Тем более, что худо-бедно, но государство ежегодно выделяет бюджетные деньги для частичной оплаты затрат на участие украинских товаропроизводителей в выставках за рубежом.

Отдельно взятая мечта

К слову, о выставках. Геополитическое расположение Украины, кроме уже многократно «обыгранного» на разных уровнях, но слабо реализованного транзитного потенциала, имеет и другой интересный аспект. Почему бы Украине не стать центром международной выставочной деятельности между странами Европы и Азии, взяв при этом за основу самые современные технологии в этой сфере?

Реализация такой стратегии, как минимум, позволила бы:

«показать» экономический потенциал Украины (причем не «взагалі», а именно по регионам) представителям мировых деловых кругов и тем самым приблизить потенциальных инвесторов непосредственно к хозяйствующим субъектам Украины;

облегчить для национального товаропроизводителя выбор и достижение договоренностей по закупке и получению на иных условиях современного оборудования и технологий (в первую очередь, энергосберегающих) за счет возможности ознакомления потенциального иностранного инвестора с конкретным украинским предприятием «на месте»;

сэкономить (!) средства национальных товаропроизводителей на участие в международных выставках и ярмарках за границей;

намного облегчить и ускорить процесс ознакомления технической, научной, промышленной и деловой общественности Украины с современными достижениями в разных областях деятельности с целью их заимствования и использования в украинских разработках;

создать благоприятные условия для «показа» украинских предприятий, желающих создать СП;

создать широкомасштабную современную инфраструктуру выставочной деятельности, которая в последующем может стать одной из основных бюджетоформирующих отраслей страны;

при строительстве и оборудовании современных выставочных комплексов в качестве субподрядчиков на приоритетной основе привлечь украинские фирмы и строительные организации;

создать большое количество рабочих мест для образованной украинской молодежи со знанием иностранных языков именно в Украине, что крайне важно в стратегическом плане;

значительно ускорить процесс ассимиляции всех инфраструктур Украины до уровня развитых стран;

создать новое направление прибыльной деятельности — деловой туризм, тем самым дав толчок развитию инфраструктур на областном уровне, в первую очередь таких, как гостиничный бизнес, дороги, телекоммуникации, отдых;

в конечном итоге — поднять политический имидж Украины как в странах ЕС, так и азиатских государствах.

Сакраментальные вопросы: «кто» и «за что»?

Возможные варианты ответа:

инвестиции серьезных европейских и азиатских фирм, специализирующихся именно в этой области, с которыми на правительственном уровне будет достигнута договоренность об их долгосрочном участии в этой акции;

кредиты международных финансовых организаций и других государств;

средства заинтересованных участников с украинской стороны;

средства по месту проведения мероприятий: органов власти или хозяйствующих субъектов области.

Представьте, если бы это удалось реализовать...

Государство, дай добро!

Чем, в свою очередь, государство могло бы облегчить осуществление экспортных операций? Хотелось бы остановиться на одном крайне важном факторе содействия внешней торговле: совершенствовании и упрощении таможенных процедур и общей системы пропуска через государственную границу Украины. Ведь сегодня, к сожалению, имеет место тенденция к снижению пассажиро-транспортных потоков через территорию Украины на 5—7% ежегодно.

Статистика свидетельствует, что пассажиро-транспортные потоки за счет активных действий соответствующих ведомств соседних государств идут в обход Украины, несмотря на ее выгодное геополитическое размещение. Для исправления сложившегося положения нужно предпринять эффективные организационные меры. Например, самое время, на мой взгляд, спросить у максимально возможного количества субъектов внешнеэкономической деятельности, какие у них претензии и есть ли предложения относительно улучшения деятельности пунктов пропуска и осуществления таможенных процедур. Кроме того, изучив, как минимум, опыт европейских стран, следует, видимо, установить наименее бюрократические, в сравнении с другими странами, процедуры пересечения границы и таможенного оформления для субъектов ВЭД; установить максимально упрощенные процедуры пересечения границы для товаров, которые вывозятся или ввозятся для демонстрации на выставках; упростить процедуры оформления транзитных грузов.

Другими конкретными направлениями упрощения пересечения украинской границы, выполнения таможенных формальностей, повышения транзитной привлекательности Украины может стать: значительное сокращение количества видов госконтроля на пунктах пропуска, сокращение времени пребывания в пунктах пропуска и количества осуществляемых при таможенном оформлении процедур; сокращение до минимальных ставок сборов и платежей, взимаемых при пересечении госграницы; переход от сплошного контроля к выборочному; законодательное ограничение органов местной власти в применении местных сборов к иностранным перевозчикам, со странами регистрации которых заключены соответствующие межправительственные соглашения; приведение оборудования пунктов пропуска и региональных таможен к европейским стандартам; упрощение процедуры проверки или подтверждения качества товара при таможенном оформлении; регулярная корректировка тарифов на железнодорожные перевозки и перевалку грузов в портах по результатам постоянного мониторинга этих тарифов в государствах-конкурентах Украины как транзитного государства.

Внутренние резервы

Однако не только от конъюнктуры на мировых товарно-сырьевых рынках зависит состояние экспорта украинских товаров. От самих украинских товаропроизводителей зависит выполнение таких очевидных, но от этого не менее правильных действий для улучшения своего экспортного потенциала. В частности:

1. Постоянное улучшение качества и увеличение ассортимента выпускаемой продукции.

Достигается (в классическом варианте):

а) соответствующим анализом, выполняемым маркетинговыми службами предприятий-экспортеров, включающим в себя: определение стран (регионов) — потенциальных импортеров; анализ ситуации на рынке «своих» товаров (путем выезда «на место», общения с торгово-экономической миссией, Госвнешинформом) с определением доли местных и импортных товаров, их качественных характеристик и ассортимента; сравнения — за счет чего уступают наши товары; поиск оптимальных путей улучшения;

б) определение того, «что нужно»: оборудование, технологии, материалы, изменение конструкции (рецептуры), упаковка, лицензия и т.д.;

в) подготовка бизнес-плана; достижение договоренностей (при отсутствии оборотных средств) о кредитах; как вариант — создание СП;

г) реализацией задуманного (для упорных и настойчивых).

2. Снижение себестоимости продукции.

Эта тема актуальна и в случае, когда задача — увеличить прибыль при сохранении цены и сохранить конкурентоспособность путем снижения цены.

Опять же, «классические» подходы общеизвестны:

а) анализ составляющих себестоимости и поиск путей их уменьшения;

б) изменение технологии, конструкции, замена материалов и т.п.;

в) сокращение себестоимости за счет увеличения партионности.

Безусловно, все вышесказанное не имеет отношения к случаю, когда из-за цены украинских экспортных товаров вводятся антидемпинговые меры.

3. Уменьшение энергопотребления.

Аргументация, с одной стороны, очевидна, с другой — более чем подробно изложена в статье В.Жовтянского («Зеркало недели» №1, 2002 г.). Хотелось бы только добавить, что достаточно несложными, но эффективными могли бы быть следующие действия со стороны государства:

а) постепенное ограничение потребления энергоносителей (ежегодно — на фиксированный процент) путем принятия соответствующего постановления правительства или иного нормативного акта;

б) дифференцированные тарифы потребления после определенного объема потребления, причем интересной могла бы быть не только классическая схема: обычный тариф — повышенный тариф — значительно повышенный тариф, но и схемы: тариф, меньший обычного — обычный тариф — и т.д. или значительная дифференциация дневного и ночного тарифа на энергоносители;

в) льготы при использовании счетчиков потребления энергоносителей.

О ментальности и мифах

или «В чем правда, брат?»

Но что же мешает действовать по вышеизложенным направлениям?

По большому счету — ничего. Что, как сказал бы тот же юморист, «крайне обидно».

Ну почему:

россияне уже второй год очень активно работают на украинском рынке, постоянно наращивая свое присутствие, мы же на российском — как будто чего-то стесняемся;

Польша имеет в Беларуси более 60 представительств, Германия, США — более 50, Украина — чуть более десятка;

бразильский президент в непростое для страны время привозит с собой во время визита в Украину 40 представителей бизнес-кругов Бразилии; мы же уговариваем отечественных промышленников и предпринимателей принять участие в этой бизнес-конференции;

израильский бизнесмен может специально прилететь на встречу деловых кругов Израиля и Украины в Киев только для того, чтобы здесь, в Киеве, встретиться с теми людьми из своей же делегации, с которыми он в Израиле просто не имеет возможности встретиться в силу их статуса и т.д.

Признаем, что дело в нас самих: в нашей активности, предприимчивости, скорости мышления, возможности правильно оценить сложившуюся ситуацию, спрогнозировать оптимальные действия на перспективу и т.д. и т.п. Не зря у американцев есть интересное выражение: «Если не идти, а сидеть, пусть даже на правильном пути — вы обязательно собьетесь».

Именно предприятиям-экспортерам надо активно действовать на рынках тех стран, куда мы хотели бы экспортировать свою продукцию, конечно же, максимально используя возможности наших дипломатических представительств за рубежом.

И не надо искать объяснения только за пределами Украины: кто, что и почему, якобы, нам мешает или не дает развиваться так, как нам хочется. Нравится нам это или нет, но мир прагматичен, и каждое государство всеми возможными средствами и мерами стремится обеспечить свои национальные интересы.

В то же время следует реально оценивать влияние последствий тех или иных действий на макроуровне, чтобы не увлечься несбыточными иллюзиями или тщетными надеждами.

Вот, например, известное уважаемое издание «Квартальные прогнозы» Международного центра перспективных исследований в октябрьском выпуске минувшего года (№17) прогнозировано увеличение объемов торговли с Россией вследствие сокращения количества изъятий из режима свободной торговли с 20% до 0,3%. Последняя цифра достоверна, но не было никогда изъятий с Россией объемом ни в 20, ни в 10, ни даже в 5%! Отсюда — и цена вывода.

Членство Украины в ВТО: в стратегическом плане, безусловно, необходимая вещь, однако споры и рассуждения когда: в этом году, в следующем ли — с точки зрения надежд на открытие чьих-то рынков достаточно иллюзорны.

Зона свободной торговли стран СНГ: в силу отсутствия каких-либо реальных экономических достоинств, на мой взгляд, уже давно напоминает «чемодан без ручки», который, как говорится, нести тяжело, а бросить жалко.

Отдельно следует упомянуть об экономических форумах. Звучит красиво, как правило, так же и выглядит. Но ведь и результат должен быть! А с этим как-то не очень складывается. Бизнесмену, приехавшему на форум за свои (и зачастую немалые деньги) нужен ведь один, или несколько партнеров именно в его бизнесе. А то, что эти люди затерялись в многосотенной толпе бизнесменов и чиновников из той или иной страны — «не греет». Настолько ли мы богаты, чтобы позволять себе такие достаточно дорогостоящие и помпезные мероприятия с низким КПД «выхода»?

Но завершить попытку найти и «заменить» слабое звено хочу оптимистичной фразой известного американского любителя джаза и крылатых выражений, который свое выступление в Киеве завершил словами: «Боріться, то й поборете».

Какова же структура этой экспортной прибавки 2001 года? За счет увеличения поставок машин и оборудования обеспечено 27,9% общего прироста экспорта товаров, металлопродукции — 21,4%, продукции АПК — 22,1%, минеральных продуктов — 15,9%.

В плане диверсификации экспорта в минувшем году сохранялась уже достаточно устойчивая тенденция снижения доли стран СНГ, которая в 2001-м уменьшилась до 34,2%, соответственно увеличилась доля других стран до 65,8%.

В 2001 году был принят или подготовлен ряд законодательных и нормативных актов, направленных на создание благоприятных условий для украинского экспорта.

В частности, разработанная Минэкономики Государственная программа стимулирования экспорта, в том числе продукции высокотехнологичных производств;

постановление Кабмина Украины от 29 ноября 2001 года №1615 «О первоочередных мерах по обеспечению динамичного развития торгово-экономического сотрудничества Украины с Российской Федерацией»;

Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О внедрении единого сбора, который взимается в пунктах пропуска через государственную границу Украины»;

проект закона Украины «О комплексной программе утверждения Украины как транзитного государства».

Но при объективной необходимости госрегулирования, являются ли такие действия достаточными в полной мере для обеспечения дальнейшего прогресса в увеличении объемов экспорта, или при неблагоприятной конъюнктуре — его сохранения?

Перспективно

Пресс безостановочных празднеств января с одновременным наполнением, как назвал один из долгожителей новогоднего телеэкрана, самого «больного места» определенным количеством веселящего шипучего напитка подвигает не только к тостам о хорошем, но и задает общее, скажем так, мечтательное настроение. Однако вполне серьезно попробуем представить себе место украинских товаров на мировом рынке через три-четыре, ну пусть пять лет.

Откровенно говоря, кто бы из нас возражал против того, чтобы объемы экспорта увеличились, причем не только за счет традиционных экспортных товаров, а и новых, причем высокотехнологичных товаров; кардинально изменилась структура отечественного экспорта, резко снизив долю сырьевых товаров и товаров низкой степени переработки; произошла дальнейшая серьезная диверсификация экспорта и т.д. И нет смысла приводить какие-либо прогнозные показатели, которые будут забыты через неделю и, конечно же, опровергнуты жизнью в надлежащее время.

Вопрос в другом: можем ли мы себе представить, что всего вышеперечисленного возможно достичь, не создав постепенными, но ежедневными усилиями достойный имидж Украины — имидж, достойный ее потенциала в экономике, достойный нашего народа?

Но имидж не приходит сам по себе — его надо создать, причем именно там, где он нам нужен, т.е. за границей, в других странах, наших нынешних или потенциальных торгово-экономических партнерах.

«Украинское — самое лучшее», стократно произнесенное внутри страны, только на внутреннем рынке и сработает, причем не для всех и только тогда, когда действительно будет подкреплено качеством и умеренной ценой товара.

Основными «столбовыми» направлениями, на которых произойдет совпадение интересов субъектов внешнеэкономической деятельности и стратегии государства по созданию имиджа, могли бы стать:

1. Создание совместных предприятий, участие в транснациональных корпорациях (по нашему законодательству — промышленно-финансовых группах).

По данным Исполнительного комитета СНГ, только в странах СНГ зарегистрировано около 30 тысяч совместных предприятий (СП). Однако есть и другой факт: более половины из них только числятся на бумаге и не работают.

К сожалению, можно констатировать, что активность украинских предпринимателей в этом контексте крайне неудовлетворительна. Показательным является количество СП с главным торговым партнером Украины — Российской Федерацией. Если количество украинско-российских СП в Украине — свыше 500, то в России — менее 50. А ведь создание СП позволяет улучшить работу предприятия, по меньшей мере, за счет следующих факторов: увеличение объемов экспорта за счет «выхода» на рынок страны-партнера по СП; увеличение объемов экспорта за счет совместного с партнером «выхода» на рынки третьих стран с конкурентоспособной продукцией; увеличение объемов продаж на внутреннем рынке за счет повышения качества и конкурентоспособности продукции.

2. Значительное увеличение присутствия в странах-партнерах экономических агентов Украины.

Экономические интересы и потенциал Украины за рубежом сегодня представляют: торгово-экономические миссии в составе посольств Украины за рубежом; представительства субъектов ВЭД; малым числом, но имеющие быть представительства областных администраций, союзов промышленников и предпринимателей, отраслевых ассоциаций; отдельные представители фирм-экспортеров, командированные в страны — потенциальные импортеры; дилеры крупных украинских предприятий.

Торгово-экономические миссии Украины работают в 33 странах, общая численность работающих в миссиях — почти 100 квалифицированных специалистов. Но для радикальных наступательных действий по продвижению украинских товаров на внешних рынках этого крайне недостаточно: как по количеству стран, в которых присутствуют украинские торгово-экономические миссии, так и по количеству работающих в них. Приведу несколько примеров.

В Италии состав украинской торгово-экономической миссии (вместе с руководителем) — два специалиста; состав торгового отдела посольства США в Италии включает 105 сотрудников, в таких же отделах в посольстве Франции — 73, в посольстве ФРГ — 71, в посольстве России — 26. Соответственно, разнятся и объемы торговли Италии с названными странами.

Франция имеет за границей 156 экономических миссий в 113 странах, причем до недавнего времени они назывались — «посты экономической экспансии».

В 33 странах пребывания украинских торгово-экономических миссий зарегистрировано всего 214 представительства украинских компаний, в то время как в Украине открыто более 2700 представительств иностранных фирм (т.е. более чем в десять раз!)

Наш основной торговый партнер — Россия — в Украине имеет 180 представительств российских хозяйствующих субъектов; в России же, по официальным российским данным, только 33 представительства украинских предприятий. И это в то время, когда Швейцария (страна, которую, как говаривал сатирик, «Красноярский край покрывает, как бык овцу») имеет в России 244 представительства.

А ведь создание представительств позволяет закрепиться на рынке страны или даже региона за счет: возможности непосредственно работать с потенциальными покупателями продукции; осуществления постоянного мониторинга рынка страны пребывания и оперативного информирования головного предприятия о необходимых действиях по корректировке ценовой политики, технических параметров, качества продукции и т.д.; оперативного отслеживания изменения законодательно-нормативной базы страны пребывания, которые могут повлиять на объемы продаж товара.

Относительно дилерства. Только один простой, но, на мой взгляд, наглядный пример: известное кировоградское предприятие «Красная звезда» за последние два года смогло значительно увеличить объемы своих продаж в Россию, открыв дилерские центры в Воронеже, Москве, Туле, Ростовской и Белгородской областях. Сейчас кировоградцы планируют открыть сервисные центры по обслуживанию и ремонту сельхозтехники в этих же городах и областях.

3. Участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях

Участие украинских субъектов внешнеэкономической деятельности в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом является слабым и недостаточно для создания позитивного имиджа Украины как государства, производящего современные и качественные товары.

В то же время это направление является одним из важнейших факторов увеличения объемов экспорта, в первую очередь, за счет возможности «живого» показа своей продукции и ее преимуществ над аналогичной продукцией других производителей; возможности непосредственно работать с потенциальными покупателями продукции; возможности сравнения качества и технических параметров продукции с аналогичной продукцией других производителей и учета лучшего при модернизации продукции. Тем более, что худо-бедно, но государство ежегодно выделяет бюджетные деньги для частичной оплаты затрат на участие украинских товаропроизводителей в выставках за рубежом.

Отдельно взятая мечта

К слову, о выставках. Геополитическое расположение Украины, кроме уже многократно «обыгранного» на разных уровнях, но слабо реализованного транзитного потенциала, имеет и другой интересный аспект. Почему бы Украине не стать центром международной выставочной деятельности между странами Европы и Азии, взяв при этом за основу самые современные технологии в этой сфере?

Реализация такой стратегии, как минимум, позволила бы:

«показать» экономический потенциал Украины (причем не «взагалі», а именно по регионам) представителям мировых деловых кругов и тем самым приблизить потенциальных инвесторов непосредственно к хозяйствующим субъектам Украины;

облегчить для национального товаропроизводителя выбор и достижение договоренностей по закупке и получению на иных условиях современного оборудования и технологий (в первую очередь, энергосберегающих) за счет возможности ознакомления потенциального иностранного инвестора с конкретным украинским предприятием «на месте»;

сэкономить (!) средства национальных товаропроизводителей на участие в международных выставках и ярмарках за границей;

намного облегчить и ускорить процесс ознакомления технической, научной, промышленной и деловой общественности Украины с современными достижениями в разных областях деятельности с целью их заимствования и использования в украинских разработках;

создать благоприятные условия для «показа» украинских предприятий, желающих создать СП;

создать широкомасштабную современную инфраструктуру выставочной деятельности, которая в последующем может стать одной из основных бюджетоформирующих отраслей страны;

при строительстве и оборудовании современных выставочных комплексов в качестве субподрядчиков на приоритетной основе привлечь украинские фирмы и строительные организации;

создать большое количество рабочих мест для образованной украинской молодежи со знанием иностранных языков именно в Украине, что крайне важно в стратегическом плане;

значительно ускорить процесс ассимиляции всех инфраструктур Украины до уровня развитых стран;

создать новое направление прибыльной деятельности — деловой туризм, тем самым дав толчок развитию инфраструктур на областном уровне, в первую очередь таких, как гостиничный бизнес, дороги, телекоммуникации, отдых;

в конечном итоге — поднять политический имидж Украины как в странах ЕС, так и азиатских государствах.

Сакраментальные вопросы: «кто» и «за что»?

Возможные варианты ответа:

инвестиции серьезных европейских и азиатских фирм, специализирующихся именно в этой области, с которыми на правительственном уровне будет достигнута договоренность об их долгосрочном участии в этой акции;

кредиты международных финансовых организаций и других государств;

средства заинтересованных участников с украинской стороны;

средства по месту проведения мероприятий: органов власти или хозяйствующих субъектов области.

Представьте, если бы это удалось реализовать...

Государство, дай добро!

Чем, в свою очередь, государство могло бы облегчить осуществление экспортных операций? Хотелось бы остановиться на одном крайне важном факторе содействия внешней торговле: совершенствовании и упрощении таможенных процедур и общей системы пропуска через государственную границу Украины. Ведь сегодня, к сожалению, имеет место тенденция к снижению пассажиро-транспортных потоков через территорию Украины на 5—7% ежегодно.

Статистика свидетельствует, что пассажиро-транспортные потоки за счет активных действий соответствующих ведомств соседних государств идут в обход Украины, несмотря на ее выгодное геополитическое размещение. Для исправления сложившегося положения нужно предпринять эффективные организационные меры. Например, небезынтересно было бы узнать у максимально возможного количества субъектов внешнеэкономической деятельности, какие у них претензии и есть ли предложения относительно улучшения деятельности пунктов пропуска и осуществления таможенных процедур. Кроме того, изучив, как минимум, опыт европейских стран, следует, видимо, установить наименее бюрократические, в сравнении с другими странами, процедуры пересечения границы и таможенного оформления для субъектов ВЭД; установить максимально упрощенные процедуры пересечения границы для товаров, которые вывозятся или ввозятся для демонстрации на выставках; упростить процедуры оформления транзитных грузов.

Другими конкретными направлениями упрощения пересечения украинской границы, выполнения таможенных формальностей, повышения транзитной привлекательности Украины может стать: значительное сокращение количества видов госконтроля на пунктах пропуска, сокращение времени пребывания в пунктах пропуска и количества осуществляемых при таможенном оформлении процедур; сокращение до минимальных ставок сборов и платежей, взимаемых при пересечении госграницы; переход от сплошного контроля к выборочному; законодательное ограничение органов местной власти в применении местных сборов к иностранным перевозчикам, со странами регистрации которых заключены соответствующие межправительственные соглашения; приведение оборудования пунктов пропуска и региональных таможен к европейским стандартам; упрощение процедуры проверки или подтверждения качества товара при таможенном оформлении; регулярная корректировка тарифов на железнодорожные перевозки и перевалку грузов в портах по результатам постоянного мониторинга этих тарифов в государствах-конкурентах Украины как транзитного государства.

Внутренние резервы

Однако не только от конъюнктуры на мировых товарно-сырьевых рынках зависит состояние экспорта украинских товаров. От самих украинских товаропроизводителей зависит выполнение таких очевидных, но от этого не менее правильных действий для улучшения своего экспортного потенциала. В частности:

1. Постоянное улучшение качества и увеличение ассортимента выпускаемой продукции.

Достигается (в классическом варианте):

а) соответствующим анализом, выполняемым маркетинговыми службами предприятий-экспортеров, включающим в себя: определение стран (регионов) — потенциальных импортеров; анализ ситуации на рынке «своих» товаров (путем выезда «на место», общения с торгово-экономической миссией, Госвнешинформом) с определением доли местных и импортных товаров, их качественных характеристик и ассортимента; сравнения — за счет чего уступают наши товары; поиск оптимальных путей улучшения;

б) определение того, «что нужно»: оборудование, технологии, материалы, изменение конструкции (рецептуры), упаковка, лицензия и т.д.;

в) подготовка бизнес-плана; достижение договоренностей (при отсутствии оборотных средств) о кредитах; как вариант — создание СП;

г) реализацией задуманного (для упорных и настойчивых).

2. Снижение себестоимости продукции.

Эта тема актуальна и в случае, когда задача — увеличить прибыль при сохранении цены и тогда, когда нужно сохранить конкурентоспособность путем снижения цены.

Опять же, «классические» подходы общеизвестны:

а) анализ составляющих себестоимости и поиск путей их уменьшения;

б) изменение технологии, конструкции, замена материалов и т.п.;

в) сокращение себестоимости за счет увеличения партионности.

Безусловно, все вышесказанное не имеет отношения к случаю, когда из-за цены украинских экспортных товаров вводятся антидемпинговые меры.

3. Уменьшение энергопотребления.

Аргументация, с одной стороны, очевидна, с другой — более чем подробно изложена в статье В.Жовтянского («Зеркало недели» №1, 2002 г.). Хотелось бы только добавить, что достаточно несложными, но эффективными могли бы быть следующие действия со стороны государства:

а) постепенное ограничение потребления энергоносителей (ежегодно — на фиксированный процент) путем принятия соответствующего постановления правительства или иного нормативного акта;

б) дифференцированные тарифы потребления после определенного объема потребления, причем интересной могла бы быть не только классическая схема: обычный тариф — повышенный тариф — значительно повышенный тариф, но и схемы: тариф, меньший обычного — обычный тариф — и т.д. или значительная дифференциация дневного и ночного тарифа на энергоносители;

в) льготы при использовании счетчиков потребления энергоносителей.

О ментальности и мифах, или «В чем правда, брат?»

Но что же мешает действовать по вышеизложенным направлениям?

По большому счету — ничего. Что, как сказал бы тот же юморист, «крайне обидно».

Ну почему:

россияне уже второй год очень активно работают на украинском рынке, постоянно наращивая свое присутствие, мы же на российском — как будто чего-то стесняемся;

Польша имеет в Беларуси более 60 представительств, Германия, США — более 50, Украина — чуть более десятка;

бразильский президент в непростое для страны время привозит с собой во время визита в Украину 40 представителей бизнес-кругов Бразилии; мы же уговариваем отечественных промышленников и предпринимателей принять участие в этой бизнес-конференции;

израильский бизнесмен может специально прилететь на встречу деловых кругов Израиля и Украины в Киев только для того, чтобы здесь, в Киеве, встретиться с теми людьми из своей же делегации, с которыми он в Израиле просто не имеет возможности встретиться в силу их статуса и т.д.

Признаем, что дело в нас самих: в нашей активности, предприимчивости, скорости мышления, возможности правильно оценить сложившуюся ситуацию, спрогнозировать оптимальные действия на перспективу и т.д. и т.п. Не зря у американцев есть интересное выражение: «Если не идти, а сидеть, пусть даже на правильном пути — вы обязательно собьетесь».

Именно предприятиям-экспортерам надо активно действовать на рынках тех стран, куда мы хотели бы экспортировать свою продукцию, конечно же, максимально используя возможности наших дипломатических представительств за рубежом.

И не надо искать объяснения только за пределами Украины: кто, что и почему якобы нам мешает или не дает развиваться так, как нам хочется. Нравится нам это или нет, но мир прагматичен, и каждое государство всеми возможными средствами и мерами стремится обеспечить свои национальные интересы.

В то же время следует реально оценивать влияние последствий тех или иных действий на макроуровне, чтобы не тешить себя несбыточными иллюзиями или тщетными надеждами.

Вот, например, известное уважаемое издание «Квартальные прогнозы» Международного центра перспективных исследований в октябрьском выпуске минувшего года (№17) прогнозирует увеличение объемов торговли с Россией вследствие сокращения количества изъятий из режима свободной торговли с 20% до 0,3%. Последняя цифра достоверна, но не было никогда изъятий с Россией объемом ни в 20, ни в 10, ни даже в 5%! Отсюда — и цена вывода.

Членство Украины в ВТО: в стратегическом плане, безусловно, необходимая вещь, однако споры и рассуждения когда: в этом году, в следующем ли — с точки зрения надежд на открытие чьих-то рынков достаточно иллюзорны.

Зона свободной торговли стран СНГ: в силу отсутствия каких-либо реальных экономических достоинств, на мой взгляд, уже давно напоминает «чемодан без ручки», который, как говорится, нести тяжело, а бросить жалко.

Отдельно следует упомянуть об экономических форумах. Звучит красиво, как правило, так же и выглядит. Но ведь и результат должен быть! А с этим как-то не очень складывается. Бизнесмену, приехавшему на форум за свои (и зачастую немалые деньги), нужен один или несколько партнеров именно в его бизнесе. А то, что эти люди затерялись в многосотенной толпе бизнесменов и чиновников из той или иной страны — «не греет». Настолько ли мы богаты, чтобы позволять себе такие достаточно дорогостоящие и помпезные мероприятия с низким КПД «выхода»?

Но завершить попытку найти и предложить «замену» слабому звену хочу оптимистичной фразой известного американского любителя джаза и крылатых выражений, который свое выступление в Киеве завершил словами: «Боріться, то й поборете».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме