Театр. Фотосессия

16 июля, 2016, 02:10 Распечатать

ZN.UA подводит итоги сезона

Театра (разного) нынче заметно больше. По разным причинам — социальным, творческим, метафизическим. Одни уже наигрались в политику и сообразив, что ничего там не выиграют, занялись сценой. Другие, как играли в театр, так и играют, отдавая подмосткам ум, честь и совесть этой эпохи. Третьи, позиционируя себя как новое поколение, вне репертуарных застенков пытаются создавать тот мир, который им кажется актуальным. 

Если наш политический театр — поголовно бездарный, пошлый и подлый, то искусство сценическое (частенько) все-таки предъявляет хотя бы попытки эмоционального диалога с действительностью, попытки поиска форм новых и ревизии старых. Зачастую сценическое искусство для многих — подобно батарейке, от которой хочется подзарядиться. Хотя бы временно утолив повсеместную мизантропию, депрессию, эмоциональную опустошенность. Поэтому, подведя некоторые итоги театрального сезона (сентябрь-2015/июнь 2016: в поле зрения, в основном, столица) вспомним некоторые важные и принципиальные события, отличавшие именно этот сезон. Спектакли, проекты, звезды, образы, явления. 17 избранных фото на память. 

Как дети в школу

Проект известного украинского драматурга Натальи Ворожбит CLASS ACT: Восток—Запад — ориентир на социальный театр. На театр, который подобен "Скорой помощи": вовремя приехала и хотя бы временно утолила печали. Адресная аудитория: дети, взрослые. Хотелось бы помечтать, что и взрослые политики тоже. 

Подростки из разных регионов, с Востока и Запада страны, написали пьесы о войне на улицах и в собственных душах. Взрослые профессионалы эти сюжеты поставили-разыграли — в столичном ТЮЗе на Липках. 

Действенность проекта — не только на территории театра. В первую очередь, — это территория израненного социума. Это — пространство детской растревоженной мечты. 

 

те_6

 

Качество подростковых миниатюр порой не уступало уровню взрослой "новой драмы". Конфликтность некоторых сюжетов искрила небанальностью, искренностью. Как говорят в Минкульте, успех первого Class Act повлечет за собой и второй "учебный год". 

Лучший социальный театральный проект. 

О героях былых времен

"Слава Героям!" (совместный проект столичных "Золотых Ворот" и Ивано-Франковского театра им. И.Франко) пользуется небывалой популярностью у молодежи, хотя сюжет о "героях былых времен", о ветеранах-антагонистах, оказавшихся в одной больничной палате. К этому же спектаклю особое идеологическое внимание — со стороны Минкульта и Украинского института национальной памяти. 

В прошлом сезоне возник большой репертуарный спрос на "Бабу Присю" драматурга П.Арье. В уходящем сезоне — внимание разных театров привлекли его "Герои". Пьеса была написана еще "до" Востока и Крыма. Поэтому ее нельзя назвать ни спекулятивной, ни конъюнктурной. Скорее, провидческой, остро рефлексирующей на наши исторические и социальные темы. Спектакль режиссера Стаса Жиркова эффектнее некоторых конкурирующих постановок (в Мариуполе, во Львове). Стариков в "Воротах" эксцентрично и психологично наполненно играют молодые актеры. Трагическое режиссер здесь выворачивает в комическое (и наоборот), оставляя зрителя "наедине со всеми" и с самим собой… 

Главный актерский дуэт сезона: Дмитрий Рыбалевский и Алексей Гнатковский в ролях хулиганов-ветеранов. 

Король забавляется

"Ричард ІІІ" в Национальном театре имени Ивана Франко — важное подношение Великому Барду в год его памяти; метафорично избыточная и слегка архаичная сцениллюстрация для некоторых современных политиков-"шекспироведов" (которые вдруг да и увидят в главном герое оскал своего собственного отражения); во многом коронная роль для Б.Бенюка. 

Несколько лет Богдан Бенюк "искал себя" в разнообразной драматургии текущего репертуара родного театра. А чего искать, если стоит обратить взор на шекспировское наследие? Грузинский режиссер А.Варсимашвили и предложил украинскому актеру сложную партию короля-злодея. 

 

те_4

 

Коллеги-критики спорят: в полной ли мере режиссер раскрыл трагикомический потенциал артиста? Впрочем, бесспорно одно: это уже одна из главных ролей в карьере Б.Бенюка, важный пункт для статьи в "Википедии". 

Артист призван сыграть и шекспировского убийцу и, эдакого современника-политика, для которого связь времен уже распалась, поскольку эту связь он сам и уничтожил. 

Лучшее актерское соло сезона. 

Оскар" и его драма

Арт-проект "Оскар и Розовая Дама" (по мотивам Э.-Э.Шмитта) — для тех, кто страдает по невыплаченному кредиту; для тех, кто горюет из-за бешенства тарифов и других актуальных проблем. После просмотра этого спектакля (режиссер Р.Держипильский), возможно, все вышеперечисленные проблемы покажутся мелкими и мнимыми — по сравнению с подлинным горем, к котором прикасаются герои сценического сюжета. 

Это самый титулованный проект сезона. Награды сыпались на него как из рога изобилия: "Зеркало сцены", "Киевская Пектораль", премия за лучший благотворительный проект и т.п. На основе произведения Э.-Э.Шмитта режиссер смотрит на драму больного ребенка — глазами самого же ребенка. Обставляя ее умышленно красочно, солнечно, компьютерно. И даже если краски жизни меркнут, остается не только боль, но еще и светлая память. Очень мощный социальный потенциал этого спектакля: собранные средства направляли на помощь больным детям. 

 

оскар

 

Здесь же одна из лучших ролей у актрисы Ирмы Витовской (Роза). Открытие проекта — ивано-франковские школьники Влад Балюк и Марк Кирильчук. 

Еще одна сценверсия произведения Э.-Э.Шмитта — уже на сцене столичного кукольного театра. Об этом спектакле меньше писали, но посмотреть его тоже необходимо. 

"Оскар" — главный катарсис сезона. 

Она вернется

Ценителям немодернизированной оперной классики; поклонникам золотого международного сопрано; дипломатическим корпусам разных европейских стран; а также фанатам Джузеппе Верди — "Набукко" в Национальной опере Украины (режиссер А.Соловьяненко). 

Апробированная тактика и практика нашей оперы — усиливать премьеры звездами первой величины — дала очередные всходы. Очередное явление столице и стране Людмилы Монастырской (Абигейль в "Набукко")— гарантия, что выдающийся голос заставит забыть обо всем внесюжетном (в театре, в жизни), увлекая в мир высокого вокального искусства. Ну и что, если излишне рукотворны декорации? Ну и что, если действие "как бы" в эпохе. В опере главное — музыка, голос. Вот и слушайте, покуда ездит на родину. 

 

наук

 

Знаменитая певица уже анонсирована Нацоперой и на новый сезон — в заглавной партии "Тоски".

А пока, в "Набукко", по-прежнему лучший оперный голос сезона. 

Уроки польского 

"Наш класс" по нашумевшей польской пьесе Т.Слободзянека (играют на киностудии им.А.Довженко в пространстве DIYA) привлекает прогрессивную театральную общественность, знатоков современной драмы, адептов актуального, но не радикального театра. Поскольку некий радикализм и крайняя степень откровенности — в самой теме, в способе ее изложения польским драматургом. 

 

те_7

 

Постановку пьесы Т.Слободзянека осуществил киевский режиссер Сергей Перекрест (играют на территории киностудии им.А.Довженко). Судя по всему, человек не пожалел собственных кровных — ради современного искусства. Пока неизвестно, окупился ли этот проект. Но известно, что он уже вызвал энтузиазм и добрый отклик театральной общественности. Вот что говорит о проекте продюсер и критик Ярослава Кравченко: "Это спектакль, который нужно смотреть вместо новостей. Ведь именно здесь осознаешь, как все не ново и циклично в этом мире — в отношениях людей. И как все, что происходит сегодня с нами, предсказуемо. Подобный спектакль — своего рода новоселье для самого театра. Театра не новаторского, без эксцентрики и суперинноваций. Театра классического, традиционного. При этом — мощного и сделанного честно". 

Тройной дебют сезона — пьесы, театра, режиссера.

Пришел солдат с фронта 

Первый заход культового ирландского драматурга Мартина МакДонаха на большую столичную сцену — "Однорукий" (Киевский Молодой театр, режиссер А.Билоус). Соответственно, этот спектакль — как для поклонников модной черной комедии, так и для любителей театра — режиссерского, актерского, психологического. 

Удивительно, как эта черная комедия (поставленная без эксцентрики и смеховыжимания, а с трагикомическими психологическими переливами), способна пронзить болевые точки даже нашего теперешнего дня. К которому, казалось бы, текст МакДонаха не имеет непосредственного отношения. 

 

одно

 

Сразу после премьеры, помню, написал о герое пьесы Карлмайкле, как о человеке, пребывающем в дальней командировке — "на войне". Спустя время (что приятно) более развернутая и детализированная ассоциация на эту же тему возникла и у критика Виталия Жежеры: "Речь в этом спектакле идет об оторванных руках и изуродованных душах. Наконец, об этой нынешней нашей войне. И о том, что она закончится вовсе не завтра, потому что началась совсем не вчера". 

Как утверждает в FB один из матерых театральных продюсеров, Молодой театр сегодня — как "Современник" периода расцвета: по количеству звезд на один квадратный метр и по насыщенности творческой жизни на трех сценах. 

Один из лучших спектаклей сезона; одна из лучших главных ролей — Станислав Боклан (Карлмайкл); лучшая роль второго плана — Дмитрий Суржиков (Мервин). 

Игры женщины

"Несравненная" и "Лес" в Национальном театре им.И.Франко — двойной бенефис Натальи Сумской, на спектакли которой, как мухи на мед, зрители летят роем. Соответственно, это "театр без границ", театр, обольщающий и авангардистов, и традиционалистов, и просто — искренних поклонников. 

В премьере "Несравненной" она поет, играет (и играется), раскрывается во всю ширь и мощь актерского бенефиса (режиссер А.Хостикоев). В спектакле "Лес" по пьесе А.Островского (режиссер Д.Богомазов) эта актриса в роли классической помещицы Раисы Гурмыжской, торговки и любовницы. 

 

те_2

 

Флоренс Фостер Дженкинс из "Несравненной" — пленница собственных мечтаний, сама себе режиссер и сама себе женщина-мечта. Гурмыжская из "Леса" — вовсе не воплощение "темного царства", а эдакая эстетски вычурная женщина-неудачница, которая в душе своей, возможно, "актриса", да вот проиграла подлинное счастье, свою единственную большую любовь, воплощенную на сцене Несчастливцевым (А.Хостикоев). 

Лучшая актриса сезона 2015/2016. 

Мистический Франко 

"Украденное счастье" И.Франко в столичных "Золотых Воротах" — все-таки не для школьников (которые изучают эту пьесу в школьной программе), все-таки не для апологетов классических "трафаретов". Вольная режиссерская версия для тех, кто увидит в шедевре И.Франко — темный мистический омут, а затем нырнет в него с головой. 

В юбилейный год Ивана Франко (160 лет со дня рождения и 
100 лет со дня смерти) этот спектакль появился вовсе не к красному дню календаря (режиссер — Иван Урывский). 

 

те_8

 

Дверь в заснеженную хату Мыколы Задорожного постановщик открывает колдовской отмычкой, уходя от быта, традиций, влияния корифеев. 

Вот что говорит об этом мистическом сценическом этюде критик Анастасия Гайшенец: "Накануне премьеры у меня возник вопрос: а почему именно эта пьеса и именно сегодня? После просмотра все вопросы отпали. Молодой режиссер демонстрирует глубокое понимание материала, а это, в общем-то, главное. Хотя, кажется, это же так просто звучит — "понимать", о чем ты рассказываешь, основываясь на такой известной пьесе. "Украденное счастье" демонстрирует заметный рост Ивана Урывского как режиссера. А Дмитрий Олийнык в роли Мыколы Задорожного открывает глубину трагизма, совершенно неожидаемую от вчерашнего студента. Спектакль наполнен вдохновением, особенной манерой адаптации классического текста и оригинальной сценической лексикой". 

Самая современная интерпретация классики в театральном сезоне. 

Сейчас прольется 
чья-то кровь

Этот "спектакль" для тех, кто его сочинил, кто в нем участвует, кто еще не понимает, что же завтра — тишина или вечный праздник? Спектакль называется "Контрактная система", задействованы — все. 

Естественно, этот, так называемый "спектакль" не предполагает маститых драматургов абсурдистского направления. Таких, как С.Беккет, Э.Ионеско. Ведь пьесу сочиняли — буквально на коленях — и в Минкульте, и в парламенте. (В этих местах тоже хватает мастеров экшн-жанра). Одни восприняли раскрутившийся сюжет, то есть переход на якобы новые рельсы театрального строительства — с энтузиазмом. Другие — выжидают. Третьи — накапливают энергию. 

Судя по всему, интересные мизансцены в этих самых "Контрактах" появятся, когда одним подпишут, а другим не подпишут — договор о взаимной любви. 

Уже этим летом — африканская жара вокруг муниципальных театров, спрос на которые (со стороны соискателей короны), как никогда, активен. 

Чем закончится спектакль — посмотрим. Главное, чтобы в финале не закончилась так как у А.Чехова — "Человека забыли". 

Здесь номинация — резонанс сезона. 

Курс психологии 

За короткий период — сразу несколько постановок в двух популярнейших театрах. Таков персональный рекорд молодого режиссера Дмитрия Весельского. В этом сезоне он поставил произведения Вины Дельмар ("Уступи место!", Киевский Молодой театр) и Анны Яблонской ("Язычники", Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра). Кажется, он нашел своего зрителя — ценителя психологической драмы, которая с каждым сезоном становится все дефицитнее. 

Премьера в Молодом — море слез: зрители в зале два часа подряд рыдают над несчастной судьбой стариков и их непутевых детей. Премьера на Левом — интересный психологический "кувырок", превращающий драму "безверия" в утверждение Веры. 

Если все правильно сходится в моем последующем предположении, — именно этот постановщик несколько отдаляется от своих сверстников. А именно — желанием "игры" в щемящий театр. В театр человеческий, сердечный. 

Возможно, подобная тяга к психологическому началу — от его учителей Эдуарда Митницкого и Андрея Билоуса. 

 

те_12

 

Возможная номинация: рывок сезона. 

Она в отсутствие любви и смерти

Здесь с адресной аудиторией абсолютно все понятно. Она должна быть — платежеспособной, не очень взыскательной, любящей сериальных звезд в афише, ценящей неприхотливость и даже банальность режиссерских построений. Это, зачастую, аудитория современной украинской антрепризы. 

В театральном словаре Патриса Пави (1991) бесполезно искать это волшебное слово. В словаре есть, например, "автомазия", "антракт", "антропология". А "антрепризы" — нет. 

Зато во всех своих модификациях она невероятно активна и в этом сезоне. Антреприза — царица и кормилица украинской сцены. Голод, холод, тарифный террор, стихийные бедствия, политические катаклизмы — все это заставляет режиссеров даже первой лиги (таких, как Д.Богомазов) становиться временными союзниками этой самой антрепризы. 

Внешне в подобном развитии театрального промысла нет ничего зазорного, тем более порочного. 

А внутренне? Если имеем в виду внутреннюю художественную жизнь подлинного театра, тогда, естественно, остаются разные вопросы на полях. 

Ведь пока что (в данном антрепризном направлении) и актерские, и режиссерские удачи — редкость. 

Впрочем, некачественный материал — удел не только антреприз, но и многих репертуарных театров. И если начну перечислять их "шедевры", устанут пальцы и клавиатура. 

Поэтому теперешняя "Антреприза" как явление, как мировоззрение, как экономика, как обогащение и обнищание (духа) — исключительно дело вкуса и личного выбора.

Такова — реальность сезона — необходимая здесь номинация. 

Всегда быть в маске

Эпохи великих депрессий (а можем частично и здесь у нас говорить о подобной) постоянно провоцируют тягу масс к "звукам музыки", к красочному маскараду. И вот столичный Театр оперетты как раз и оказался в нужном месте и нужном времени — том, которое есть. Массы поголовно потянулись к арии "Всегда быть в маске судьба моя!".

На недавнем круглом столе, посвященном проблемам музыкального театра, из уст аналитиков прозвучала во многом симптоматичная информация. Согласно последним социсследованиям, проведенным среди киевлян, большинство из них нацелены, в основном, на театр музыкальный. В частности, на мелодичную столичную Оперетту (худрук Богдан Струтинский). 

 

те_11

 

В деле продвижения и себя, и жанра этот театр действительно сделал заметный рывок-кувырок, о чем свидетельствуют полные залы и финансовые показатели. И здесь уже дело критика — размышлять о причинах спроса и предложения. А дело слушателя — умиляться и забываться на музыкальных сказках для взрослых. Чем, по сути, и является репертуар мюзикловый, опереточный. 

Номинация: безмятежность сезона. 

Хороший, злой, "дикий"

Этот сезон ознаменован рождением новых актуальных театральных промыслов. Среди которых — "Дикий театр". Его аудитория, в основном, айтишники, фейсбучники, состоятельные студенты творческих вузов. В общем, прогрессивная молодежь. Не по штатному расписанию "главный режиссер" в "Диком театре" — Максим Голенко. 

Он довольно заметно позиционирует себя в этом сезоне. И в связи с проектами "Дикого театра", и в связи с МакДонахом в "Золотых воротах" ("Королева красоты"). И в связи с успехом в Магдебурге, где режиссер осуществил сценическую версию "Вия" с немецкими актерами. 

 

вий

 

"Дикий театр" в сезоне — важный ньюсмейкер. Он же — символ рождения новых театральных организмов. Естественно, некоторые из них выживут, иные — растворятся. Хорошо, что процесс пошел, рождая театр новый: злой, хороший, "дикий", разный.

Прорыв сезона, нарыв сезона, симптом сезона, надежда сезона. 

Вначале была слава

Опера-реквием "IYOV" режиссера Влада Троицкого (композитор Роман Григорив) — выбор целевой актуальной музыкальной аудитории; прибежище для творческих нон-конформистов, экспериментаторов и умеренных радикалов. 

Впервые эта опера представлена в сентябре 2015 на GogolFest, затем была презентована в США, Китае и Австрии. 

Этим летом ее услышали в Ивано-Франковске на фестивале Porto Franko Gogol Fest. В основе — книга святого Иова из Ветхого Завета. Проект построен на соединении библейских и латинских сакральных текстов, музыки для рояля, ударных, виолончелей. 

 

те_1

 

Вот что говорит о проекте критик Анастасия Гайшенец: "Владислав Троицкий обладает уникальным даром — чувством момента. Удивительным образом его библейская опера-оратория резонирует с настроением на пороге безверия, охватившим наш социум как раз в момент его премьеры. Лаконизм и мистериальный характер — главные особенности этого проекта. И тот факт, что новая музыка композиторов Ильи Разумейко и Романа Григорива нашла своего слушателя — не может не вдохновлять".

Откровение сезона. 

Мальчик в квартире нашел пулемет

Спектакль для неспокойных мам и их нервных сыновей-подростков — "Це все вона" в Киевском Молодом театре. 

На международном фестивале "Мельпомена Таврии" эксперты высоко оценили (и даже наградили дипломом за исполнение лучшей мужской роли) молодого актера Олега Коркушко за главную роль в камерной постановке. Прежде актер, еще в статусе студента, вышел на сцену театра в "Жаре" по И.Бунину. Теперь — полноценный дебют. 

Юный артист не теряется на фоне именитой Риммы Зюбиной. Он намеренно вступает с ней в активное эмоциональное соревнование. Что предполагает сам сюжет — рассказ об опасном психологическом поединке уставшей матери и ее неприкаянного сына-подростка. 

 

те_5

 

Артист убедителен в сценах, когда отстраняется, когда приближается к своей матери и к своей виртуальной любви. Здесь образец задорной юношеской, но одновременно и взрослой осмысленной актерской игры — по гамбургскому счету. 

Лучший актерский дебют сезона. 

Вера... И "майна"! 

Нерепертуарное, но принципиальное событие сезона — активизация театрального строительства на Андреевском спуске. Сверху дали зеленый свет возведению практически нового здания для многострадального Театра на Подоле (худрук Виталий Малахов). 

Интересно, что сакральные строительные возгласы ("Вира! Майна!") прозвучали с самого верхнего эшелона власти (в подчинении которого — популярная кондитерская империя). 

Здание обещают сдать в конце 2016-го — начале 2017 года. 

 

те_13

 

Дай-то Бог. Очень ждем. 

Надежда и вера сезона — получить, как конфету, современный театр (оборудованный по последнему слову техники)

 

Особая благодарность за творческие предложения в составлении "Итогов сезона" — критикам Анастасии Гайшенец, Людмиле Олтаржевской, Юлии Бирзу, Виктории Илькив, Алле Подлужной, Ярославе Кравченко. 

 
 
 
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >