Теплая реформа: проверка Украины на зрелость

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Теплая реформа: проверка Украины на зрелость © РБК-Украина
В современном мире энергоэффективность - маркер экономического успеха страны и показатель зрелости общественного развития. Пока что этот маркер для Украины неутешительный, но однозначно не безнадежный. У нас, украинцев, есть план, как кардинально уменьшить энергозатраты государства и украинских семей и приблизить их к показателям цивилизованного мира.

В современном мире энергоэффективность - маркер экономического успеха страны и показатель зрелости общественного развития.

Пока что этот маркер для Украины неутешительный, но однозначно не безнадежный. Мы потребляем в пять раз больше тепловой энергии, чем Германия, в три - чем Польша, и в два раза больше соседней Беларуси. У нас, украинцев, есть план, как кардинально уменьшить энергозатраты государства и украинских семей и приблизить их к показателям цивилизованного мира. Нет ни одной развитой страны, в определенное время своего развития не решившей инвестировать в энергоэффективность для уменьшения потребления энергетических ресурсов и повышения конкурентоспособности государства.

Этот план ставит перед нами три стратегических задачи:

Формирование ответственного собственника - владельца жилья, с помощью государства и предоставленных им инструментов, способного эффективно управлять своей собственностью, готового к уменьшению энергопотребления и внедрению энергоэффективных мероприятий.

Создание инструментов, с помощью которых этот владелец сможет легко и доступно пройти путь к энергоэффективности.

Модернизация предоставления услуг. Ведь сколько бы украинские семьи ни утепляли свои дома и термомодернизировали жилье, без комплексной перестройки системы предоставления коммунальных услуг и повышения их качества о достижении максимального результата в энергоэффективности говорить бесполезно.

Выполнение этих задач тактически возлагается на все уровни украинского общества.

На уровне украинских семей - желание и готовность двигаться в направлении энергоэффективности.

На уровне муниципалитетов - модернизация коммунальных предприятий, введение локальных программ по энергоэффективности, термомодернизации социальной инфраструктуры.

На уровне государства - принятие необходимой законодательной базы для практического внедрения реформы, создание действенных механизмов оказания технической и финансовой помощи ответственному собственнику и привлечение необходимых инвестиционных средств.

От программы "Теплых кредитов" до Фонда энергоэффективности

Как независимый и действенный механизм мы предлагаем Фонд энергоэффективности, а необходимое законодательство для его запуска уже находится на рассмотрении парламента. Украина сейчас не придумывает ничего нового и сложного. Механизм Фонда энергоэффективности отработан в странах Восточной и Центральной Европы. С его запуском Латвия, Польша, Эстония, другие государства осуществили масштабную реформу энергоэффективности и радикально уменьшили потребление энергоносителей. Следует также помнить, что для Украины создание фонда является условием выполнения директивы 2012/27/ЕС, в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС.

Предтечей Фонда энергоэффективности в Украине стала программа "Теплых кредитов", введенная в 2014-м. Она оказалась довольно успешной. Государство в кооперации с украинскими гражданами привлекли на обеспечение энергоэффективности 2,8 млрд грн. Пока ими воспользовалось около 216 тыс. украинских семей. "Теплые кредиты" согрели жилье и снизили коммунальные счета около 0,5 млн людей. Этот действенный инструмент сохраняется и в дальнейшем. В госбюджете-2017 на "теплые кредиты" заложено 400 млн грн.

Но такой программы недостаточно, чтобы осуществить глобальную программу тепломодернизации страны. Ее способен обеспечить Фонд энергоэффективности. Ведь в Украине 15 млн домохозяйств, половина их - в 120 тысячах многоэтажных домов. Большинство многоэтажек построены в 1960–1980 годах. Почти 70% средств в структуре счетов за ЖКУ составляют отопление и горячее водоснабжение. Кстати, именно эти услуги имеют самый большой потенциал экономии - до 60%. В многоэтажках внедрение таких мероприятий возможно только на уровне всего дома. Следовательно, многоэтажки являются целевыми объектами для сотрудничества с Фондом энергоэффективности. Поэтому у жилищного фонда самый большой потенциал для экономии энергоресурсов.

Финансовая и техническая поддержка фонда будет доступна и частным домохозяйствам, и домохозяйствам в многоквартирных домах. Фонд будет компенсировать до половины расходов на проект по реновации дома.

В ожидании "зеленого света" от парламента

Фонд энергоэффективности должен заработать к следующему отопительному сезону. В Госбюджете-2017 предусмотрено 400 млн грн на его финансирование. От международных доноров, в частности от правительства Германии и от ЕС, ожидаем еще 120 млн евро. В Украине практически все готово к старту этой программы. Но есть существенное препятствие - отсутствие необходимого законодательства. Несмотря на готовность украинского общества, президента, правительства, наших международных партнеров, Верховная Рада еще не приняла необходимый пакет законов, который зажжет "зеленый свет" энергоэффективной Украине.

Чтобы Фонд энергоэффективности стал действовать, Минрегион совместно с народными депутатами и международными партнерами наработал пакет законодательства по полномасштабному внедрению реформы энергоэффективности в Украине.

123
123

Из базовых законов принят только один - №417-VIII "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме", который, фактически, лишил жителей многоквартирных домов диктата жэков советского образца. Он дал громадам возможность самостоятельно решать судьбу собственного дома. До принятия закона люди зависели от жэка или от компании, назначенной муниципалитетом или застройщиком. С принятием закона мы дали возможность гражданам иметь совместную собственность. Наш месседж людям: "Дом - это ваша собственность, учитесь совместно, ответственно и эффективно управлять этой собственностью". Дали возможность объединиться, избрать управляющего, который выберет и предложит самые лучшие услуги и цены на рынке. Сегодня уже образовано свыше 26 тыс. ОСМД.

батарея
батарея
Andres Putting/kasulik.delfi.ee

Но этого мало. Следующий шаг - парламент должен принять еще четыре закона. Первый - № 1581-д "О жилищно-коммунальных услугах" - создает условия для развития конкуренции на рынке и наделяет потребителей правом заключать прозрачные договора непосредственно с поставщиками услуг. Второй - №4901 "О коммерческом учете коммунальных услуг" - вводит обязательный учет потребления ЖКУ. После его принятия люди будут оплачивать только фактически потребленные услуги, а не начисленные с потолка. Еще два законопроекта мы разработали совместно с экспертами, международными партнерами, отдельными депутатами парламента. №4941 - "Об энергетической эффективности зданий" - вводит механизм получения унифицированного сертификата энергоэффективности здания. Ключевой - "О Фонде энергоэффективности", собственно, и позволяет запустить этот механизм.

Эти четыре проекта согласованы со всеми вовлеченными в процесс сторонами. Со Всемирным банком, IFC, ЕБРР, USAID, другими международными партнерами, готовыми финансировать программы фонда. Их поддерживает экспертная среда - "Реанимационный пакет реформ", Гражданская сеть ОПОРА, "Энергоэффективные города Украины", другие влиятельные общественные инициативы.

Собственно, в Украине все готово к старту самого масштабного этапа реформы энергоэффективности. Ждем только принятия парламентом необходимых законов.

Что получит государство и что - потребитель от Фонда энергоэффективности

Запустив Фонд энергоэффективности, при условии обеспечения надлежащего финансирования, уже до 2021 г. рассчитываем экономить до 1,5 млрд куб. м газа ежегодно. Еще 5 млрд грн ежегодно сэкономим на финансировании субсидий. Запуск фонда открывает новый инновационный рынок энергоэффективных технологий. А это - до 75 тыс. новых высокооплачиваемых рабочих мест и до 10 млрд грн дополнительных налоговых поступлений ежегодно.

Масштабная реформа энергоэффективности при поддержке международных партнеров, экспертных организаций, общественных активистов устанавливает действенные предохранители против коррупционных схем. Мошенничество с деньгами фонда невозможно в принципе. Владельцы и пользователи зданий, которые станут его клиентами, не будут контактировать с чиновниками. Средства будут направляться непосредственно на реализацию энергоэффективных проектов. Главное условие финансирования: максимальный эффект экономии газа, тепла, горячей воды, электричества. Принципиально, что организации, предоставляющие услуги по аудиту, снабжению строительными материалами и выполнению работ, будут выбирать сами владельцы зданий. Чиновник никоим образом не будет влиять на выбор подрядчика.

Все стандартизированные пакеты фонда, а их будет три, дистанционно будут согласовывать через банки. Пакеты будут отличаться оценочной стоимостью работ, сроком выполнения и индексом уменьшения благодаря модернизации платежей за коммунальные услуги. Домовладелец самостоятельно будет выбирать "пакет", чтобы сэкономить от 20 до 60% средств на плате за отопление и горячее водоснабжение и получить от фонда помощь в размере 20–50% общей стоимости проекта.

Фонд будет предоставлять одинаковый для всех претендентов перечень требований для получения гранта. Домовладельцу или ОСМД достаточно будет выбрать один из пакетов энергоэффективности, представить в Фонд энергоэффективности через банковские учреждения сертификат об энергоаудите, собрать документы для банка для получения кредита. Получив кредит, самостоятельно выбрать производителя работ по энергомодернизации дома.

Важнейшее условие получения гранта от Фонда энергоэффективности - энергоаудит, который определит класс энергоэффективности здания. По его результатам будут идентифицированы места самой большой потери тепла. Затем, во время реконструкции, им будут уделять больше внимания, например, оптимизируют систему отопления, заменят окна или утеплят технический этаж. Впрочем, ощутимое продвижение каждого здания в рейтинге энергоэффективности, например из класса "F" в класс "А", обеспечит только комплексная реконструкция.

Поэтому при формировании политики энергоэффективности государство будет стимулировать финансирование комплексных мероприятий, которые приводят к существенной экономии энергоресурсов для каждой семьи и всего государства.

123
123

Как сэкономить 60 гривен из каждых 100, потраченных на коммунальные расходы

Потребитель будет выбирать энергоаудитора через единую платформу - в базе данных, имея о нем необходимую информацию. Речь идет о перечне реализованных им ранее проектов по аудиту, стоимости этих проектов, достигнутых практических результатах. Привлечение платформы ProZorro для конкурентного определения цен и качества предлагаемого аудита также сможет собрать на площадке заинтересованных производителей работ. Энергоаудиторы будут выдавать сертификат с информацией о потреблении энергоресурсов домом и рекомендации по повышению энергоэффективности.

Важное условие рынка энергоэффективных технологий - взаимная ответственность всех привлеченных подрядчиков: энергоаудитора, проектных и строительных организаций, домовладельца, кредитных учреждений, государства... Например, энергоаудитор будет отвечать за ошибочные расчеты, указанные в сертификатах. Три ошибки автоматически лишат его аттестата на три года.

В Украине 85% жилищного фонда принадлежит к наиболее низким классам энергоэффективности "E–F", и только 5% - к классу "С–B". Вместе с тем в развитых странах мира распространены так называемые "нулевые дома" (zero-energy building), т.е. с ультранизким и даже нулевым потреблением энергии. Такой дом имеет высокую энергоэффективность, даже способен на месте вырабатывать энергию из возобновляемых источников и потреблять ее в равном количестве на протяжении года.

Интересно, что имеющиеся технологии позволяют даже старую застройку с помощью реконструкции перевести из самого низкого класса "F" в европейский - "B".

Легче всего оценить пользу энергоэффективности по шкале стоимости коммунальных услуг в квартире. Отопление однокомнатной квартиры в энергоэффективном доме стоит в три раза меньше, чем в доме типовой советской застройки.

Экономия платежей за тепло, электричество и газ после термомодернизации составит от 20 до 60%, в зависимости от выбранного пакета. Следовательно, на каждых 100 грн, потраченных на коммунальные расходы, семья сэкономит от 20 до 60 грн.

Причем кредитные средства, которые домовладелец будет возвращать банку, если он брал кредит, будут платиться именно за счет этой экономии. Таким образом, из 1000 грн экономия может достигнуть 600 грн, которые, при потребности, ежемесячно будут перечисляться на выплату кредита, а фонд предоставит помощь в размере 20–50% общей стоимости проекта, что еще уменьшит нагрузку на ответственного домовладельца, осуществившего модернизацию.

Этих средств будет достаточно, чтобы воспользоваться практически беспроцентным банковским кредитом на термомодернизацию.

В итоге семья, которая воспользуется программой фонда энергоэффективности, получит обновленный дом с экономным потреблением тепловой энергии, ежемесячной экономией на отоплении и горячей воде до 60% средств. Осуществить проект реально за 3–5 месяцев, а окупится он приблизительно за 2–3 года.

Таким образом, результаты деятельности Фонда энергоэффективности почувствуют и страна, и домохозяйства, и семьи, которые получат гранты. Ведь будут обеспечены экономия энергоресурсов, повысится эффективность использования энергии, снизятся затраты граждан на коммунальные платежи.

В быстром старте фонда заинтересованы и государство, и граждане

В завершение - основные выводы о подготовке к старту Фонда энергоэффективности как основного этапа реформы. Безусловно, в деятельности фонда заинтересованы и государство, и подавляющее большинство граждан. Причем и те из них, кто воспользуется программами фонда, и те, кто будет создавать собственный бизнес на рынке энергоэффективности.

Этот рынок станет одним из самых конкурентных, доступных и прозрачных в Украине. Ведь исполнители будут заинтересованы качественно выполнять работу, учитывая жесткий контроль со стороны фонда, который будет предшествовать перечислению средств за предоставленные услуги.

Важнейшее условие старта фонда - парламентская мобилизация вокруг принятия соответствующих законов. Народные депутаты имеют возможность доказать преданность реформированию страны и принять законодательную базу, которой сейчас остро не хватает.

При условии положительных голосований в Раде уже со следующего отопительного сезона начнется отсчет нового уровня энергоэффективности в Украине. Государство постепенно начнет экономить на закупках импортного газа и субсидиях. А украинские граждане получат возможность инвестировать в собственную энергетическую безопасность и затем все время экономить до 60% затрат на отопление и горячую воду. Это станет шагом к появлению в Украине самодовлеющего общества, с доступной платой за коммунальные услуги, не униженного субсидиями.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме