На прошлой неделе в повестке дня ряда областных рад появилось неприметное, на первый взгляд, обращение к Кабинету министров Украины с требованием установить договорные отношения между правительством и этими самыми областными радами.
Среди множества вопросов, вынесенных на очередные сессии областных рад, легко было упустить из виду очередное обращение к правительству, списав это на недосмотр или юридическую безграмотность аппарата рад. Инициаторами таких обращений были депутаты от "Батьківщини", и их благородный мотив "заставить центр считаться с регионами в контексте децентрализации власти" поддержали коллеги, представляющие едва ли не всю палитру политического поля. Что бросилось в глаза, так это синхронность рассмотрения указанных вопросов на сессиях областных рад и оперативная реакция российских СМИ на эти решения: регионы Украины требуют автономии! Причем не только на Востоке, но и на Западе Украины - в логове "бандеровцев". Ведь по сути договора между центральным правительством и регионами предшествуют оформлению федеративного устройства. Что является чуть ли не главным требованием России и противоречит конституционно закрепленному принципу унитарности Украины.
Правда, массового принятия решений не получилось - акты успели принять только в Одесской, Житомирской, Кировоградской, Ивано-Франковской и Хмельницкой областях. Довольно быстро отреагировал президент, заявив, что такие заявления противоречат Конституции Украины, и пригрозил роспуском рад, хотя по Конституции таких полномочий глава государства не имеет. В Днипре, Виннице проект сняли с повестки дня, во Львове, благодаря умелым действиям председателя областной рады Александра Ганущина, проект обращения не набрал достаточно голосов. Жестко выступил против попыток шантажировать правительство председатель Харьковской областной рады Сергей Чернов, призвавший, как президент Украинской ассоциации областных и районных рад, не спекулировать на теме передачи полномочий, поскольку это дискредитирует реформу. Владимир Гройсман отметил, что в целом практика заключения региональных соглашений в прошлом дискредитировала себя, а фискальная децентрализация и учреждение Государственного фонда регионального развития создали намного более эффективный инструмент взаимодействия правительства и местных элит. Правда, при этом премьер не акцентировал внимание на том, что раньше речь шла о банальной формализации порядка выделения средств на социально-экономическое развитие, тогда как суть указанных договорных отношений заключается в изменении конституционных принципов организации власти. В конце концов "парад суверенитетов", похоже, остановился, оставив после себя много вопросов.
Прежде всего, трудно найти мотивы действий Юлии Владимировны. Можно понять критику тарифной политики правительства - кому хочется платить больше, тем более что аргументы бывшей "газовой принцессы" кажутся весьма убедительными. Можно найти рациональность в поведении "Батьківщини" относительно блокирования реформы административно-территориального устройства - на выборах административный аппарат очень помогает, а сельские головы, безусловно, вспомнят, кто защищал их комфортное до недавних пор положение. Можно, в конце концов, быть толерантным к призывам объявить военное положение как минимум на территории восточных областей Украины - электорат давно требует назвать войну войной, а Россию - агрессором. Но расшатывать саму конструкцию власти человеку, который рассчитывает занять ключевую позицию в этой самой структуре, как-то нелогично. Ведь в случае прихода к власти придется снова "сшивать страну", разорванную региональными кланами вследствие собственной недальновидной деятельности.
Досадно, но такие действия вполне вписываются в общую стратегию Кремля - создание образа Украины как несостоявшегося государственного образования, стимуляции "управляемого хаоса". Тактика же заключается в размывании статуса каждого из уровней власти в административно-территориальном устройстве. На базовом уровне еще во времена Майдана был запущен вирус "регистраторов территориальных громад". Суть учения этой чуть ли не религиозной секты состоит в произвольном трактовании Конституции и законов. Так, статья 140, на которую ссылаются "сектанты", никогда не цитируется ими до конца. А в ней право территориальной громады решать вопрос непосредственно или через органы местного самоуправления определяется именно на основании законов, а не на основании изданного свидетельства о регистрации общественной организации "Территориальная громада". Поскольку же, по их мнению, органы власти не зарегистрированы в порядке, определенном для регистрации предприятий и других субъектов хозяйствования, то они нелегитимны. Нелегитимны городская рада, полиция, суды, налоговая инспекция. И только "территориальная громада" имеет право на собственность на территории города, потому надо выделить долю этой собственности в натуре всем, кто записался в эту "громаду". Вопреки всей маниакальности этих тезисов, апологеты "территориальных громад" сумели взбудоражить многих юридически безграмотных, но социально активных граждан.
На районном уровне усиленно распускаются слухи о закрытии сети бюджетных учреждений - школ, больниц. А для регионального уровня приготовлена роль борца за "естественные права регионов", которые узурпирует центр, забирая в государственный бюджет все ресурсы и раздавая по ложечке в виде трансфертов. При том, что уже два года действует новая система финансового выравнивания, стимулирующая все органы местного самоуправления наращивать доходы и открывающая широкие перспективы для местной элиты прилагать интеллект и опыт к разработке и воплощению развивающих проектов, на которые из государственного бюджета выделяются средства.
Еще один урок, который нужно вынести из этой истории, - недостаточная работа аналитических структур безопасности, которые должны были предвидеть появление информационных и психологически-ментальных вирусов, запущенных российскими спецслужбами, и еще в зародыше их обезвредить. Да и работа правоохранительных органов вызывает нарекания. В частности, в ходе шабаша сторонников секты "регистраторов громад", съехавшихся со всей Украины в Хмельницкий в минувшую субботу. Только когда наглость "регистраторов" достигла непристойного уровня - захвата помещений, выдачи от лица власти удостоверений и номеров на автомашины, освобождения предпринимателей от уплаты налогов, оскорбления судей, - правоохранительные органы наконец-то начали действовать: в Хмельницком и Тернополе были проведены обыски помещений руководителей региональных отделений "регистраторов". Следует надеяться, уголовное производство против них будет доведено до логического завершения, несмотря на огромные финансовые и юридические ресурсы покровителей "сектантов" в Украине и их "кумовьев" в России.
Следующее неприятное наблюдение - политикум серьезно болен: ряд политических сил для достижения своих целей готов перейти черту между сугубо политической деятельностью и подрывом основ конституционного порядка в Украине. И к этому нужно быть готовыми государственным структурам. Ведь на Востоке все тоже начиналось с призывов "услышать Донбасс". Причем события могут развиваться очень стремительно. Объектами манипуляций могут быть не только и не столько жители русскоязычного Юга и Востока, но и привычные к скептическому отношению к власти "западенцы". Поэтому очень актуальным становится принятие законодательства в части государственного контроля над деятельностью органов местного самоуправления. Ведь правовой вакуум, возникший после лишения прокуратуры функций общего надзора, необходимо заполнять.
К осени можно ожидать роста реальных зарплат во всех секторах и уменьшения количества домохозяйств, нуждающихся в жилищных субсидиях. Первые признаки успеха реформы децентрализации постепенно развеивают мифы и ужасы о последствиях формирования крупных территориальных громад. Есть надежда, что могут быть приняты изменения в Основной Закон в части децентрализации власти. Даже с демонизированным 18-м пунктом Переходных положений.
Ведь, объективно говоря, контроль над деятельностью органов местного самоуправления на территории, зараженной сепаратизмом, должен быть намного более жестким, чем в других регионах Украины. И именно это является особенностью осуществления местного самоуправления в ОРДЛО. Что и необходимо легитимировать в Конституции.
Надо надеяться, что это объективное обстоятельство начнут пониматьи в Вашингтоне, и в Париже, и в Берлине. В конце концов, президент может использовать свой последний аргумент - референдум, на который может быть вынесен вопрос, поддерживают ли граждане Украины согласование актов местного самоуправления в некоторых районах Донецкой и Луганской области (на период до урегулирования там социально-политической ситуации) с представителями государства(в будущем - префектами). Здравый смысл украинцев, который всегда помогал им оставаться самобытной нацией, и в этот раз подскажет правильный ответ на поставленный вопрос.
И тогда, опираясь на волеизъявление украинского народа, парламент с облегчением проголосует за конституционные изменения.