Джамала: "Многим людям в Европе близка тема песни "1944"

24 февраля, 2016, 18:12 Распечатать

Финал украинского отбора на Евровидение-2016 (на котором победила Джамала с песней "1944"), как и ожидалось, финалом не стал. Это было только начало раскручиваемого по сей день маховика, в который вовлечены и артисты, и политики, и идиоты, радостно проявившие предвесеннее обострение.

Джамала рассказала о подготовке к Евровидению

Олег Вергелис

Прежде напомню, что СТБ и Первый Национальный подняли просто-таки "сизифов камень" на Говерлу, обустроив действительно качественное и зрелищное шоу. Полуфиналы и финал украинского Евровидения. В финальном голосовании проявили интерес к конкурсу более 300 тыс. чел. И, говорят, это настоящий рекорд для отборочных конкурсов Евровидения в Украине.

Разномастной, но все же интересной (для обывателя и музыкального наблюдателя) оказалась колода наших евроконкурсных карт. Среди которых — The HardKiss, SunSay, Brunettes shoot Blondes, некоторые другие.

Но в азартной игре, как известно, выиграла Джамала. С песней, специально созданной для Евровидения-2016 — "1944".

Если произвести нехитрую арифметическую операцию, от 2016 отнять 1944, получится 72. То есть уже восьмой десяток лет тема трагедии крымскотатарского народа остается саднящей раной: и в общей истории, и в разных поколениях. Сталинский режим, истреблявший народы и нации, кровавой бороздой прошелся по судьбам, эпохам, по тем же поколениям.

Но Джамала исполнила не политическую агитку, как это послышалось глухим. И не спекулятивную однодневку, на что намекают идиоты. Ее "1944" — это белое и красное в одной композиции. Белый стих и запекшаяся кровь. Летящий голос и сдавленный крик. Память о человеческих трагедиях и мольба о мире — сегодня и всегда.

Загадочный депутат Госдумы РФ с многозначительной фамилией Деньгин (наверное, это весьма подходящий персонаж для Салтыкова-Щедрина?), потеряв слух и совесть, поработал на десятках новостийных лент черным пиарщиком для украинского делегата на Евровидение. Ибо он заявил, что голосование было фиктивным, а песня "1944" якобы выбрана специально, причем исключительно с геополитической целью.

Тем временем в самой песне нет таких интересных слов как "Сталин", "Ленин", "Раша" или "гудбай" (а также других подобных ярких образов). "1944" — медитативная песенная лирика. Саунд, в отзвуках которого, на мой слух, — драма и отдельного человека, и целого народа, и, возможно, всей Земли.

"Когда приходят незнакомцы… Они приходят в твой дом… Они убивают вас всех и говорят: "Мы не виновны… Не виновны...". Но где же ваш разум? Человечество плачет… Вы думаете, что вы Боги? Но все умирают… Не глотайте мою душу… Наши души…".

Это лишь фрагмент "1944" (перевод с английского и крымскотатарского). И, право, кто бы и как бы ни относился к тексту, контексту, к музыке и манере исполнения, здесь личная трагедия все-таки восходит к трагедии общечеловеческой, а не к каким-либо локальным политическим конфликтам.

Посему лишний раз напомню, что Евровидение (особенно на постсоветском пространстве) —  вольный или невольный повод для маниальных политических игрищ. Евровидение, к которому,  по моим сведениям, в самой Европе относятся куда спокойнее (как к игре в игру), на постсоветском пространстве — обязательный повод для предвесеннего обострения (у политиков), для возвращения в детство (у скандалящих артистов). Ну и тому подобное.

"Защищать" эту песню и эту певицу, на мой взгляд, нет надобности. Хорошая композиция сама за себя ответит, какое бы место она ни заняла в Стокгольме или другом городе (можно подумать, что те, кто в разные годы занимал первые места, теперь у всех на слуху?). Просто в очередной раз и певица, и песня стали катализатором, лакмусом и информповодом, который выявил известный  хронический диагноз времени…

У самой Джамалы сейчас много хлопот перед Стокгольмом. Ее буквально рвут на части мировые СМИ. Тем более признателен ей за то, что нашла время для разговора.

—  Джамала, как известно у многих людей очень короткая память. Даже если им талдычишь одно и то же по десять раз. Поэтому напомни тем, кто забыл, "о чем" эта песня, как она рождалась, какие частные факты и детали создали общий песенный пазл. 

— История этой песни началась, когда я была еще совсем маленькой. Моя прабабушка Назылхан, которая пережила депортацию, рассказывала о тех событиях много раз. Когда советская армия вошла в Малореченское (это родное село моей прабабушки и всей нашей семьи), их встречали как героев-освободителей, принимали дома, кормили, поили, пели им песни. Так продолжалось пять дней. А 18 мая рано утром всем сказали: "На сборы — 15 минут". Потом всех просто как скот погрузили в товарные вагоны, запечатали и повезли в Среднюю Азию. Эта тема мне всю жизнь не давала покоя. Мне казалось, что об этой трагедии забыли, никто не вспоминает о десятках тысяч крымских татар, которые погибли в этих поездах и потом уже в Средней Азии. Их души не упокоились. Я решила написать об этом песню где-то полтора года назад. Изначально она называлась "Душі". Текст был украинский с припевом на крымскотатарском.

Потом я решила сделать текст на английском и назвала ее "1944"...

 — То и дело не унимаются эксперты и иные специалисты, пророча, что именно эту песню в Европе могут забраковать, не принять, засудить. Ввиду ее горького смысла и якобы жесткого политического подтекста. Что ты сама думаешь по этому поводу? Услышат ли Европа и мир одинокий голос человека?

— В песне нет никакого политического подтекста. Любой, кто потрудится прочитать текст, сможет в этом убедиться. Никому же не приходит в голову воспринимать фильм "Список Шиндлера" как картину с "политическим" подтекстом? Думаю, что ассоциации, возникающие у разных людей в разных странах, зависят от того, что транслируют медиа, и от мировоззрения каждого человека. Я уверена, что очень многим людям в Европе близка тема моей песни "1944". Ведь многие народы пережили свои трагедии. Достаточно вспомнить о Холокосте…

 — Несколько слов о технологичных аспектах номера для Евровидения. Поскольку номер, как картинка, — во многом залог успеха. Кто будет принимать участие в его постановке? Сильно ли будет отличаться эта постановка от телеверсии, которую уже видели украинские зрители в финале отбора?

 — Да, думаю, будет отличаться очень сильно. По крайней мере, у нас есть такие намерения. Основным партнером по подготовке к финальной части будет канал СТБ, будем работать над номером с его командой.

 — Понятное дело,  подготовка к Евровидению — в первую очередь команда, которая помогает артисту. Кто сегодня рядом с тобой — плечом к плечу?

 — Моя команда остается прежней — это менеджмент, работающий со мной уже шесть лет: Игорь Тарнопольский, Денис Козловский, лейбл Enjoy Records. Теперь еще подключится команда телеканала СТБ.

 — Планируются ли накануне выступления в Стокгольме промотуры в других европейских городах? С понятной целью — популяризации "1944". 

 — Сложно сказать, мы еще не занимались планированием этой части. Откровенно говоря, я не уверена, что это действительно необходимо. Мне кажется, это было очень важно еще 10 лет назад, но сегодня Интернет решает многие задачи.

 Твое мнение относительно очевидного политического обострения не только вокруг "1944", но и в связи с выступлением конкурента — Андрея Запорожца (SunSay), а также по поводу комментариев Русланы и активности соцсетей? Почему этот конкурс песни — чаще повод для раздора, а не для творческой консолидации?

 — Я все время повторяю, что нам противопоказано проводит отборы на Евровидение. Потому что это всегда выливается в скандалы. Я не могла выдержать, когда слушала весь этот разговор с Андреем на сцене… Я сидела в гримерке и кричала от возмущения. Он не заслуживает такого обращения… Мне было ужасно неприятно… Считаю, что каждый человек должен следить за своими поступками, вместо того чтобы искать объекты для ненависти и порицания.

 — На старте карьеры тебя сильно поддержал конкурс "Новая волна". Известна ли сегодня реакция Игоря Крутого на "1944"? Или, может быть, есть какая-то реакция Аллы Пугачевой, которая тебе всегда публично симпатизировала? И еще… Возможно, были за последнее время какие-либо приглашения выступить на российском ТВ? И как ты на эти предложения реагировала? 

 — Никто из российских коллег никак не отреагировал, по крайней мере, мне никто не писал и не звонил. Приглашения время от времени приходят. В основном с развлекательных каналов, которые хотят, чтобы я спела что-то в эфире. Последний раз мы выступали на российском ТВ в "Вечернем Урганте" осенью 2013-го.

По материалам: ZN.UA /
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >