"Поводир", путь к прозрению

17 ноября, 2014, 09:49 Распечатать

"Поводир" может оказаться знаковым фильмом в том смысле, что, хромая и на ощупь, проведет нас на ту сторону баррикад.

Выход в прокат фильма "Поводир" Олеся Санина должен ознаменовать новую точку отсчета украинского кино. Его главный месседж — "возможность" наших кинематографистов сделать масштабный зрительский фильм и таким образом открыть ворота украинской индустрии.

Первым важным фактом является то, что оба новых украинских фильма (целиком пленившие глаза и мысли зрителей) — "Плем'я" Мирослава Слабошпицкого и "Поводир" Олеся Санина — базируются на теме физического увечья, связанного с органами ощущения.

В первом случае речь идет о глухонемых, во втором — о слепых.

Конечно, это случайность. Но какая характерная и, пожалуй, знаковая! Через художественный и эмоциональный катарсис, через проблемы с ощущениями должно наступить определенное прозрение. Это по-украински. Или по-христиански. Как говорится, на грубое дерево нужен грубый клин. Именно такими клиньями являются "Плем'я" и "Поводир".

Но если "Плем'я" (как клин) был применен не массово — на "свою" аудиторию, ограниченным количеством копий, то "Поводир" выглядит неким оружием массового эмоционально-бизнесового поражения.

Выдвижение этого фильма на "Оскар", и скандал с этим связанный, широкая рекламная кампания, правильный маркетинг и крупнейший украинский дистрибьютор — все свидетельствует о выверенном пути, едва ли не впервые в украинской истории примененном по лекалам уже давно устоявшихся киноиндустриальных государств.

С "Поводирем" почти все сложилось, как планировалось. Известный режиссер ("Мамай" Санина получил огласку), лучший оператор Украины (Сергей Михальчук).

Известная и замечательная певица с дебютом в кино (Джамала), один из лучших украинских продакшенов (Pronto Film). И актуальная и идеологически правильная идея в основе сценария — расстрел большевиками кобзарей и массовая коллективизация в Украине.

Впрочем, за хорошо склеенной формой подачи, за фантастической операторской работой, впечатляющими панорамами, художественным совершенством в кадре кроются и фундаментальные проблемы нашего кино. Особенно обидные. Поскольку точно так же как короля делает его свита, кино создают детали.

Будем откровенны. Харизматичный актер Александр Кобзарь, играющий негативного персонажа (чекиста), в течение всего фильма — одинаковый, выражение его лица больше похоже на маску, надетую в начале фильма и так и не снятую в финале. Потрясающий Станислав Боклан — один из лучших актеров отечественного театра, — в кино все равно оставляет при себе театральность...

Интересен юный Антон Святослав Грин — все же любитель и, вопреки всем тренировкам перед съемками и во время их, любителем остается, и этого не скрыть в крупных планах и особенно — в диалогах. Этого не скрыть ни операторскими ракурсами, ни монтажом.

Джамала — физиономически и в звуковом плане очаровательна, все об этом знают, но она тоже любитель.

поводырь джамала

Однако первенство в расфокусе "Поводиря" ведет драматургия. Довольно сложный проект с большой съемочной группой, продолжительным пре- и постпродакшеном, массовками и количеством локаций (что делает честь творцам) в определенных сценах проваливается в режиссуре и драматической составляющей. Сцена драки "на палках" мальчика с другими ребятами, кроме того, что снята неудачно (нужны знатоки экшн-съемок, а у нас такого никогда не снимали), не подходит сюжету: драматически-лирическую историю с формой роуд-муви превращают в боевик с очевидными аллюзиями "Слепой ярости" Филлипа Нойса с Рутгером Хауэром в главной роли.

А в трагической сцене с колодцем и пониманием смерти возлюбленной, герой Боклана, взывая в отчаянии к небу, разводит в стороны руки столь пафосно, что разрушает все преувеличением и нереалистичностью. Так же и в сцене, когда герой Антона от голода идет грабить квартиру, его застает героиня Джамалы и, грязного (по прошествии весьма долгого времени) — узнает в ту же секунду…

Кто-то скажет, что не надо быть слишком придирчивым. Что не надо быть придирчивым в такое время. Не надо "придалбываться" к нашему кино, к тем, кто хоть что-то делает, а ты здесь, писака, лишь болтовню разводишь… Вполне вероятно.

Вполне вероятно, что фильм понравится массам, и 130 копий смогут собрать 30 млн грн по курсу 12 (мой прогноз) за полтора месяца проката. И уже таким образом сделать "Поводиря" первым отечественным блокбастером (хотя это и не окупит затраты на фильм).

Кто знает, может, принимая во внимание ситуацию в Украине, Американская киноакадемия (чувствительная к политичности, социальности и идеологичности) не только внесет "Поводиря" в список номинантов, но и присудит ему награду за лучший "зарубежный фильм". Возможно.

Но это не опровергает важности критики относительно кино. Особенно отечественного. Которое только невероятными усилиями сможет пробить идейную и техническую стену проблем, построенную нами же.

"Поводир" может оказаться знаковым фильмом в том смысле, что, хромая и на ощупь, проведет нас на ту сторону баррикад. Подальше от племени злых сторонников старого статус-кво.

Караван идет. И подталкивает его как раз "лай".

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >