Кто-то его слушал, кто-то услышал о нем впервые. Человек интеллигентной наружности, автор разнообразных лирических сборников, на страницах которых, как оказалось, таились не только стационарные образы шансонного творчества (купола, МВД, любимые женщины и страдающие небритые мужчины), но скрывалось там и "кое-что" еще.
Это "кое-что" (специально подобранное) растиражировали популярные сайты. И миллионы читателей, ознакомившись с текстами новоиспеченного народного артиста ("Вы, конечно, не б…" или "Вы часто расставляли ноги…"), восхитились, как неунывающий герой Толкиена: "Моя прЭлесть!"
Да уж, прелесть что творится в нашем хозяйстве званий-регалий. Двадцать лет подряд их ругают и ниспровергают. От них открещиваются или обзывают пережитком сталинской эпохи. А как только в Украине какой-нибудь праздник государственной важности, так словно дети в школу бегут навстречу цацке. С портфелями, с букетами, с конвертами - за "значком".
В специальных документах, которые объясняют "кому" и "за что" эти звания полагаются, есть определяющие формулировки: "За выдающуюся творческую деятельность" и "За создание высокохудожественных образов".
Ни в чем не выгораживая ныне ставшего популярным исполнителя шансона (народного артиста Украины), со всей ответственностью заявляю: практически НИКТО из украинских "митців", ставших в последнее время почетными "народними", не соответствует ни единому слову в положении о государственном звании. НИКТО.
Перетрясите подобные указы эпохи Ющенко или Януковича и убедитесь. НИКТО из награжденных и поощренных не представил украинскому народу плоды "выдающейся" творческой деятельности. НИКТО не создал ни одного "высокохудожественного" образа ни на сцене, ни на экране. Они "создают" их только в "дешевых" сериалах (500 у. е. за съемочный день).
Творили, конечно, кто во что горазд. Но то был либо текущий репертуарный план, либо "шо попало".
Вообще, понять не могу: а отчего такой шум и сотни ссылок по теме? Почему не шумели, когда так же торжественно награждали Поплавского, Сердючку, Киркорова или других аналогичных "народных артистов Украины"? Разве они "высокохудожественные" и "выдающиеся"? Работают себе в прибыль - кто во фрик-жанре, кто в шансоне. А шансон (в его остросовременной транскрипции, особо востребованный нашими власть имущими) и предполагает "то", о чем вдохновенно пишет наш новый герой: о б…х, раздвинутых ногах, нашей славной милиции (последней даже "гимн" посвятил).
Конечно, когда-то и Сергей Александрович Есенин любил приправить перцем свою интимную лирику. Но естественно, никто же не сравнивает крестьянского гения с народным артистом Украины. Поскольку проблема-то не в мате (можно подумать, кого-то этим сильно шокируешь), а в неизбывной инерции культивировать эти самые почетные постсоветские звания. В коррумпированной непрозрачности прохождения этих званий (которым по-прежнему сильно гордимся). В окончательной и бесповоротной нивелировке подобных государственных поощрений.
И, как сказал бы какой-нибудь провинциальный лектор, "в оскорблении чувств верующих". Верующих в то, что "народный артист" (в адекватном восприятии) - действительно человек творческий, а не коммерсант. Серьезный художник, а не спекулянт. Извините за пафос, адепт духовности и нравственности в культуре, а не матерщинник в кабаке.
Нравственное начало в прохождении и награждении этими званиями отметено полностью! Навсегда! И София Ротару сколько угодно может гордиться, что и она "народная". А потом на сцену "Украины" как выйдет новоявленный народный, как запоет (или продекламирует):
"Вы конечно не б…,
Просто очень похожи.
Не хочу оскорблять
Но читаю по роже
Вашу б…ю суть…
Вашу сучью натуру.
Неприятно, аж жуть…"
Ожидаемый "цимес" скандала - этапы прохождения этого конкретного государственного звания. Как выяснилось, представление президенту Украины готовит не профсоюз работников шансона, не Союз композиторов СССР. И даже не театр теней кабуки. А… тринадцать нардепов от правящей партии. Неугомонных меломанов. Многие из которых вообще не знают об этом удивительном артисте и впопыхах подмахивают коллективную петицию.
И тут… внимание! Окончательный вердикт под челобитной президенту (в страстном желании поощрить автора текстов, снабженных пейоративной лексикой) выносит Минкульт! Не "хаза", не "малина", как можно было бы представить в данном жанровом случае. А Минкульт. Заместитель министра культуры Тимофей Григорьевич Кохан как-то совсем по-отечески благословляет "народного" новобранца: "Ну, в виде исключения…" (цитата из сообщений в СМИ).
Что это за "исключения" такие?
Вы прежде "правила" выучите, а потом будете искать из них "исключения".
В очередной раз честь мундира Минкульта запятнана. Впрочем, это уже давно не мундир, а маскхалат.
Поэтапное прохождение таких вот званий через соответствующий аппарат чиновников осуществляется непрозрачно, необъективно. Порой просто возмутительно.
В правилах, а не в исключениях соответствующих аппаратчиков знать и отслеживать ценные и важные (пусть их немного) явления чудом уцелевающей культурной жизни. И пока от этих госсзваний не отказались (а, видимо, надо отказаться и от самих званий, и от их оглашенных лоббистов), то не следует позорить хотя бы тех, кто был справедливо награжден раньше и по заслугам. Таких людей, как, например, Ступка, Мирошниченко, Роговцева, Заклунная, Хостикоев, Бенюк, Кофман, Сиренко...
Между тем, в развитие темы, практический доступ к наградной кормушке со званиями в Украине имеют либо определенные депутатские группы, либо два киевских Национальных театра. А в этих театрах уже давно перевыполнили планы и удостоили "народными" даже тех, кому я бы не доверил на сцене даже "кушать подано". Выдающихся образов и творческих открытий (среди награждаемых) нет. А коррупция? Она в главной роли.
Госчиновникам, обязанным отвечать за правила игры (без исключений), надо, сообразно своим должностям, осознать нечто фантастическое. В Украине, представьте, еще остались творческие люди, достойные хотя бы такого рода моральных поощрений. Я уже написал сто статей о том, как игнорируют пожилую украинскую певицу Валентину Куприну, легенду украинской эстрады 60–70-х. Она исполнила десятки пронзительных лирических песен о цветах (а не о "членах", как нынешние). Пошлости в ее репертуаре ни на йоту - и в личном деле нет ничего (даже корочки "За спасение утопающих"). Безобразие.
И в киевских "не национальных" театрах, которые так и не обзавелись политическими кураторами, честно работают прекрасные мастера. Не замечаемые "верхами", но ценимые "низами". И давно заслуживающие - хотя бы в виде исключения из правил - доброго слова, какой-нибудь медальки. Например, актер Театра на Подоле Сергей Бойко. Уже немолодой честный труженик, прекрасный актер, переигравший десятки ролей, но скромный человек без мохнатой лапы в каком-либо ведомстве.
Еще пример: талантливейший артист Киевского театра драмы и комедии Анатолий Ященко. Тип чеховского актера, большой умница и порядочный, непробивной человек. В киевском Молодом уж сколько лет тянут на себе репертуар Алексей Вертинский и Станислав Боклан. Для народа они давно "народные", а по документам - нет.
И в региональных коллективах тоже есть творческие люди, которые не мат-перемат выставят в качестве своих достижений, а интересные образы, художественные произведения.
Просто таковых надо искать - рассматривать. Поддерживать. Если Минкульт или другие организации не в силах поддержать бедных художников материально, наградите хотя бы добрым отношением, объективной оценкой их альтруистического творческого труда.
Понимаю не хуже вас, что все это риторика, для которой подвернулся соответствующий информповод. Но и молчать нельзя. Коль скоро из всех щелей, из всех радиоточек, нам будут врубать "творчество" титулованных "народных" наподобие вот этого произведения (цитирую):
"Вы часто расставляли ноги,
Пусть вас простят за это Боги…
А как по мне, в том нет греха,
Что вы искали жениха.
На то имеючи причину,
Хотелось вам найти мужчину,
А находились кобеля
С хорошим ч.., но без рубля.
Или с рублем, но, блин, без Ч.ена.
Лежит бревно, торчит полено,
В мозгах - сплошные прибыля.
Все остальное - два нуля.
Засунул, кончил без напряги,
Не утруждаются, бедняги.
А посему такой итог -
Ну как тут не расставить ног?"