Развитие конфликта вокруг «Днепрэнерго» давно приобрело сюрреалистический характер. Казалось бы, о чем речь? Стране нужна работающая энергогенерирующая компания или обанкроченная за долги? За выход из кризиса — абсолютное большинство акционеров. Тем не менее бесконечные суды продолжаются. Звучат призывы к восстановлению ущемленных прав.
Спрашивается: чьих? Явно не государственных. Ведь при всем этом напрочь игнорируется банальнейший факт — все якобы «ущемленные» вместе взятые имеют 0,00655% акций «Днепрэнерго». Причем «светлую перспективу» они даже не скрывают — вернуть компанию в состояние банкротства.
Разговоры о потере влияния государства в крупнейшей в стране энергогенерирующей компании так и не привели к конкретному результату. Кому-то просто изначально выгодно создать надуманный конфликт государства и инвестора, заранее исключая любую возможность их партнерства. Усиленно пропагандируется идея, что государство и частный бизнес должны находиться по разные стороны баррикад.
И пропагандируется со знанием дела, т.е. атака ведется как на юридическом фронте, так и вербально, с целью создать, мягко говоря, негативный образ инвестора. Не случайно ООО «Бизнес-Инвест», рассылающее по судам иски, связывают с группой «Приват» г-на Коломойского.
Опыт работы этой группы с госструктурами действительно впечатляет.
Так, на Днепровском металлургическом комбинате им. Петровского (ДМК) дружественным ей фирмам передали в управление 60% акций. Обратно было возвращено 42%. При этом о каких-либо инвестициях и речи не было. Затем завод очень недорого выкупили, а вот недавно дорого перепродали. О рассрочке выплаты долгов ДМК до… 2035 года и по сей день ходят легенды. Как и о том, что в комбинат ничего не было вложено.
В «Укрнафте» государство совершенно отодвинули от управления. В свой первый приход премьером Юлия Тимошенко своеобразно охарактеризовала тамошнюю обстановку: «Все спокойно, и вся государственная прибыль идет группе Приватбанк. Абсолютно полный покой, похожий на кладбище». Прошло три года, и теперь уже «Укрнафта» пытается диктовать государству свои условия.
Ситуация в «Днепрэнерго» принципиально иная. В электрогенерации все процессы на виду. Страшилки на тему, что теперь энергокомпания будет дешево что-то продавать «своим», отражают лишь полное непонимание заявителями принципов работы Оптового рынка электроэнергии Украины (ОРЭ). Продавать своим дешево не получится, а если продавать дорого — энергоблоки будут банально не востребованы. Так что разговоры о поблажках для «своих» — басни для приезжих.
Да и пришедший в «Днепрэнерго» инвестор в лице «ДТЭК» настроен не на конфронтацию с государством, а на сотрудничество, решение проблем предприятия, его укрепление, модернизацию, развитие. И государство, имея контрольный пакет акций «Днепрэнерго» и большинство в набсовете, может при необходимости принимать и жесткие меры, в т.ч. и в отношении инвесторов. Хотя об эффективности их работы спорить не приходится. Достаточно ввести в строку поисковой системы в Интернете названия их компаний, и вопросы о пользе прихода подобных инвесторов сразу отпадут.
Государство владеет не только контрольным пакетом акций, его интересы защищает контролирующий орган в лице НКРЭ, другие органы госуправления. Ведь вопросы, которые решаются наблюдательным советом, требуют простого большинства, а там четыре голоса из семи — представители государственной компании НАК «Энергетическая компания Украины».
Аналогичная ситуация и с ревизионной комиссией. Она тоже собирается с кворумом больше половины. Из трех человек двое представляют НАК «ЭКУ», т.е. контроль над предприятием по-прежнему находится в руках государства.
Оппоненты оздоровления энергокомпании активно ищут компромат на инвесторов. Дело это трудное, т.к. компания ведет свой бизнес прозрачно и не является фигурантами никаких корпоративных конфликтов. Однако если ищешь, как говорится, всегда найдешь. «ДТЭК», якобы, запустил свои «щупальца» во многие энергокомпании и везде расставил своих людей. Хотя наличие бывших работников угольного и энергогенерирующего блока «ДТЭК» в какой-либо компании, на других предприятиях отрасли, тем более на вышестоящих должностях, говорит разве что об их профессионализме.
Тот факт, что в «ДТЭК» работают профессиональные управленцы, не отрицает никто. Их умение работать подтвердят и на «Павлоградугле», и на электростанциях Донецкой и Луганской областей, где была осуществлена крупная и успешная инвестиционная программа по приведению этих предприятий в порядок. Люди, проработавшие в успешной компании, всегда востребованы. И запись в трудовой книжке о работе в «ДТЭК» — только плюс при устройстве на работу. Тем более в условиях острого дефицита кадров в электроэнергетической отрасли.
Козырная карта оппонентов вывода «Днепрэнерго» из банкротства — то, что государство якобы потеряло предприятие. Но давайте посмотрим в глаза фактам. Контрольный пакет — в руках государства (50%+1 акция). Если доля государства до прихода инвестора оценивалась в 1,96 млрд. грн., то после присоединения «Инвестиционного общества» — 4,98 млрд. грн. Поэтому с уверенностью можно сказать, что «Днепрэнерго» стало примером того, как государство заработало на приходе инвестора. На финансовое оздоровление «Днепрэнерго» позитивно отреагировал и фондовый рынок: стоимость акций энергогенерирующей компании за год резко выросла.
По идее, увеличение стоимости компании устраивает всех акционеров «Днепрэнерго». Кроме тех, кому уж очень хочется вернуть ее в состояние банкротства.
На фоне вышесказанного достаточно странно выглядит и позиция нового министра топлива и энергетики Юрия Продана. Кто же тогда, если не он, осведомлен об энергорынке страны, ведь в свое время Ю.Продан успел возглавить и совет ОРЭ, и НКРЭ. А тут вдруг, уже в ранге министра, говорит, что «Днепрэнерго» продали кулуарно. Это при том, что за процессом выведения этой энергокомпании из банкротства не следил только ленивый.
Более того, повторимся: компанию «Днепрэнерго» вообще не продавали, и она по-прежнему контролируется государством.
А заявление Ю.Продана от 14 февраля с.г. о том, что «мы уже обратились в суды и работаем в них, чтобы вернуть полностью тот объем акций, который размыл государственную часть», интересно. Учитывая, что глава Минтопэнерго является чиновником и представляет интересы Кабинета министров Украины, следовательно, говоря «мы», он должен иметь в виду возглавляемое им ведомство? Или все правительство?
Однако на сегодняшний день единственной компанией, которая оспаривает прекращение состояния банкротства «Днепрэнерго» и его санацию, является именно счастливый обладатель двух сотен акций — ООО «Инвестиционная компания «Бизнес-Инвест», аффилированная с группой «Приват». Государство же в суд по поводу «Днепрэнерго» не обращалось ни разу…
Если же министру Продану так уж хочется защитить миноритариев, то вообще-то есть где приложить усилия. Недавно он трогательно поддержал финансовую компанию «Укрнафтогаз», потребовав оставить за ней право на ведение реестров основных энергокомпаний страны. Учитывая, что регистратор де-факто контролируется группой «Приват», это весьма ценный подарок «миноритариям»…
На радостях «Укрнафтогаз» немедленно сорвал проведение собрания акционеров в одной из крупнейших энергокомпаний страны — «Центрэнерго» (78,3% акций принадлежат государству). Как сообщили журналистам в отделе управления корпоративными правами и имуществом «Центрэнерго», «накануне собрания регистратор отказался предоставить реестр акционеров, не уточнив причину». Очевидно, что мелким акционерам (в т.ч. иногородним) сообщили не больше.
В 2005 году Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку уже лишала регистратора лицензии на предоставление финансовых услуг. Причина — отказ выдавать своим клиентам реестры и разглашение инсайдерской информации. Тогда компания добилась восстановления лицензии. Через суд, естественно, — чем она хуже «Бизнес-Инвеста»?
Процедура перерегистрации через нее мелких пакетов — вообще песня. Министр Продан также легко может узнать подробности: за какое время, по какой стоимости это делается, насколько удобны часы приема для работающих акционеров (многие из которых — энергетики). Впрочем, возможно, у акционеров ФК «Укрнафтогаз» и главы Минтопэнерго иные приоритеты?
Вообще же в случае с «Днепрэнерго» идет судебный процесс между двумя субъектами хозяйственной деятельности. То, что правительство не должно вмешиваться в судебный процесс и тем более оказывать на него давление, — это в общем-то аксиома. Об этом говорил и президент Украины. Аналогичное мнение выразил 18 февраля с.г. народный депутат Роман Зварич («НУ—НС»). «В ситуации с «Днепрэнерго» речь не идет о том, что были нарушены условия приватизации. Насколько я понимаю, сейчас вопрос в Верховном суде. Кабмин не должен тут вмешиваться, это уже не его, как говорят, собачье дело. Это может делать только сам субъект хозяйствования. Я считаю, что Кабмин не должен напрямую вмешиваться», — цитируют высказывания г-на Зварича на сайте «Подробности».
К чести государства: несмотря на приоритеты отдельных чиновников, оно так и поступает.
Однако государство очень рассчитывает в текущем году на поступления от приватизации. Для этого нужна как минимум уверенность потенциальных покупателей-инвесторов. Пример того, как бесконечно долго можно «мордовать» инвестора в судах, стоимость украинских активов совершенно не повысит. Может, Кабинету министров стоит тщательнее определиться с приоритетами? Смотреть и бездействовать, когда сомнительные структуры гоняют инвесторов по районным судам, — дело, наверное, увлекательное, но очень уж бесперспективное с точки зрения здравого смысла.