История приватизации многострадального ОАО «Ривнеазот», 54 процента акций которого принадлежат государству, напоминает остросюжетный голливудский блокбастер. Вышла в прокат очередная серия. Во вторник, 20 мая, специальная комиссия Верховной Рады по приватизации решала: что же делать с «Ривнеазотом» дальше? Иными словами — быть или не быть одному из крупнейших производителей минеральных удобрений страны?
Предприятие, балансовая прибыль которого за 2000 год составила 5 млн. долларов, сегодня в долгах как в шелках. Минус 120 млн. гривен — таков итог хозяйствования за последние полтора года. Государство является собственником контрольного пакета акций предприятия, а поэтому несчастной судьбой «Ривнеазота» активно заинтересовались парламентарии, прокуратура, Служба безопасности и Контрольно-ревизионное управление. Как это ни странно, никаких злоупотреблений в деятельности Ривненской облгосадминистрации (а именно в ее управление в сентябре 2001 года Фонд госимущества передал госпакет тогда еще вполне успешного завода) проверяющие органы не нашли. Тем не менее на повестку дня стал вопрос — как дальше функционировать фактически обанкротившемуся предприятию?
Представители СБУ, присутствовавшие на заседании депутатской комиссии, заявили о необходимости проведения срочной санации (иными словами — восстановления платежеспособности предприятия). Им оппонировал председатель Фонда госимущества Михаил Чечетов, в довольно художественной форме обозначив уровень нынешней инвестиционной привлекательности крупнейшего в Западном регионе Украины производителя минеральных удобрений. «Ривнеазот» необходимо срочно приватизировать! Если выставим предприятие на приватизацию, то какая-никакая картошка будет — хоть гнилая, хоть не гнилая — покупатели все равно найдутся!» — заявил Михаил Васильевич народным избранникам. Как же так вышло, что государственную собственность, еще вчера приносившую приличную прибыль, сегодня готовы продать по цене гнилой картошки?
«Ривнеазот» уже продавали два года назад. Тогда конкурс Фонда госимущества выиграло ЗАО «Украгрохимпромхолдинг». Цена покупки государственного 54-процентного пакета — 136 млн. гривен и обязательства в течение пяти лет вложить в завод 63 млн. долларов инвестиций. В самом Фонде госимущества такой сделке были безумно рады, однако в процесс приватизации неожиданно вмешался суд.
Еще в далеком 1996-м электроэнергию на «Ривнеазот» поставляла дочерняя структура концерна «Правекс». Неплатежи за нее привели обе стороны в суд для рассмотрения дела о банкротстве. Верховный суд признал долг «Ривнеазота» перед «Правексом» в размере 14 млн. долларов. В то время, когда «Украгрохимпромхолдинг» и Фонд госимущества уже оформляли сделку покупки-продажи акций завода, «Правекс» подал ходатайство в Тернопольский суд, который рассматривал дело о банкротстве, требуя наложить арест на имущество завода. Иными словами, подготовленный было договор о покупке акций «Ривнеазота» превратился в несколько ничего не стоящих страничек.
Суд удовлетворил ходатайство «Правекса», объявил завод банкротом и начал ликвидационную процедуру. Такое решение удивило всех, поскольку дело рассматривали по старому, утратившему силу закону о банкротстве. В то время, как уже год существовал новый закон — о восстановлении платежеспособности предприятий. Начались долгие судебные тяжбы. Несмотря на постановление Львовского апелляционного суда привести производство по делу ОАО «Ривнеазот» в соответствие с законом о восстановлении платежеспособности должника, Тернопольский хозяйственный суд вынес определение о приостановлении производства по делу вообще. В связи с тем, что в стране был объявлен мораторий на реализацию имущества предприятий, в которых доля государства составляет более 25 процентов.
Однако, сказав «А», суд не сказал «Б». На самом деле, среди прочего, закон о восстановлении платежеспособности предусматривает процедуру санации предприятия-должника. Первое — это отстранение владельцев акций и исполнительных органов должника от управления объектом, второе — введение процедуры распоряжения имуществом и назначение государственного распорядителя, третье — создание совета кредиторов и поиск инвесторов, четвертое — разработка плана санации, который утверждается распорядителем, кредиторами и судом. При этом государство контролирует все финансовые потоки, которые идут через подконтрольное предприятие.
Как заявил Михаил Чечетов, «если будет санация, то она будет проводиться под конкретного санатора, а государство в итоге вообще не получит ни копейки». Подобное утверждение немного удивляет, поскольку не имеет ничего общего с реальной процедурой санации. Распорядитель имущества предприятия — человек, которого назначает именно государство, а инвесторы, вложившие деньги в санацию, не становятся автоматически владельцами акций. Процедура покупки-продажи акций утверждается самим Фондом госимущества и проводится на конкурсной основе уже после восстановления платежеспособности предприятия.
Сегодня Фонд госимущества хочет продать «Ривнеазот» любой ценой. Озвучена и сумма — 46 млн. гривен за 54-процентный госпакет. Фонд рассчитывает, что окончательная цена продажи при этом вырастет до 100 млн. Однако существует одно маленькое «но». Кроме 100 млн. «чистой» цены предприятие на сегодня имеет 120 млн. гривен убытка. 100 плюс 120 равняется 220 млн. гривен. Сможет ли ФГИ найти такого смелого и богатого покупателя для столь непривлекательного на нынешний момент предприятия?
Для сравнения: два года назад, когда «Ривнеазот» имел годовую балансовую прибыль в 5 млн. долларов, его стартовая цена равнялась чуть более 40 млн. гривен.
Существует и еще один маленький нюансик. В балансовых отчетах «Ривнеазота», которые находятся в Фонде госимущества, отражена задолженность предприятия перед концерном «Правекс» в размере 20 млн. гривен. На самом деле Верховный суд утвердил долг «Ривнеазота» перед «Правексом» в размере 14 млн. долларов, или 74 млн. гривен. Таким образом, убытки ривненских химиков составляют не 120 млн. гривен, как утверждает Фонд госимущества, а на 54 млн. больше, то есть 174 млн. Выходит, что акции убыточного предприятия станут для потенциальных покупателей просто золотыми. Найдутся ли смельчаки, готовые выложить почти 300 млн.?
Как уверяет председатель Фонда, и на гнилую картошку найдется свой покупатель. Вот только не захочет ли он потом, согласно закону о защите прав потребителей, вернуть купленный товар обратно в обмен на свои деньги? Впрочем, главное правило сегодняшнего рынка по-украински — «бачили очі, що купували, їжте, хоч повилазьте!»
Возможен и другой, более серьезный вариант: покупателями завода станут именно те, кто и довел его до сегодняшнего плачевного состояния. В таком случае продажная цена «Ривнеазота» будет очень далека от рыночной.
Сегодня ОАО «Ривнеазот» напоминает огромную финансовую пирамиду. Руководство завода радуется тому, что из месяца в месяц растут объемы производства и продажи. Умалчивая, однако, что сбывает продукцию по цене ниже себестоимости. Работая себе же в убыток предприятие не только сознательно снижает стоимость государственного пакета акций, но и создает ситуацию, при которой государство оказывается должником «Ривнеазота» по налогу на добавленную стоимость. Убытки «Ривнеазота» сегодня растут на 20 млн. гривен в квартал. Долг по заработной плате достиг четырех месяцев. Уже поползли слухи о том, что скоро грядет 50-процентное сокращение персонала. Социальная напряженность достигла критической точки. Полностью отсутствует финансирование модернизации производства. Аварии, сопровождающиеся выбросом в атмосферу аммиака, уже давно не в диковинку.
В соседних Польше, Венгрии и Словакии быстро поняли: продавать убыточные государственные заводы за гроши — значит, наносить вред государству. В таких случаях наши соседи формируют антикризисный менеджмент предприятий, который получает свободу действий, одновременно находясь под контролем государства. И лишь после проведения успешной санации, когда объект становится привлекательным для потенциальных инвесторов, государство продает свой пакет. Но уже не за гроши, а за сотни миллионов.
В Украине лучший пример такой политики — «Укртелеком». Государство не продает акции лидера отечественной телекоммуникации за копейки, а ждет, пока их привлекательность дорастет до максимальной отметки.
Еще в феврале этого года Президент Украины Леонид Кучма, обеспокоенный состоянием некоторых катастрофически беднеющих акционерных обществ, в которых государство имеет значительный пакет акций, поручил премьеру Виктору Януковичу до первого марта 2003-го сосредоточить управление всеми государственными корпоративными правами исключительно в руках Фонда госимущества. Однако в случае с «Ривнеазотом» госпакетом на деле до сих пор распоряжается Ривненская облгосадминистрация.
Аналогичная неразбериха уже случалась на Луганском станкостроительном заводе, где центральные и местные органы исполнительной власти утратили контроль над состоянием дел на предприятии. После чего фактически состоялась приватизация стратегически важного завода. Прокуратурой было возбуждено уголовное дело по факту злоупотребления властью при продаже, а Президент Украины подписал указ об ответственности должностных лиц за невыполнение обязанностей по защите интересов государства.
В среду Фонд госимущества создал специальную рабочую группу по проведению оценки государственных корпоративных прав предприятий химической промышленности и анализа эффективности управления этими правами. Похоже, ситуация может сдвинуться с мертвой точки. Главное — понять, что государственное имущество не может продаваться по цене гнилой картошки в небазарный день.