«Если я узнаю, что государственный служащий любого уровня создает искусственные препятствия для начала реализации инвестиционного проекта, т.е. мешает привлечению инвестиций, созданию рабочих мест и дальнейшему пополнению бюджета, - этот государственный служащий тут же распрощается с должностью», - сказал 14 января председатель Николаевской облгосадминистрации Николай Круглов на расширенном заседании совета отечественных и иностранных инвесторов при ОГА.
Ну разве не парадокс? Ведь в это же время крупный иностранный инвестор вынужден судиться с ОГА, которая элементарно отобрала у него землю, полученную при прежнем губернаторе для строительства современной ветроэлектростанции сметной стоимостью около 450 млн. евро. (Детально см. «ЗН» №42 от 13.11.2010 г. «Есть ли будущее у альтернативной энергетики Украины. Сможет ли президент стать гарантом для инвесторов?»)
Отобранную землю тут же передали новоиспеченной компании с донецкими учредителями. Как будто другой земли не существует и нет Закона «О местных госадминистрациях», ст. 43 которого гласит: «распоряжения главы госадминистрации «отменяются Президентом Украины, Кабинетом министров, главой местной администрации более высокого уровня или в судебном порядке»…
Гарантии президента: проверка на прочность
Развитие альтернативной энергетики признано новой властью национальным приоритетом. Но удовольствие это не из дешевых, и без иностранных инвестиций, а стало быть без гарантий их защиты, тут не обойтись. И, судя по всему, именно в Николаевской области в настоящее время проходят проверку на прочность новые механизмы, которые центральная власть пытается наладить для поддержки инвесторов. В регионе подвергаются проверке обещания президента взять под личный патронат наиболее важные инвестиционные проекты, в том числе в альтернативной энергетике страны.
В центре внимания оказался инвестиционный проект строительства Южно-Украинской ветроэлектростанции (ВЭС) мощностью 300 МВт и объемом инвестиций около 450 млн. евро. Зарубежный инвестор еще три с половиной года тому назад, т.е. одним из первых в Украине, начал разработку данного проекта. Он не покинул страну с наступлением мирового экономического кризиса, как это сделали многие другие, а завершил разработку проекта, вложив в него несколько миллионов евро и объявил о готовности начать строительство в конце 2009 года.
К реализации готов
О том, что проект был полностью подготовлен для реализации к указанному сроку, свидетельствовало то, что он полностью соответствовал требованиям украинского законодательства, был согласован всеми государственными органами исполнительной власти, ответственными за выдачу разрешений, а также был одобрен государственной экспертизой. Немаловажно и то, что проект базировался на обширных и всесторонних результатах измерения и сертификации ветровой нагрузки на площадке строительства ВЭС, что было сделано при участии международной компании Garrad Hassan. В документацию проекта входило также распоряжение Николаевской облгосадминистрации, которое утвердило расположение выбранных земельных участков (в общей сложности всего 7,4 га) для строительства ВЭС и разрешало инвестору выполнить соответствующий проект землеотвода.
Таким образом, еще в 2009 году проект был и в настоящее время остается одним из наиболее подготовленных проектов строительства ВЭС в Украине. Уже с 2009 года Николаевская область могла получать минимум по 150-200 млн. евро в год реальных инвестиций. Единственным препятствием для начала строительства Южно-Украинской ВЭС в 2009 году было отсутствие документа - технических условий на подключение данной ВЭС к электрическим сетям. И это при том, что по закону он должен выдаваться инвестору в срок не более 15 дней. Однако «Николаевоблэнерго» категорически отказывалось выдавать этот последний документ, без которого инвесторы Южно-Украинской ВЭС не могли получить разрешение на строительство. Полтора года хождений по различным инстанциям, запечатленных в нескольких томах документов, фиксировавших взаимодействие инвестора с «Николаевоблэнерго», НКРЭ, Минтопэнерго, НЭК «Укрэнерго», Николаевской ОГА, Хозяйственным судом Николаевской области, а также отделением Антимонопольного комитета в Николаевской области, не привели к желаемому результату.
Судебный конфликт
Новый президент выстроил сильную вертикаль и активно пытается создать нормальные условия для инвесторов. Но почему-то новая Николаевская ОГА не попыталась повлиять
на «Николаевоблэнерго» и обеспечить получение Южно-Украинской ВЭС требуемых технических условий. Наоборот - она усугубила положение инвестора, лишив его прав на земельный участок своим распоряжением №355-р от 24.09.2010 г. Земля была изъята в пользу новосозданного ООО «Вітряний парк Очаківський» с учредителями из Донецкого региона. Так что утверждения, циркулирующие в последнее время в николаевской прессе, о том, что инвестор якобы не выполнил свои обещания о начале строительства Южно-Украинской ВЭС в конце 2009 года, далеки от истины. Как можно начинать освоение полумиллиарда евро, не имея перспектив на подключение будущей ВЭС к электрическим сетям, то есть без возможности в дальнейшем продавать выработанную электроэнергию в оптовый рынок электроэнергии Украины.
Как следствие, власть и инвестор втянулись в судебный конфликт, который рассматривается Николаевским окружным админсудом. Кроме Николаевской ОГА, ответчиками и участниками этого дела стали Очаковская РГА, ООО «Вітряний парк Очаківський» и Управление земельных ресурсов в Николаевской области, разработавшее распоряжение №355-р.
В настоящее время приостановлено действие и распоряжения №355-р (отобравшего землю у инвестора), и распоряжения №322-р, которым эта земля передавалась ООО. Фактически это лишает Николаевский регион значительных инвестиций до окончательного решения судебного вопроса, т.е. надолго.
Словно по команде «фас!»
Увы, чем глубже вникаешь в ситуацию на Николаевщине, тем отчетливее видишь, что борьба против иностранных инвесторов уже приобретает системный характер. Как по команде, в борьбе против инвестора оказались задействованными все органы, которые должны, если следовать логике указаний президента, помогать инвесторам. И это вместо того, чтобы признать ошибку, наказать исполнителей, выделить рядом другую землю донецким соискателям и спокойно принимать миллионные инвестиции.
Вот конкретные факты. Николаевский хозсуд, с 21.08.2010 г. рассматривавший иск Южно-Украинской ВЭС против «Николаевоблэнерго», отказывающего в выдаче документа о технических условиях, вдруг без веских причин 21.10.2010 г. прекратил рассмотрение дела. Только после постановления Одесского апелляционного суда от 9.11.2010 г. он неспешно возвращается к его рассмотрению. Николаевское отделение АМКУ, в котором с 6.10.2010 г. находится на рассмотрении иск о злоупотреблении «Николаевоблэнерго» своим монопольным положением по выдаче документов о технических условиях, 17 декабря 2010 г. приостановило его рассмотрение. Еще раньше отказались воздействовать на энергетического монополиста НКРЭ и Минтопэнерго.
Неподконтрольная вертикаль?
Такое впечатление, что органы, образующие костяк вертикали власти, не слышат, что им говорит о поддержке инвесторов человек, создавший и контролирующий эту вертикаль. Редакция газеты обратилась в администрацию президента, чтобы понять, что предпринимается в этих сложных обстоятельствах самим президентом, к которому обратился за помощью инвестор. Оказалось, что жалоба иностранного инвестора направлена в Генеральную прокуратуру для срочного рассмотрения.
Хочется верить, что участие прокуратуры окажется достаточно оперативным и эффективным. Может тогда станет известно, кто конкретно оказывал влияние на госчиновников районного и областного уровня, заставляя их готовить для губернатора проект заведомо противозаконного решения. Эксперты не верят, что губернатор подписал бы распоряжение, в котором столь грубо попирается закон и государственный интерес, если бы он был правильно и правдиво проинформирован о фактической и правовой стороне данного вопроса. Наверняка, добиваясь визы губернатора, кое-кому пришлось изрядно потрудиться, чтобы умышленно подпортить репутацию зарубежного инвестора. Достаточно почитать местную прессу, чтобы обнаружить там элементарные небылицы, которыми сейчас снабжают николаевских читателей и руководство региона. Договорились до того, что иностранный инвестор брал землю, проводил дорогостоящие исследования и до сих пор борется со своеволием «Николаевоблэнерго» для сооружения «пансионатов, отелей, кемпингов, автостоянок, кафе, баров, ресторанов и магазинов» (это в ветреных полях и лесопосадках, вдали от потенциальных клиентов).
Встречается и прямой обман, якобы «выбранные участки - это земли сельхозназначения…» В действительности же, все без исключения земельные участки, выделенные для строительства Южно-Украинской ВЭС, не имеют никакого отношения к землям сельхоз- и рекреационного назначения. В большинстве своем это участки по 0,4 га в лесопосадках вдоль дорог. Видимо, кому-то очень надо очернить зарубежного инвестора, чтобы оправдаться перед губернатором, которого сознательно подставили.
Впрочем, слова Николая Круглова, которыми начинается эта статья, вселяют уверенность, что не только будущие инвестиционные проекты, но и готовый к реализации крупный проект строительства Южно-Украинской ВЭС уже в ближайшее время найдет поддержку и начнет реализовываться. И не столь важно, сделает это президент в рамках своих полномочий или суд, оперативно рассмотрев дело. А может и сам губернатор примет решение о выделении земли «Вітряному парку Очаківський» не на территории Южно-Украинской ВЭС, а, например, рядом. И пусть тогда эти инвесторы свободно, без примеси коррупции соревнуются в том, кто больше и быстрее инвестирует в Николаевскую область.
Инвестиционная непривлекательность
Наблюдая ситуацию со стороны, хочется предостеречь архитекторов инвестиционного недоразумения от недооценки возможностей иностранного инвестора в защите своих прав. Наивно полагать, что инвестор Южно-Украинской ВЭС, не отстояв прав в украинских судах, отступится от своих интересов, забудет о нанесенном ему материальном и моральном ущербе. И если он до сих пор не обратился к влиятельным международным организациям, занимающимся защитой инвесторов, то только потому, что это придаст проблеме международный резонанс. И тогда уже пойдет речь не об инвестиционной репутации какого-то отдельно взятого региона Украины, в данном случае Николаевской области, а об инвестиционной репутации страны.
Подобный сценарий обещает существенно осложнить работу президенту, которому и без того непросто вести переговоры с международными инвесторами, в особенности с Международным валютным фондом, в части выделения очередных валютных траншей для стабилизации финансовой системы страны. Ведь транши предоставляют Украине, предполагая, что она будет их возвращать не из дефицитного госбюджета, а за счет восстановления экономики, о чем постоянно говорит президент.
А как же эту самую экономику реанимировать без инвестиций? Да еще в условиях скандалов вокруг крупных инвестиционных проектов в стране, которой грозит перспектива оказаться на одном из самых последних мест в мире по инвестиционной привлекательности.