Кабинет министров Юрия Еханурова поставил точку в вопросе создания объединения авиационных предприятий Украины, проигнорировав запрет АМКУ на создание авиастроительной корпорации «Национальное объединение Антонов». 19 октября было принято решение: самолетной корпорации «Антонов» — быть.
Таким образом, под одной крышей собраны три гиганта украинского авиапрома — Киевский авиационный научно-технический комплекс им. Антонова и завод «Авиант», а также Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (далее — ХГАПП). По мнению руководства страны, этот союз должен реанимировать авиационную промышленность Украины и обеспечить стабильный рост предприятий, которые занимаются разработкой и конструированием самолетов.
Инициатива слияния всегда скептически воспринималась со стороны руководства киевских предприятий. Недовольство киевлян было вызвано экономической неблагонадежностью потенциального союзника ХГАПП, генеральный директор которого Павел Науменко, к слову, являлся кумом брата президента, Петра Ющенко. Хотя, возможно, в условиях эффективного менеджмента экономический потенциал ХГАПП и высокая профессиональная квалификация рабочих были бы достаточным ресурсом для скорейшего выздоровления предприятия. Новую угрозу для авиапромышленности Украины в целом представляют кадровые инициативы власти в вопросе создания корпорации. По имеющейся информации, именно Науменко воспринимается властью как наиболее приемлемый кандидат.
Решение о том, кто должен встать у штурвала новосозданного промышленного объединения, официально еще не принято, однако реально круг рассматриваемых кандидатов весьма узок. Но даже сильнее, чем численность этой группы, смущают противоречивые сведения о профессионализме и коррумпированности ее членов.
Генеральный конструктор АНТК
им. Антонова Дмитрий Кива
Табличка с инициалами и фамилией нынешнего и.о. генконструктора на черной двери главного кабинета АНТК им. Антонова появилась совсем недавно. Должность генерального конструктора — наиболее высокопоставленная в конструкторском бюро им. Антонова. Именно поэтому на пост главы авиапромышленной корпорации рассматриваются кандидаты, которые занимали или занимают кресло генконструктора этого успешного предприятия. Предыдущий генконструктор Петр Балабуев приставку «экс» к названию своей должности получил по собственной воле: летом 2005-го в знак протеста против объединения его предприятия с харьковским заводом он подал в отставку.
Бывший заместитель Балабуева, Дмитрий Кива — очень представительный и обеспеченный человек. Настолько обеспеченный, что можем предположить: сотрудников фискальных ведомств могла бы заинтересовать информация о несоответствии доходов Кивы с законными финансовыми преференциями от занимаемой им должности. У нас есть сведения, что именно эта информация будет использована при смещении Дмитрия Кивы с занимаемой должности. В кулуарах Минпромполитики говорят, что на его должность уже присмотрели нового человека.
Руководитель ХГАПП Павел Науменко
Особенно детально раскрыть для читателя кандидатуру Павла Науменко мы решили по двум причинам. Во-первых, именно руководитель Харьковского государственного авиационного производственного предприятия, по нашим сведениям, является наиболее реальным кандидатом на главенство в корпорации, а это означает, что его Curriculum Vitae необходимо рассматривать наиболее пристально и придирчиво. Во-вторых, тот факт, что Павел Олегович является руководителем, очевидно, самого запущенного и экономически нестабильного предприятия, побуждает нас найти ответ — какие именно качества Науменко привлекли внимание руководства страны. Что еще заслуживает в его кандидатуре внимания, помимо того, что лоббистами кандидатуры г-на Науменко, как указывают аналитики, являются брат президента Петр Ющенко, Ярослав Ющенко, заместитель главы Харьковской обладминистрации, Олег Урусский, первый заместитель министра промышленной политики.
Наше же внимание к персоне Науменко, кроме всего прочего, обусловлено многочисленными публикациями, которые свидетельствуют, что завод, возглавляемый Павлом Олеговичем, терпит финансовое фиаско не только из-за начальственного непрофессионализма. В СМИ активно рассматривается информация о саботаже работы предприятия в пользу западных корпораций. Так, Юрий Кармазин, чья комитетская работа имеет отношение к борьбе с коррупцией, откровенно говорит о причастности «американских, немецких и английских компаний к сложившейся на ХГАПП ситуации». Вполне вероятно, что народный избранник имел в виду американскую компанию Boeing, которая, может быть, озабочена развитием украинской авиапромышленности и недовольна присутствием опасных конкурентов, таких как «Руслан» и «Мрія», на европейском рынке. Ну а отсюда недалеко до предположения, что руководитель харьковского авиационного завода умышленно привел свое предприятие к разорению де-факто. Что ж, давайте детально рассмотрим результаты работы комиссии, которая проверяла деятельность Павла Олеговича.
Вследствие колоссальных сумм задолженности харьковского авиазавода перед кредиторами, которая, по некоторой информации, составляет более одного миллиарда гривен, Кабинетом министров Юлии Тимошенко были инициированы проверки предприятия с участием представителей контрольно-ревизионного управления Минэкономики. В ходе проверки руководство не желало сотрудничать с инспекторами. Проверяющих не сразу пустили на предприятие, в ходе ревизии не было предоставлено необходимое количество документов, работа комиссии усложнялась с тем, чтобы не допустить расследования вопросов относительно достоверности представленной информации.
В частности, в ходе проверки было выявлено следующее: наряду с резким увеличением объемов привлечения кредитных ресурсов (что сам менеджмент ХГАПП привычно объясняет спецификой самолетостроения), наблюдается отсутствие контроля за своевременностью расчетов с кредиторами, что весьма пагубно отражается на финансовом положении предприятия.
Также зафиксировано нарушение требований Закона Украины «О специальном режиме инновационной и инвестиционной деятельности технологических парков». Проверяющие установили, что руководство предприятия использовало не по назначению импортные материальные ценности, которые предоставлялись заводу в рамках государственных преференций.
Кроме всего прочего, в 2004 году предприятие выплатило по кредитным займам 53,4 млн. гривен — это превышает стоимость самолета Ан-140 в 1,2 раза. В целом с начала 2005 года в обороте находится долго- и краткосрочных кредитов на общую сумму более 380 млн. гривен. Это почти вдвое превышает объемы реализации товарной продукции в 2004 году. Непонятно, каким образом предприятие может оставаться рентабельным, выплачивая кредиторам почти двойную стоимость всей своей продукции.
Но плачевное финансовое положение завода не мешает его руководству направлять деньги на благотворительность и оплачивать дорогих посредников. На протяжении прошлого года ХГАПП перечислило посредникам 8,9 млн. долл. (стоимость самолета Ан-140). Стоит отметить, что оплата услуг посредников и благотворительность — весьма загадочные пункты в смете предприятия, ведь очень сложно проверить достоверность и целесообразность этих расходов. Но можно констатировать, что, направляя деньги на благотворительность, менеджмент нарушал действующие законодательные и нормативные акты. Интересно, что в ходе проверки законности операций с привлечением посредников члены комиссии заявляли о явном противодействии со стороны руководства.
Стоит отметить, что, несмотря на многочисленные зафиксированные нарушения, было бы неправильно полагать, что отчет проверки несет полную информацию о финансовом положении Харьковского государственного авиационного производственного предприятия. Руководство завода сделало все, чтобы проверяющие действовали в «безопасном режиме». Это отразилось и в рапорте инспекции — ревизоры просили дать им возможность продолжить проверку и повлиять на менеджмент ХГАПП с тем, чтобы не допустить подобного противодействия в будущем.
Наряду с многочисленными нарушениями, расследование которых могло бы поставить крест на карьере любого руководителя, большой загадкой ХГАПП является вопрос — почему инспекция так и не смогла зафиксировать их, хотя все фактические данные говорят об этом. Одних процентов с кредиторских задолженностей на сумму в 380 млн. гривен завод должен выплачивать около 5 млн. гривен, что приблизительно соответствует ежемесячным расходам на зарплату рабочим. Сумму ежемесячных процентов по кредиту рассчитываем исходя из данных, озвученных самим Павлом Олеговичем, — 16% годовых. При таких затратах говорить об обеспечении деятельности предприятия не приходится. Наверное, это как раз те деньги, которые пошли на благотворительность и оплату услуг загадочных посредников.
Кстати, задолженность ХГАПП перед партнерами и банками более чем в три раза превышает стоимость выпущенной продукции. И эту цифру признает сам Павел Олегович. А по словам Олега Сляднева, реальная кредиторская задолженность, озвученная им в бытность советником Анатолия Кинаха, составляет один миллиард гривен. И опять же, исходя из 16% годовых, получаем сумму уже в 13 млн. гривен в месяц на оплату кредитов.
Вообще-то, очень интересно, каким образом Павел Науменко, после многочисленных конфликтов с чиновниками Кабинета министров и КРУ, а также зафиксированных нарушений, умудряется оставаться на своем посту. После острой критики работы Науменко со стороны премьер-министра Юлии Тимошенко мало кто из управленцев авиационной отрасли сомневался, что он будет смещен с занимаемой должности. Но в итоге ушла г-жа Тимошенко.
Не дружить с Науменко — очень плохая примета для высших чиновников. Материалы, собранные предыдущим руководством СБУ, должна была рассматривать Генпрокуратура, но в итоге занимаемых должностей лишились и Александр Турчинов, и Святослав Пискун. Остается также загадкой, почему папка, в которой содержатся документы, тщательнейшим образом подтверждающие сомнительную деятельность Павла Науменко, вот уже на протяжении месяца находится в распоряжении руководителя СБУ Игоря Дрижчаного и до сих не передана в прокуратуру?
P.S. Ни одна из обсуждаемых сегодня в Минпромполитики кандидатур потенциального руководителя не соответствует в полном объеме критериям эффективного менеджера объединенной авиастроительной корпорации. Но, так уж повелось в нашей стране, из двух зол всегда приходится выбирать меньшее.
Официально зафиксированные и поданные на рассмотрение нынешней власти результаты деятельности Павла Науменко вызывают серьезные сомнения в том, что авиационная промышленность Украины сможет перенести тяжелый недуг. В том случае, если управление отрасли будет иметь аналогичный ХГАПП формат, болезнь может перейти в предсмертную агонию… Хотя, как показал недавний опыт с «Криворожсталью», государство всегда может продать свои промышленные активы. В этот раз, например, «Боингу». Правда, в случае с авиапромом — по значительно заниженной, из-за экономической неблагонадежности, цене.